Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №14/2007

Я иду на урок

Я иду на урок: 8-й классВалентин Распутин. Фото.

Елена ДАВЫДОВА


Елена Владимировна ДАВЫДОВА — учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 10 г. Сочи, Краснодарский край.

“Нет в мире должности прекрасней…”

В.Г. Распутин. «Уроки французского»

Почему мы, так же как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после. Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово “учитель”.
В.Распутин В.Астафьев

Это заключительный урок по теме. На предыдущих уроках повесть была прочитана, разобраны отдельные эпизоды, позволяющие охарактеризовать героя, время, описанное в произведении. Сегодня речь об учительнице.

I. Вводное слово

Учитель… Каким он должен быть? (Ответы детей записываются на доске.) Плохой ли, хороший ли, учитель входит в жизнь каждого из нас и оставляет в ней глубокий след. Наверное, поэтому и существует множество произведений, посвящённых учителю. Строчки из некоторых рассказов и послужат эпиграфом к нашему уроку.

«Уроки французского» — одно из лучших произведений В.Распутина. Это произведение о детстве героя, о трудных взаимоотношениях подростков, о мужестве, о доброте, о становлении характера. Для меня же это произведение об учителе.

II. Как вы уже знаете, в основе повести лежит автобиографическая история. (Рассказ о Лидии Михайловне Молоковой, подготовленный ученицей по материалам Интернета.)

Героиня рассказа Распутина «Уроки французского» живёт в Нижнем Новгороде, зовут её Лидия Михайловна Молокова. Случайно школьница Лидия Данилова оказалась во время войны в Сибири вместе с родителями. Случайно поступила на отделение французского в Иркутский педагогический институт. Собиралась-то она в университет на исторический, но её смутили... стены будущей альма-матер: высокие мрачные своды бывшего здания духовной семинарии как будто давили на молодую девушку. Абитуриентка забрала документы и ушла в педагогический. Там оставались места только во французской группе.

Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "Квартиры посуточно". На сайте Вы найдёте предложения посуточной аренды в Саранске, а также других городах России - квартиры, коттеджи и хостелы. На сайте размещено большое количество объявлений с фотографиями и ценами, что поможет Вам подобрать наиболее оптимальный вариант. Удобный поиск по городам в алфавитном порядке, выбор адреса на карте. Для поиска перейдите по ссылке: http://posutochno.org/saransk/.

Случайно оказалась она и в районной школе, в глухом посёлке Усть-Уда. Это было худшее место, куда можно было попасть по распределению. И почему-то оно досталось студентке с отличным дипломом. “За дерзость”, — объясняет сама героиня. В подшефном восьмом классе молоденькая учительница поначалу не произвела серьёзного впечатления. Ребята попались озорные.

Валя Распутин учился в параллельном классе. Там собрались ученики посерьёзней. Классная руководительница, учительница математики Вера Андреевна Кириленко, судя по всему, спуску им не давала. “На самом деле Распутин, в первую очередь, писал свою учительницу с Веры Андреевны, — считает Лидия Михайловна. — «Красивая, немножко косили глаза», — это всё про неё. Сдержанная, опрятная, с хорошим вкусом. Говорили, что она из бывших фронтовичек”. Но почему-то Вера Андреевна исчезла из всех биографий писателя.

Отработав положенные три года, Вера Андреевна уехала из Усть-Уды на Кубань. А Лидии Михайловне пришлось взвалить на свои плечи классное руководство в объединённом девятом классе. Потом Лидия Михайловна вышла замуж, жила в Иркутске, растила двух дочерей. Вскоре у неё умер муж, и она перебралась в Саранск, поближе к маме. В Саранском государственном университете Лидия Молокова отработала сорок лет. Были ещё командировки за границу: сначала она работала преподавателем русского в Камбодже, потом преподавала язык в военной школе в Алжире. А потом была ещё командировка во Францию, во время которой Лидия Михайловна и узнала, что стала книжной героиней.

III. Итак, в центре нашего внимания образ Лидии Михайловны, учительницы французского. Когда мы характеризуем героя, обычно делаем акцент на деталях портрета, манере поведения, поступках. С этого и начнём характеристику героини. Работать будем в группах.

1-я группа. Найдите портретные характеристики Л.М. Подчеркните ключевые слова. Сделайте вывод: как нарисована героиня?

2-я группа. Как относится Л.М. к ученикам? Подчеркните ключевые слова. Сделайте вывод.

(Обсуждаем ответы детей.)

IV. Работа с иллюстрацией

Так увидел Л.М. художник Владимир Гальдяев. Сравните своё впечатление с тем, что получилось у художника.

V. Беседа по тексту

  • Как наш герой относится к учительнице? Докажите текстом.
  • Прочитайте эпизод, когда рассказчик первый раз появляется в школе с синяками. Оцените реакцию Л.М., её поведение. Как это её характеризует?

(Проявила педагогическое мастерство: не стала выяснять при всём классе, заботливая, понимающая.)

  • Как мальчик относится к дополнительным занятиям? Понял ли он, с какой целью Л.М. заставила его заниматься?
  • Как реагировала учительница на его отказы ужинать?
  • Что ещё предпринимает Л.М., чтобы помочь своему ученику? Каким чувством продиктован этот поступок? Чем отличается жалость от милосердия?
  • Почему же герой не понимает её желания помочь?
  • Вспомним эпизод, когда Л.М. предлагает ученику игру в пристеночки.

(Инсценировка.)

  • Итак, исчерпав возможности помочь герою законно, Л.М. решается на отчаянный поступок. Какие правила она нарушает?
  • Правильно ли она поступает?
  • Прочитайте монолог учительницы, в котором она объясняет своё желание играть. Что нового узнаём о её характере?
  • Как теперь относится герой к своей учительнице? Докажите текстом.

(Перестал бояться, относится как к человеку, забывает, что перед ним учитель.)

  • Какие же уроки преподала Л.М. герою?

(Не только французского языка, которому рассказчик научился, но и уроки доброты, милосердия, которые, наверное, намного важнее.)

  • Перечитайте последние абзацы повести. Почему повесть об учителе, о ребятах, о милосердии заканчивается такой фразой? С чем ассоциируются у героя яблоки?

(Воспоминание об учителе, символ доброты. У милосердия как бы появился запах — запах яблок.)

VI. Заключение. Уроки Лидии Михайловны наш герой запомнил очень хорошо. Сам Валентин Распутин — справедливый человек, замечательный писатель. Почему же тогда повесть, посвящённую своему учителю, он начинает фразой, вынесенной в эпиграф урока? Каким же должен быть настоящий учитель? Может быть, нам поможет в рассуждении второй эпиграф к уроку? (Обмен мнениями.)

Да, настоящий учитель — это тот, кто помогает своим ученикам стать людьми, просто людьми. Настоящий учитель — это тот, кого помнят всю жизнь. Настоящий учитель — это моя школьная учительница, которая помогла мне стать тем, кем я стала. А вот настоящий ли учитель я, судить не мне — вам, и не сейчас, а через несколько лет после школы…

Рейтинг@Mail.ru