Я иду на урок
Я иду на урок: 5–7-й классы
Елена Мажорина
Елена Александровна МАЖОРИНА — учитель русского языка и литературы школы № 10 г. Орла.
Музей литературных героев Лескова
Музей литературных героев — одна из эффективных форм организации внеклассного чтения произведений Н.С. Лескова в 5–7-х классах. Наиболее сильное эмоциональное воздействие в этом возрасте оказывают на детей рассказы Н.С. Лескова «Кадетский монастырь», «Под Рождество обидели» и «Дурачок». Учитель, выбрав эти произведения, обязательно сформирует представление о своеобразном художественном мире писателя и проведёт учащихся по целой галерее праведников.
Подготовка к уроку проходит в несколько этапов.
1-й этап — организационный
Класс делится на три группы. В первой группе дети будут исследовать рассказ «Под Рождество обидели» и создавать экспозицию о купце и рассказчике, во второй группе — рассказ «Кадетский монастырь» и экспозицию о директоре кадетского корпуса Перском, в третьей — рассказ «Дурачок» и экспозицию о Паньке. На этом этапе в группах распределяют роли директора, экскурсоводов, сценаристов, художника, артистов.
2-й этап — исследовательский
Учащимся необходимо несколько раз внимательно перечитать рассказ, чтобы осмыслить идею произведения и определить круг предметов, которые составят экспозицию. Экспонатов должно быть не более восьми, так как каждой группе для выступления предоставляется всего 10 минут.
3-й этап — поисковый
На этом этапе дети собирают предметы, соответствующие социальному положению персонажа. Так, для экспозиции купца, литературного героя рассказа «Под Рождество обидели», ребята могут разыскать и позаимствовать из школьного этнографического музея предметы старины, которые наверняка были в купеческих семьях. Для экспозиции директора кадетского корпуса дети могут использовать старинные книги, иностранные словари, классный журнал и т.д. Ребята третьей группы должны собрать орудия крестьянского труда, деревянные игрушки, одежду.
4-й этап — творческий
Художники рисуют портреты своих персонажей на соответствующем фоне, стараясь передать в лице и фигуре особенности характера. Затем раскладывают предметы и этикетки, устанавливают портрет. Затем нужно придумать легенду к каждому предмету. Например, самовар: даже слово вызывает в памяти картину купеческой семейной идиллии, когда все собирались за столом и вели разговоры о праведниках. А обёртка от конфет становится доказательством кадетской дружбы.
Затем в группах составляют экскурсию на десять минут. Цель экскурсоводов — расположить экскурсантов к литературному герою. Стоит продумать сюрпризы. Так, рассказ о купце, бывшем воровском сыне, можно начать с момента, когда герой стал всеми уважаемым человеком, присяжным в суде. Вот здесь необходимо включить в экскурсию специально составленную сценаристами сценку «В суде» (см. Дополнительные материалы).
Для экскурсии о директоре Перском можно написать две сценки, когда в корпусе появляется государь Николай Павлович и генерал Демидов, а из рассказа «Дурачок» для инсценировки можно взять разговор Паньки и Хан-Джагара.
Во время творческого этапа ученики придумывают и оформляют заголовки к своим экспозициям: первый — «Рождественское чудо», второй — «Замечательная личность», третий — «Не стоит село без праведника».
5-й этап — репетиционный
Артисты разыгрывают сценки, экскурсоводы репетируют экскурсии.
Если в предварительной работе велика роль учителя (он консультирует, помогает), то во время урока ученики управляют учебным процессом. Учитель даёт только эмоциональный настрой, он говорит в начале урока: “Сегодня вы отправляетесь в музей литературных героев рассказов Н.С. Лескова. Вы уже перед дверью этого замечательного музея, вот скрипнула дверь, и мы оказались в прекрасном мире вещей, о которых вам расскажут экскурсоводы”.
Три экскурсии проходят за тридцать — тридцать пять минут, в оставшееся время учитель может предложить ребятам письменную рефлексивно-итоговую работу: «Какими предстают праведники в рассказах Н.С. Лескова?».
