Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №14/2007

Я иду на урок

Я иду на урок: 11-й классВладимир Маканин. Фото.

Ирина ЯЩЕНКО


Ирина Борисовна ЯЩЕНКО — учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 3 г. Череповца Вологодской области.

Повесть В.С. Маканина «Долог наш путь»

Смысл названия

Уроки по произведениям современной литературы — это уроки нашего времени, осмысления своего места в мире, своей гражданской позиции; уроки открытия нового имени — человека, живущего рядом с нами. Такие уроки проводить всегда сложно в силу отсутствия научно-методического обеспечения, а также в силу трудности восприятия учениками философской проблематики данных произведений. И тем не менее есть ряд авторов, встреча с которыми всегда открытие. Один из них — Владимир Семёнович Маканин.

...Весь пройденный путь — с тобой.
Надо надеяться, всегда надо надеяться, —
главное, чтобы огонь горел...
В.Маканин. «Долог наш путь»

Групповая форма работы учащихся, продолжительность урока — 2 часа.

Подготовительный этап

Команда выбирает лидера, который организует работу группы. Четыре творческие группы получили домашнее задание: опираясь на текст повести Владимира Семёновича Маканина «Долог наш путь», доказать, что мотив пути — лейтмотив произведения.

1-я группа. Путь как поездка, командировка на полигон. (Выводы должны быть представлены в форме обобщения состояния, черт характера молодого человека в начале произведения.)

2-я группа. Путь как дорога в “тюрьму”. (Обобщение на уровне анализа сюжетных языковых особенностей повести.)

3-я группа. Путь как направление деятельности молодого командированного. (Нужно составить цепочку ключевых выражений по данной теме.)

4-я группа. Путь как “дорога к себе”. (Объяснить, в чём смысл образов Ильи Ивановича, рассказчика.)

Запись на доске:

Мотив пути — лейтмотив произведения.

Путь:

1) то же, что дорога;

2) место, линия в пространстве, где происходит передвижение, сообщение;

3) железнодорожная колея, линия;

4) путешествие, поездка;

5) направление, маршрут;

6) направление деятельности, развитие чего-нибудь, образ действий.

(Определение слова “путь” из толкового словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.)

Главный этап работы групп — урок

1. Вводно-мотивационная часть. Определение темы, целей урока, эпиграфов, представление команд и их лидеров, обсуждение в группах (2–3 минуты) выводов по темам домашнего задания.

2. Основная часть

А. Во время обсуждения проблемы, в котором принимают участие все группы, каждый участник заполняет таблицу (две графы ученики заполнили дома).

Путь

= деловая поездка, первая командировка (обобщение ощущений и черт характера молодого человека в начале произведения);

герой молод (на первых страницах восемь раз употребляется определение “молодой”), честолюбив (“Конечно, хотелось славы”);

уверен в себе, энергичен, внешне спокоен, настроен на поиск приключений (амурные дела), “приятно замирает сердце” перед поездкой на полигон (“Всякая поездка в незнакомые края как рождение”).

= дорога в “тюрьму” (обобщение на уровне анализа сюжетных языковых особенностей повести);

метафора “гипнотизм дороги”;

антитеза: яркие краски большого города — серый цвет полигона;

олицетворение “пошуршать травой”;

символика: надпись “Добро пожаловать”, гостевой домик — “дача”, подсолнухи как символ утраченной родины для Оли;

ад, омовение, ирония “по такой замечательной степи”, образ степи (роль пейзажа), внутренний голос героя как средство его характеристики.

= направление (составить цепочку ключевых выражений по данной теме);

“узел” как путь в профессию, как этап карьерного роста (“узел — чудо; узел — просто красавец”), “хотел бы видеть весь конвейер” — “смотри внимательно” — “мы не убиваем животных” — “неотрывно смотрел внутрь боксов” — ток — “он долго молчал” — “я ничего не видел и не слышал” — “он был потрясён” — “жизнь наоборот” (анализатор-компьютер) — “внутренний голос нашёптывал ему о его вине”.

= “дорога к себе” (в чём смысл образов Ильи Ивановича, рассказчика?);

Илья Иванович — больной, страдающий человек, гуманист, философ, размышляющий о природе зла, болезненно нетерпим к чужой боли (“...в смысле болезненности переживания он был человек особенный, даже уникальный”).

