Колонка редактора
Колонка главного редактора
Вместе с Лесковым
Как всякая серьёзная организация, мы работаем по планам. Вместе с тем как организация специфическая — повременное издание, газета, мы никогда не позволяем нашим — даже самым продуманным — планам возобладать над живой жизнью, её властными велениями.
Тему этого номера принесла почта от вас — наших читателей, учителей. Как известно, в современных предписывающих документах по школьному литературному образованию на изучение жизни и творчества Николая Семёновича Лескова отводится более чем скромное место. Однако не было месяца, чтобы в редакцию не поступил тот или иной учебно-методический материал, посвящённый именно Лескову. Это означает, что его наследие необходимо современным словесникам, что в нём они находят нечто, представляющееся им насущно важным в осуществлении своих обучающих и воспитательных целей.
Вместе с тем мы с огорчением должны признать: большинство присылаемых разработок по Лескову оказываются непригодными для публикации по ряду причин (они в меру наших сил обозначены во вступительной статье). В итоге, приняв решение подготовить номер на актуальную, как видно, тему — «Лесков в современной школе», мы отказались от многих, проверенных опытом композиционных решений нашей газеты, доверившись здесь мудрости того, о ком ведём речь, — Лескова. У него в творчестве едва ли не главным принципом познания был парадокс, умение найти неожиданную точку зрения на привычное, найти новое в примелькавшемся.
Предлагая несколько удачных, с нашей точки зрения, уроков по Лескову, мы отдавали себе отчёт, что они не охватывают всех тех произведений писателя, к которым повсеместно обращаются словесники. Поэтому в дополнение предлагаем комплекс различных работ, дающих достаточно обширный материал для проведения занятий, а главное — ключи к пониманию существенных сторон эстетики и этики Лескова.
Ведь этическая проблематика, главенствующая у Лескова: поиск нравственных идеалов, начал праведной жизни — никуда не исчезла после кончины мастера, напротив, была подхвачена русскими писателями следующих поколений и, вполне закономерно, теми, кому выпало жить и творить в советское время. Здесь нам открылся ещё один парадокс нашей почты: этические вопросы, недораскрытые авторами лесковских материалов, интересно и эффективно представлены в уроках по произведениям русских писателей ХХ века. Так возникает новый, идущий из школьных классов взгляд на лесковскую традицию в родной литературе.
Мы надеемся, что этот номер не только будет способствовать активному обсуждению проблем Лескова в школе, но и вызовет у кого-то желание рассказать о своём удачном опыте преподавания этого живого классика.