Если ученики напишут, что праведники — счастливые люди, потому что совершают добро, конкретные поступки для других, и чем больше таких людей, тем больше тепла и радости в отношениях людей, то урок удался и сбылась мечта писателя — дать доброе направление мыслям читателей.
Дополнительные материалы
Экскурсия «Рождественское чудо»
Директор музея. Мы рады приветствовать вас в нашем музее литературных героев Купца и Рассказчика. Чтобы создать эту экспозицию, работники нашего музея прочитали рассказ Н.С. Лескова «Под Рождество обидели», посетили Государственный музей Н.С. Лескова, собрали экспонаты второй половины XIX века, инсценировали отрывок из рассказа.
Экскурсоводы:
— Наша экспозиция называется «Рождественское чудо». В центре внимания первой экспозиции — портрет Купца, человека известного в нашем городе приблизительно в 40-е годы XIX века такими человеческими качествами, как честность, справедливость, милосердие. Обратите внимание: нашему художнику удалось передать доброту, искренность Купца. Он изображён на фоне торговых рядов, где располагались его лавки.
— Самое дорогое для него — это семья. Дети, в которых он души не чаял, были верующими, как и отец. В экспозиции есть сохранившаяся икона Купца и маленькая любимая детьми скульптура «Рождество Христа». А жена была его другом ещё с детства, потому что Купец воспитывался в семье её отца с пятилетнего возраста. Обратите внимание на самовар, которому уже более 170 лет, он изготовлен из настоящей меди. Чаепитие и разговоры о праведниках были любимыми занятиями семьи в долгие зимние вечера. Перед вами личные вещи Купца: позолоченная чайная пара, подсвечник, рушник, домотканый с вышивкой, подаренный ему крестьянкой за доброту.
— А теперь я сообщу вам тайну, которая никогда бы не открылась, если бы Купца, как уважаемого человека в городе, не пригласили в суд в качестве присяжного. Вот тут и выяснилось, что он сын… как вы думаете, кого?
(Посетители пытаются отгадать.)
Экскурсовод помогает:
— Обратите внимание на верёвку и фонарь, эти вещи нашли вместе с Купцом, когда ему было пять лет. Конечно, сложно отгадать. Вам помогут наши артисты, которые разыграют сценку из рассказа Н.С. Лескова «Под Рождество обидели».
Сценка
“Председатель суда спрашивает Купца:
— Скажите, что с вами?
Он отвечает:
— Отпустите меня, я не могу людей судить.
— Почему? Это круговой закон: правым должно судить виноватого.
— А вот то-то и есть, что я сам не прав, а я сам несудимый вор и умоляю, дозвольте мне перед вами всеми вину сознать”.
Экскурсовод. Но судья решил, что Купец очень волнуется, и не разрешил ему каяться, то есть рассказывать о своих грехах. Но после Купец поведал достойным людям свою историю.
Купец. Это было под Рождество. Отец мой и его друзья были ворами. И один из них, бессемейный, и придумал ограбить кладовую одного купца с моей помощью. Только ребёнок мог пролезть в маленькое окошко кладовой. Матери моей отец сказал, что пойдёт со мной в монастырь ко всенощной хорошее пение послушать. Мать послушалась и отпустила меня с отцом. Но три вора в монастырь не пошли, а собрались в кабаке за Московской заставой. Здесь они стали ожидать ночи, а я спал на полу. А потом разбудили меня, тихо подкрались к кладовой, стали один на другого. Я пролез в окошечко, спустился по верёвке и начал товары в петлю цеплять, а воры вытаскивать. Много добра купеческого украли, а когда начали меня вытаскивать, верёвка-то и оборвалась, и я снова упал в кладовую и ушибся. На шум прибежали купеческие молодцы, а воров уже след простыл, только товар валяется. А когда кладовую открыли, то увидели там меня, плачущего, разбитого.
Хозяин был человеком верующим, не стал гнаться за ворами, простил им, что они его под Рождество обидели. А меня оставил у себя как посланника Божьего, не разрешил “дитя ставить против отца за доказчика”. Все стали молчать, а за мной никто не приходил. Я стал воспитываться с купеческой дочерью и вырос рассудительным человеком. Вот такая судьба у меня, несудимый вор. Я хочу жить по заповеди Божьей: “Не судите — не судимы будете”.
