Я иду на урок
Я иду на урок: 5-й класс
Елена Никульченкова
Елена Викторовна НИКУЛЬЧЕНКОВА — учитель русского языка и литературы московской гимназии № 1549.
Детские рассказы Лескова
Первая встреча учащихся с Лесковым происходит в 7–8-м классах, то есть в тот возрастной период, который принято называть отрочеством. Но сам Лесков думал и о маленьком читателе. Детская книга “должна не только занять внимание читателя, но и дать какое-нибудь доброе направление его мыслям”, — отмечал он. Руководствуясь этими словами, знакомлю с рассказами Лескова пятиклассников.
“Детские” рассказы писателя невелики по объёму, занимательны и познавательны, написаны доступным, образным языком. Да и такие жанры, как легенда, рассказ-притча, святочный рассказ, привычны для детей 11–12 лет. Раннее знакомство с героями Лескова подготовит учащихся к восприятию его творчества в старших классах.
На изучение рассказов Лескова в 5-м классе я отвожу 5 часов, выделяя следующие темы уроков.
Количество часов |
Тема урока |
1 |
Знакомство с биографией писателя. Комментированное чтение святочного рассказа «Христос в гостях у мужика» |
1 |
Особенности жанра святочного рассказа. (На материале рассказа «Христос в гостях у мужика».) |
1 |
Нравственная концепция рассказа «Неразменный рубль» |
2 |
Легенда «Лев старца Герасима». Опыт сопоставительного анализа двух произведений Лескова |
Работу строю по технологии критического мышления. Посмотрим, как это можно сделать, на примере урока по рассказу «Неразменный рубль».
Урок выстраиваем с учётом трёх стадий — вызова, осмысления и рефлексии.
На стадии вызова напомним учащимся, что мы говорим о писателе, который создавал героев необыкновенных, иногда чудаковатых, но искренних и честных. Он показывал в своих произведениях тех, кто упорно, самоотверженно несёт “бремя жизни” и готов всегда постоять за правду. Мы в этом убедились на предыдущих уроках.
Объявив тему, поработаем над ключевыми словами (нравственная основа, идея). Дадим толкование этих слов по Толковому словарю С.И. Ожегова: “Идея — основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание чего-нибудь. Нравственный — относящийся к внутренней, духовной жизни человека”.
На стадии осмысления разделим учащихся на группы. 1-я группа исследует сюжет, композицию; 2-я группа — приёмы и средства художественной выразительности в тексте; 3-я группа выясняет авторское отношение к героям, их поступкам; 4-я группа определяет, что автору не нравится, что он критикует, над чем заставляет задуматься.
На обсуждение предстоящего коллективного ответа, работу с текстом, подбор цитат отводится до 20 минут, на выступление — от 3 до 5 минут. Учащиеся могут записывать важное и нужное, дополнять выступающих, задавать вопросы.
Направим работу групп с помощью вопросов и заданий.
1-я группа
I. Кто рассказывает историю о неразменном рубле?
II. Писатель воспроизводит устную речь восьмилетнего мальчика, сохраняя его интонацию (“О, — говорю, — бабушка, я вам очень благодарен…”), детскую наивность и некоторую самоуверенность (“...но поверьте, я уже не так мал, чтобы не понять, что на свете полезно и что бесполезно…”). Как называется такая форма повествования? Почему автор использует именно её?
III. Определите завязку, кульминацию и развязку рассказа. Постарайтесь доказать свою точку зрения. Озаглавьте эпизоды.
IV. На самом ли деле происходит история с неразменным рублём? (“Обольщённый этим обращением, я постарался заснуть в ту же минуту, чтобы ожидание неразменного рубля не было томительно” (глава 2), “ Я горько заплакал и… проснулся” (глава 7); найдите подобную цитату в главе 8).
Без труда учащиеся отмечают, что рассказ ведётся от лица восьмилетнего мальчика. Форма повествования — сказ. Читателю верится в правдоподобность происходящего, благодаря тому что автор как бы остаётся за кадром. Этим объясняется и употребление лексики, характерной для речи восьмилетнего ребёнка. Рассказчик вспоминает случай из детства: “Когда я был маленьким мальчиком, и я тоже этому верил” (глава 1).
Главы 1–2 — экспозиция рассказа;
главы 3–7 — развитие действия;
глава 3 — завязка — подарок бабушки, “безрасходный рубль”;
глава 6 — кульминация — появление человека с блестящими пуговицами;
глава 7 — развязка — “капризное свойство” рубля в действии;
глава 8 — эпилог — итоговая характеристика происходящего, мораль, назидательность рассказа.
Художественный приём — сон: “Я понял, что всё виденное мною происходило не наяву, а во сне, и я поспешил рассказать, о чём я плакал”.
2-я группа
I. Назовите художественные образы рассказа. Кто, по-вашему, является главным героем произведения? Как создаёт писатель образ мальчика? (Перечитайте главу 2 со слов “мне тогда было всего лет восемь…” до слов “…потому что мне давали на мои расходы простой серебряный рубль, а не беспереводный”; главу 4 о погоде; в главе 5 найдите слова, которые передают внутреннее состояние героя: “…бедная старушка… скорбела”, “стал покупать шире и больше”).
II. В какой момент появляется человек с блестящими пуговицами? Как выглядит (глава 6)? Как ведёт себя мальчик в этот момент?