Смысл образа автора-рассказчика, его дружбы с Ильёй Ивановичем, роль диалогов — философского размышления о природе зла; роль курсива; парцелляция; роль включённых в сюжет глав о будущем (XXII век) и о прошлом (судьба Ильи Ивановича).

= путь народа, нации в будущее (роль символики, финала повести);

ирония “Золотой век!” (о будущем), символика: отголоски Чернобыля, “костры надежды”;

две Оли, из прошлого и будущего;

главный герой: “молодой человек” — командированный — Он.

Б. Устная работа в группах:

— Докажите справедливость высказываний Владимира Ивановича Даля: “В этом деле пути не видится, не будет”, “Из этого человека выйдет путь”.

— Закончите фразу: “Путь к себе — это путь...” (осознания ошибок, путь рефлексии, несогласия и борьбы, противостояния, ухода от борьбы, надежды и т.д.).

В. Межгрупповая дискуссия:

— Что важнее для писателя В.С. Маканина: путь по протяжённости в пространстве (просто юг, степь) и во времени (XXII век) от постановки задачи к её решению или “путь к себе”, к пониманию своей роли в этой жизни?

— Почему этот “путь к себе” так долог?

— Как связаны “путь к себе” и путь народа, нации в будущее?

— Можно ли определить будущее как “золотой век”? Почему?

— В чём вы видите смысл финала повести?

Автор неслучайно избирает жанр повести-катастрофы. Писателя-современника Владимира Семёновича Маканина не могут не волновать будущее нации, экологические катастрофы. Каким быть человеку и миру, который его окружает?

Задание всем группам. Докажите, что повесть «Долог наш путь» — это повесть-набат, предупреждение человечеству о катастрофичности жизни. Свои выводы оформите в виде тезисов.

После обсуждения в группах в течение 3–4 минут лидеры озвучивают составленные группой тезисы, а учитель — свои тезисы. В тетрадь записываются наиболее удачные.

Тезисы

Повесть-набат

Ученики

Учитель

1. Молодость кончается там, где сталкиваются правда и ложь. 1. Молодость — счастливая пора поступка, действия.
2. “Убить собаку — зло, а убить корову  — не зло?” 2. “Залитый злом” мир и зло, заключённое в ограду, одинаково страшны.
3. Обман человечества — это путь к самообману. 3. “Золотой век” — никто не будет знать.
4. Огоньки — последняя надежда, вера в будущее. 4. “Жизнь наоборот” — противостояние злу или уход от борьбы?
  5. “Заворожённый злом” человек — обыватель или борец?
  6. Наш путь — это путь в преисподнюю или...

Обращение к эпиграфам, объяснение смысла

Наш путь — это путь к хаосу, к “океану зла”, к новейшим технологиям, “глушащим душу”, или путь от зла к добру (“целая россыпь огней”)? Наш путь к себе — соучастнику зла или человеку несогласному, протестующему (“Суть дела глубже, чем уход или неуход. Уйти некуда”)?

Долог путь через осмысление, страдание к поступку, очищению, искуплению грехов. Хочется верить (множество костров надежды в финале), что человек, ошибаясь и падая, должен остаться человеком, терпеливым и добрым, умным и великодушным, способным к поступку. Путь в будущее начинается сегодня, и начинаем его мы — каждый из нас.

3. Заключительный этап

Устная оценка учителем работы групп; коллектив каждой группы оценивает своего лидера и каждого участника своей команды; письменно на оценочном листе выставляет оценки и анализирует работу группы в целом, указывая на недочёты.

Домашнее задание. Закончить оформление таблицы, после таблицы записать выводы по теме «Многозначительность названия повести В.С. Маканина “Долог наш путь”».

Литература

Литература. 5–11 классы. Программно-методические материалы / Сост. Т.А. Калганова. М.: Дрофа, 2001. С. 129–130.

Вуколов Л.И. Современная проза в выпускном классе. М: Просвещение, 2002. С. 155–159.

Маканин В. Долог наш путь // Повести. М.: Вагриус, 1999. С. 457–527.

Черняк М.В. Современная русская литература, СПб.–М.: Сага-Форум, 2004. С. 20, 42–46.

Рейтинг@Mail.ru