Экскурсоводы:
— После того как тайна Купца раскрылась, никто в городе не решился осудить его. Все по-прежнему относились к нему с почтением, потому что он это доброй жизнью заслужил.
— Эту историю о воровском сыне нам поведал Рассказчик. Перед вами его портрет. Это образованный человек, он окончил Петербургский университет, наш художник изобразил его на мосту в Петербурге. У Рассказчика благородные черты лица, он тоже добрый человек, но поступил в такой же ситуации по-другому. У него было много дорогих вещей. Некоторые представлены в нашем музее: серебряный портсигар, запонки, записная книжка, бронзовый подсвечник, который был необходим Рассказчику, чтобы вечером вести записи. Ещё у него была замечательная шуба, но её украл портной и скрылся. Вскоре вора нашли и осудили, а семья портного осталась без кормильца. Рассказчик после суда заболел, и стал ему сниться портной. Решил Рассказчик помогать семье портного до тех пор, пока вор не выйдет из тюрьмы. Но болезнь не прекращалась, а жена вора ещё и обвиняла Рассказчика в своих бедах: “Кормильца нашего оковал: что я с детьми теперь сделаю. Ты нас убил — тебя Бог убьёт”. Совесть замучила Рассказчика. Он подумал, лучше бы шуба его вместе с портным пропала. А то осудил вора, а его семья теперь Рассказчика осуждает. После этого случая Рассказчик больше стал обращаться к Библии. В нашем музее есть Библия рассказчика. (Прочитать соответствующую строку.)
В конце рассказа он обращается к читателям: “Может быть, и тебя «под Рождество обидели», и ты это затаил на душе и собираешься отплатить?.. Не бойся показаться смешным и глупым, если ты поступишь по правилу Того, который сказал тебе: «Прости обидчику и приобрети в нём брата своего»”.
(Посетители делятся своими решениями этой проблемы.)
Экскурсия «Замечательный человек»
Директор музея. Уважаемые посетители, наша экспозиции посвящена генерал-майору Перскому, директору Первого петербургского кадетского корпуса в 30-е годы XIX века. Сотрудники нашего музея прочитали рассказ Н.С. Лескова «Кадетский монастырь», собрали личные вещи Перского, инсценировали отрывок рассказа.
Экскурсоводы:
— Наша экспозиция называется «Замечательная личность». В центре внимания портрет Михаила Степановича Перского. Обратите внимание: по одежде и выправке литературного героя мы понимаем, что он военный. “Он имел в высшей степени представительную наружность и одевался щёголем”. Директор был примером опрятности и военной аккуратности для кадетов (это воспитанники военных корпусов). Кадеты вспоминали, что Михаил Степанович был одет самым форменным, но самым изящным образом: всегда носил треугольную шляпу “по форме”, держался прямо, молодцевато и имел важную, величавую походку, в которой выражалось настроение его души.
— Перский был очень требовательным к себе и к воспитанникам. Родители доверяли ему своих детей с десятилетнего возраста, поэтому директор был в кадетском корпусе постоянно и даже не женился. Он говорил: “Мне доверили столько чужих детей, что некогда думать о собственных”. Однажды весь корпус пришёл в движение, потому что кто-то увидел в окно, как Михаил Степанович шёл по улице. Но это было исключение из правил. Перский целыми днями проверял, как идут занятия, и в течение дня сам бывал на каждом уроке в каждом классе. А вечером проверял по журналу, какие отметки получили ученики, читал книги. Поэтому среди личных вещей вы можете увидеть книги, журнал, словари: ведь Михаил Степанович знал несколько языков и постоянно упражнялся чтением иностранных книг.
— Директор был против физического наказания кадетов, но это наказание не было отменено, и ротные командиры секли мальчишек за дисциплину. А Михаил Степанович лишь пальцем касался лба нерадивого кадета и говорил: “Дурной кадет!” Это служило горьким уроком для ленивых кадетов, которые после старались исправиться.
— Самое главное для Перского было воспитание в мальчиках чести и справедливости. Он говорил: “Ведите себя хорошо и исполняйте то, что приказывает вам начальство. Главное — вы знайте только самих себя и никогда не пересказывайте начальству о каких-либо шалостях своих товарищей. В этом случае вас никто не спасёт от беды”.
