Я иду на урок
Я иду на урок: 11-й класс
Ирина ЯЩЕНКО
Ирина Борисовна ЯЩЕНКО — учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 3 г. Череповца Вологодской области.
Повесть В.С. Маканина «Долог наш путь»
Смысл названия
Уроки по произведениям современной литературы — это уроки нашего времени, осмысления своего места в мире, своей гражданской позиции; уроки открытия нового имени — человека, живущего рядом с нами. Такие уроки проводить всегда сложно в силу отсутствия научно-методического обеспечения, а также в силу трудности восприятия учениками философской проблематики данных произведений. И тем не менее есть ряд авторов, встреча с которыми всегда открытие. Один из них — Владимир Семёнович Маканин.
...Весь пройденный путь — с
тобой. Надо надеяться, всегда надо надеяться, — главное, чтобы огонь горел... |
В.Маканин. «Долог наш путь» |
Групповая форма работы учащихся, продолжительность урока — 2 часа.
Подготовительный этап
Команда выбирает лидера, который организует работу группы. Четыре творческие группы получили домашнее задание: опираясь на текст повести Владимира Семёновича Маканина «Долог наш путь», доказать, что мотив пути — лейтмотив произведения.
1-я группа. Путь как поездка, командировка на полигон. (Выводы должны быть представлены в форме обобщения состояния, черт характера молодого человека в начале произведения.)
2-я группа. Путь как дорога в “тюрьму”. (Обобщение на уровне анализа сюжетных языковых особенностей повести.)
3-я группа. Путь как направление деятельности молодого командированного. (Нужно составить цепочку ключевых выражений по данной теме.)
4-я группа. Путь как “дорога к себе”. (Объяснить, в чём смысл образов Ильи Ивановича, рассказчика.)
Запись на доске:
Мотив пути — лейтмотив произведения.
Путь:
1) то же, что дорога;
2) место, линия в пространстве, где происходит передвижение, сообщение;
3) железнодорожная колея, линия;
4) путешествие, поездка;
5) направление, маршрут;
6) направление деятельности, развитие чего-нибудь, образ действий.
(Определение слова “путь” из толкового словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.)
Главный этап работы групп — урок
1. Вводно-мотивационная часть. Определение темы, целей урока, эпиграфов, представление команд и их лидеров, обсуждение в группах (2–3 минуты) выводов по темам домашнего задания.
2. Основная часть
А. Во время обсуждения проблемы, в котором принимают участие все группы, каждый участник заполняет таблицу (две графы ученики заполнили дома).
Путь |
||||
= деловая поездка, первая
командировка (обобщение ощущений и черт
характера молодого человека в начале
произведения); герой молод (на первых страницах восемь раз употребляется определение “молодой”), честолюбив (“Конечно, хотелось славы”); уверен в себе, энергичен, внешне спокоен, настроен на поиск приключений (амурные дела), “приятно замирает сердце” перед поездкой на полигон (“Всякая поездка в незнакомые края как рождение”). |
= дорога в “тюрьму” (обобщение на
уровне анализа сюжетных языковых особенностей
повести); метафора “гипнотизм дороги”; антитеза: яркие краски большого города — серый цвет полигона; олицетворение “пошуршать травой”; символика: надпись “Добро пожаловать”, гостевой домик — “дача”, подсолнухи как символ утраченной родины для Оли; ад, омовение, ирония “по такой замечательной степи”, образ степи (роль пейзажа), внутренний голос героя как средство его характеристики. |
= направление (составить цепочку
ключевых выражений по данной теме); “узел” как путь в профессию, как этап карьерного роста (“узел — чудо; узел — просто красавец”), “хотел бы видеть весь конвейер” — “смотри внимательно” — “мы не убиваем животных” — “неотрывно смотрел внутрь боксов” — ток — “он долго молчал” — “я ничего не видел и не слышал” — “он был потрясён” — “жизнь наоборот” (анализатор-компьютер) — “внутренний голос нашёптывал ему о его вине”. |
= “дорога к себе” (в чём смысл
образов Ильи Ивановича, рассказчика?); Илья Иванович — больной, страдающий человек, гуманист, философ, размышляющий о природе зла, болезненно нетерпим к чужой боли (“...в смысле болезненности переживания он был человек особенный, даже уникальный”). Смысл образа автора-рассказчика, его дружбы с Ильёй Ивановичем, роль диалогов — философского размышления о природе зла; роль курсива; парцелляция; роль включённых в сюжет глав о будущем (XXII век) и о прошлом (судьба Ильи Ивановича). |
= путь народа, нации в будущее
(роль символики, финала повести); ирония “Золотой век!” (о будущем), символика: отголоски Чернобыля, “костры надежды”; две Оли, из прошлого и будущего; главный герой: “молодой человек” — командированный — Он. |
Б. Устная работа в группах:
— Докажите справедливость высказываний Владимира Ивановича Даля: “В этом деле пути не видится, не будет”, “Из этого человека выйдет путь”.