III. Чувствует ли читатель, что неразменный рубль исчезнет? Обратитесь к тексту глав 2 и 3 (“…волшебное свойство чудесной монеты”, “невыгодное” “капризное свойство чудесной монеты”. Обратите внимание на финал главы 7 со слов “…Я опустил руку в карман…” до слов “…вы заметили?”).
Художественные образы рассказа: мальчик, бабушка, человек с блестящими пуговицами, и — сам “неразменный рубль”. Главным героем, без сомнения, является мальчик. Ему 8 лет, он чуткий, наблюдательный, достаточно твёрдый по характеру, умеет принимать необходимые, с его точки зрения, решения. У него добрые, доверительные отношения с бабушкой, няней. Автор не даёт развёрнутую характеристику героя, а заставляет читателя по крупицам собирать её по всему тексту. В рассказе нет портрета героя — пусть учащиеся подумают, почему.
Герой совершает полезные, “нужные” покупки: глиняные свистульки для бедных ребятишек, ситцы, платки и платья для девушек, сердоликовые запонки для “ключницыной” дочери, «Псалтырь» для скотницы, наборный поясной ремень молодому кучеру Константину, весёлому башмачнику Егорке — гармонию.
Начиная со второй главы читатель ощущает тревогу маленького героя, который предчувствует, что неразменный рубль исчезнет. Обращаем внимание детей на такие слова: “…я должен быть очень осторожен, чтобы не лишиться этой чудесной монеты, потому что она имеет одно волшебное, очень капризное свойство”.
Опираясь на текст, представляем себе внутреннее состояние Миколаши: “…я уже не допрашивал её выразительных взоров. Я сам был центр всего…”, “мне хотелось, чтобы… все обо мне говорили — как я умён, богат и добр”. “Мне стало беспокойно и скучно”, — так автор заканчивает главу 5. В начале главы 6 “откуда ни возьмись” появляется “пузатый ярмарочный торговец”, который начинает искушать мальчика. Он просит обладателя неразменного рубля посмотреть по сторонам. Действительно, вокруг Миколаши нет никого, все забыли про его “благодеяния”, все “окружили какого-то длинного, сухого человека, у которого поверх полушубка был надет длинный полосатый жилет, а на нём нашиты стекловидные пуговицы, от которых… исходило слабое, тусклое блистание” (оксюморон). А бабушка исчезает, да внук уже и не вспоминает о ней. Читатель понимает бесполезность жилета, в морозный день надетого поверх полушубка. Видит, что блеск пуговиц — суета человеческая, желание казаться лучше, чем ты есть на самом деле. Читателю хочется помочь герою не совершить ошибки.
Автор медленно готовит читателя к исчезновению чудесной монеты. Главу 7 лучше перечитать полностью. В первом абзаце автор как будто специально повторит оксюморон — “тусклое блистание”, вставит оценочное наречие “лукаво улыбнулся”, описывая разговор длинного сухого человека и мальчика, подчеркнёт “бесполезный блеск стекловидных пуговиц”, отметит и то, что это всем очень нравится. Особое внимание обратим на синтаксис последнего абзаца. Мы видим многоточия и словно слышим прерывистую, взволнованную, отчаянную речь. И, к счастью, обнаруживаем, что это всего лишь сон.
3-я группа
I. Кто из героев, по-вашему, является выразителем авторской позиции? Как создаёт писатель образ этого персонажа?
II. Найдите фразы, подтверждающие мудрость бабушки, её уважение к внуку (“Помни, что отличить нужное от пустого и излишнего вовсе не так легко, как ты думаешь”; “я только взгляну на ваше лицо и прочитаю в ваших глазах всё, что мне нужно”; продолжите поиск).
III. Как поступает бабушка? Как об этом говорится в тексте?
IV. В какой момент бабушка исчезает, почему?
V. Хотелось бы вам, чтобы она появилась вновь? Чего вы ждёте от неё?
Бабушка олицетворяет, по мнению детей, любовь, душевность, мудрость, Дом. Её доброта и сострадание деятельны, она помогает внуку понять, что добрый поступок приносит человеку радость. С удовольствием ребята цитируют: “Доброе лицо старушки выражало даже удовольствие…” (гл. 4); “...бабушка по-прежнему смотрела хорошо” (гл. 5); “А теперь… после обедни купим всё то, что ты покупал для бедных людей в своём сновидении” (гл. 8).
4-я группа
I. Кого и за что критикует автор?
II. В чём, по-вашему, заключается смысл заглавия рассказа? Выскажите ваши предложения.
Ребята, работающие в этой группе, должны внимательно перечитать главу 8 рассказа. Здесь бабушка толкует сон внука, раскрывает нравственную силу народного поверья, тем самым формулируя мораль, нравоучительный смысл рассказа: нельзя разменять добрую душу, веру, “талант, данный человеку Провидением”.
Выслушав ответы групп, переходим к третьему этапу урока — рефлексии.
Мы видим, что автор стремится пробудить в ребёнке любовь и сострадание к людям, ко всему живому, истинному, вызвать в нём стремление к правде, добру, учит заботиться об окружающих (в частности о слугах), помогать им.
Попросим учащихся доказать, что «Неразменный рубль» — это “рождественский рассказ”, перечислив основные признаки этого вида рассказа:
1) общая эмоциональная атмосфера повествования;
2) нравственная христианская проблематика;
3) мораль и назидательность;
4) приуроченность к Рождеству, святкам;
5) счастливая развязка.
На дом зададим ребятам написать небольшую работу о своём понимании рассказа.