— Один из экспонатов — репродукция картины «Восстание декабристов». Среди организаторов этого восстания были офицеры Рылеев и Бестужев, бывшие воспитанники этого корпуса. Кадеты стали свидетелями этого восстания. Они из окна видели, как раненые солдаты перебирались по льду через реку и пытались укрыться в кадетском корпусе. Мальчики помогли раненым, уложили их на свои кровати и часть своего ужина отдали им.
Когда на следующий день в корпус неожиданно приехал государь Николай Павлович, все ожидали наказания. Но никого не наказали, а почему — посмотрите сценку, которую подготовили наши артисты.
Сценка
“Государь перед строем кадет:
— Здесь дух нехороший!
Перский. Военный, ваше величество.
— Отсюда Рылеев и Бестужев!
— Отсюда Румянцев, Прозоровский, Каменский, Кульнев — все главнокомандующие, и отсюда Толь.
— Кадеты бунтовщиков кормили!
— Они так воспитаны, ваше величество: драться с неприятелем, но после победы помогать раненым, как своим”.
Экскурсовод. Перский своими откровенными и благородными ответами отклонил от детей беду. Гнев государя не изменился, но он ничего не сказал и уехал. И второй раз Михаил Степанович спас кадетов, когда в корпус приехал генерал Демидов, придумавший новое наказание для кадетов — ссылку в качестве унтер-офицеров (это было низшее офицерское звание, по окончании корпуса кадеты получали звание более высокое — прапорщик). Кадеты, чтобы выразить своё презрение, решили не отвечать на приветствие. Как вы думаете, что могло произойти?
Сценка
“— Здравствуйте, деточки!
Кадеты молчали. А Перский сказал громко:
— Они не отвечают, потому что не привыкли к выражению вашему «деточки». Если вы поздороваетесь с ними и скажете: «Здравствуйте, кадеты!», они непременно ответят вам.
Кадеты очень уважали директора и поняли, что он подсказывает им, как себя вести.
Демидов. Здравствуйте, кадеты!
— Здравия желаем!”
Экскурсоводы:
— Среди экспонатов вы видите обёртку от конфет. Этот предмет — доказательство кадетской чести. Генерал Демидов решил угостить конфетами кадетов, угощение мальчики взяли, но решили не есть, а выбросить в яму. Все так и сделали в знак протеста против жестокости Демидова.
— Таких людей, как Михаил Степанович Перский, автор рассказа называет праведниками, то есть живущими по высшей правде, не для себя, а для других, они похожи на святых, только живут среди людей и для людей.
— В кадетском корпусе было четыре таких праведника: директор Перский, эконом (заведующий хозяйством) Бобров, доктор Зеленский и священник. Все они также не имели семей, всё своё время посвящали воспитанию мальчиков, поэтому автор называет этот рассказ «Кадетский монастырь».
— В нашей экспозиции есть золотые чайные и серебряные столовые ложки. Эти приборы и три перемены белья получал каждый выпущенный кадет за счёт личного жалования эконома Боброва, который не тратил на себя денег. Он старался, чтобы прапорщики чувствовали себя уверенно, если к ним зайдут товарищи и нужно будет их угостить чаем или накормить. Вот так повезло мальчишкам Первого кадетского корпуса.
Экскурсия «Не стоит село без праведника»
Директор музея. Уважаемые посетители, наша экспозиция называется «Не стоит село без праведника». Она посвящена крестьянскому мальчику Паньке, литературному герою рассказа Н.С. Лескова «Дурачок». Работники нашего музея прочитали рассказ, нашли подлинные экспонаты, предметы крестьянского быта XIX века, инсценировали отрывок из рассказа.
Экскурсоводы:
— В центре нашей экспозиции портрет Паньки. Это крепостной крестьянский мальчик, сирота, который жил при господском дворе, одевался в то, что ему давали: рубашка, порты, лапти, шапка. В нашей экспозиции вы видите лапти Паньки, которые он плёл из лыка себе и другим людям, ведь руки у него были золотые. Для господских детей он делал игрушечные мельницы и берестяные туесочки, деревянные шкатулочки. За доброту господские дети любили и жалели Паньку.