— Закончите фразу: “Путь к себе — это путь...” (осознания ошибок, путь рефлексии, несогласия и борьбы, противостояния, ухода от борьбы, надежды и т.д.).
В. Межгрупповая дискуссия:
— Что важнее для писателя В.С. Маканина: путь по протяжённости в пространстве (просто юг, степь) и во времени (XXII век) от постановки задачи к её решению или “путь к себе”, к пониманию своей роли в этой жизни?
— Почему этот “путь к себе” так долог?
— Как связаны “путь к себе” и путь народа, нации в будущее?
— Можно ли определить будущее как “золотой век”? Почему?
— В чём вы видите смысл финала повести?
Автор неслучайно избирает жанр повести-катастрофы. Писателя-современника Владимира Семёновича Маканина не могут не волновать будущее нации, экологические катастрофы. Каким быть человеку и миру, который его окружает?
Задание всем группам. Докажите, что повесть «Долог наш путь» — это повесть-набат, предупреждение человечеству о катастрофичности жизни. Свои выводы оформите в виде тезисов.
После обсуждения в группах в течение 3–4 минут лидеры озвучивают составленные группой тезисы, а учитель — свои тезисы. В тетрадь записываются наиболее удачные.
Тезисы
Повесть-набат
Ученики |
Учитель |
1. Молодость кончается там, где сталкиваются правда и ложь. | 1. Молодость — счастливая пора поступка, действия. |
2. “Убить собаку — зло, а убить корову — не зло?” | 2. “Залитый злом” мир и зло, заключённое в ограду, одинаково страшны. |
3. Обман человечества — это путь к самообману. | 3. “Золотой век” — никто не будет знать. |
4. Огоньки — последняя надежда, вера в будущее. | 4. “Жизнь наоборот” — противостояние злу или уход от борьбы? |
5. “Заворожённый злом” человек — обыватель или борец? | |
6. Наш путь — это путь в преисподнюю или... |
Обращение к эпиграфам, объяснение смысла
Наш путь — это путь к хаосу, к “океану зла”, к новейшим технологиям, “глушащим душу”, или путь от зла к добру (“целая россыпь огней”)? Наш путь к себе — соучастнику зла или человеку несогласному, протестующему (“Суть дела глубже, чем уход или неуход. Уйти некуда”)?
Долог путь через осмысление, страдание к поступку, очищению, искуплению грехов. Хочется верить (множество костров надежды в финале), что человек, ошибаясь и падая, должен остаться человеком, терпеливым и добрым, умным и великодушным, способным к поступку. Путь в будущее начинается сегодня, и начинаем его мы — каждый из нас.
3. Заключительный этап
Устная оценка учителем работы групп; коллектив каждой группы оценивает своего лидера и каждого участника своей команды; письменно на оценочном листе выставляет оценки и анализирует работу группы в целом, указывая на недочёты.
Домашнее задание. Закончить оформление таблицы, после таблицы записать выводы по теме «Многозначительность названия повести В.С. Маканина “Долог наш путь”».
Литература
Литература. 5–11 классы. Программно-методические материалы / Сост. Т.А. Калганова. М.: Дрофа, 2001. С. 129–130.
Вуколов Л.И. Современная проза в выпускном классе. М: Просвещение, 2002. С. 155–159.
Маканин В. Долог наш путь // Повести. М.: Вагриус, 1999. С. 457–527.
Черняк М.В. Современная русская литература, СПб.–М.: Сага-Форум, 2004. С. 20, 42–46.