— По лицу Паньки можно сказать, что он очень доброжелательный ребёнок. Ему приходилось много работать, потому что все дворовые люди имели право заставлять Паньку помогать. Он был безотказный, всем помогал: и конюшни чистил, и скоту корм давал, и овец на водопой гонял, а вечером ещё другим и лапти плёл. В нашем музее вы видите орудия труда Паньки: грабли, лопату, маслобойку. Ложился он позже всех, а вставал раньше всех. Еду отдавал детям коровницы, а сам съедал краюшку хлеба, которую запивал водой. Ни на кого не жаловался. Вот и прозвали его дурачком. Почему, как вы думаете?
(Панька не искал для себя личной выгоды, он жил тем, что помогал другим и был этим счастлив. Дурачком он был для людей, которые жили для себя.)
— Панька, как и все крестьяне, был верующим человеком. Он был рад пострадать за другого человека, принять его боль. Однажды он пас жеребят вместе с Петькой, сыном коровницы. Петька уснул, а жеребята зашли в хлеба и потоптали его. Управляющий приказал Петьке идти в контору, чтобы его там наказали. Петька боялся идти и плакал. Тогда вместо Петьки пошёл Панька. Потом все узнали, что вместо Петьки наказали Паньку, и смеялись: “Ну не дурак ли наш Панька был?”
— Когда началась Крымская война, Панька сам попросился у помещика на войну: “Я ведь любимый у Господа — обо мне плакать некому — и я хочу идти”. Но на войне он никого не убивал, а за всеми рвы копал.
— После войны нанялся у степных татар, у
богача Хан-Джагара конские табуны пасти. Однажды
этот богач поймал вора лошадей Хабибулу и хотел
казнить его, но торопился на ярмарку в Пензу и
оставил Паньку с одним конём охранять
закованного вора. “Береги, Панька, этого
человека как свою душу”. Богач уехал, а Панька и
говорит Хабибуле: “Знаешь, как надо сберечь
душу-то? Надо, брат, её не жалеть, а пусть её за
другого человека пострадает — вот мне теперь
это и надобно, потому что я терпеть не могу, когда
других мучают.
Я тебя раскую и на коня посажу, и ступай, спасай
себя, где надеешься, а если станешь опять зло
творить — ну, уж тогда не меня обманешь, а
Господа”. И отпустил вора. Но вскоре вернулся
богач Хан-Джангар со своей свитой, а Хабибулы нет.
Как вы думаете, как он поступил с Панькой, ведь он
не выполнил приказа богача?
(Выслушиваются варианты концовки истории.)
Артисты нашей группы подготовили сценку из рассказа.
Сценка
“Хан-Джагар спрашивает:
— А где Хабибула?
Панька отвечает:
— Я отпустил его.
— Как отпустил? Что ты такое рассказываешь?
— Я тебе рассказываю, что взаправду сделал по твоему велению и по своему хотению. Ты мне велел беречь его как свою душу, а я свою душу так берегу, что желаю её пустить помучиться за ближнего… Ты ведь хотел замучить Хабибулу, а я терпеть не могу, чтобы других мучили, — вот возьми и вели вместо его мучить — пусть моя душа будет счастливая и от всех страхов свободная, потому что я ни тебя, ни других — никого не боюся ни капельки.
Татары вокруг богача стеснились, и хан говорит:
— А ведь Паньку нельзя казнить, потому что в душе его, может быть, ангел был.
— Да, — отвечали татары, — нельзя нам ему вредить: мы его не поняли за много лет, а теперь он в одно мгновение всем нам ясен стал: он ведь, может быть, праведный”.
Экскурсовод. Скажите, как вы поняли пословицу, которой названа наша экспозиция, «Не стоит село без праведника»?
(В каждом селе и городе есть праведные люди, совершающие подвиг доброго участия и помощи ближнему. Благодаря им сохраняется жизнь, праведные люди способны пробудить нечутких людей, заставить задуматься над своей жизнью, научить различать добро и зло. Важно, что в конце рассказа народ оценил праведность Паньки.)