Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №13/2007

Я иду на урок

Я иду на урок: 10–11-й классыРепродукция картины М.В. Нестерова «Сестры».

Марианна Борщевская


Марианна Юрьевна БОРЩЕВСКАЯ — заместитель директора по научно-методической работе гимназии № 13 г. Нижнего Новгорода, учитель литературы, кандидат педагогических наук.

Литературное произведение в контексте православной культурной традиции

Из опыта преподавания авторского элективного курса

Пока политики от школы и Церкви спорят о том, должно ли школе заниматься духовным просвещением и образованием, русская литература, хотя и теснимая со всех сторон, в школе живёт, просвещает и образовывает современного ученика. Вне православной традиции отечественная литература не существует и не мыслится. И речь идёт, конечно, не только о темах и сюжетах, заимствованных из Священного Писания, а в первую очередь о мировосприятии и мировоззрении художников слова. В этом отношении православие присутствует даже в тех произведениях, в которых автор сознательно или бессознательно отступает от основной отечественной культурной традиции. В таких произведениях православный взгляд на вещи присутствует на уровне онтологическом. И не учитывать этого в восприятии и изучении художественных текстов было бы по крайней мере недальновидно. Это и определило цель и задачи нашего элективного курса.

Опыт прочтения русской классики и современной литературы в контексте православия представлен в труде М.М. Дунаева «Православие и русская литература: В 6 частях» (М.: Христианская литература, 2001). Также мы опирались на практический опыт ведения авторского спецкурса «Слово» в системе дополнительного образования гимназии № 13 г. Нижнего Новгорода.

Курс рассчитан на два года. В 10-м классе (34 часа) программа его выстраивается, опираясь в основном на расширение и углубление основного курса. Соотношение художественного материала, изучаемого в основном и элективном курсах, помогает определить рубрика «Основной курс» в конце каждой темы. Например:

Человек против мирового зла (2 часа)

В.Гаршин, рассказ «Красный цветок». Мотивы безумия, одержимости и самопожертвования. Евангельские аллюзии в произведении. Герой В.Гаршина и тургеневский Базаров: найден ли путь совершенствования мира? Мысль Д.Лихачёва и М.Дунаева о том, что истинный уровень литературы определяют в значительной степени не великие её творцы, но писатели “второго разряда”, такие как Д.Григорович, В.Гаршин, Г.Успенский и другие.

Основной курс: И.Тургенев. «Отцы и дети».

Художественная идея эпилога романа Ф.До­стоевского «Преступление и наказание» (4 часа)

Авторские варианты эпилога: спасение детей и признание Раскольникова; видение Христа. Эпилог — узел, стягивающий евангельские мотивы романа: искушение, воскрешение, сострадание. Библейская цитация в эпилоге как особенность стиля Достоевского. Бесовское в человеке (сон о трихинах; сопоставление с диалогом Петра Верховенского и Николая Ставрогина из романа «Бесы» об изменениях в России — с использованием фрагмента одноимённого фильма А.Вайды).

Н.Бердяев, В.Ерофеев, С.Вейль об эпилоге; различные трактовки. Кто ближе Раскольникову: герой В.Гаршина «Красный цветок» или рассказа И.Бунина «Петлистые уши»? Возможность одоления зла только на уровне личной веры, но не социального переустройства жизни. “Без веры в воскрешённого Лазаря — всё тщетно” (М.Дунаев).

Основной курс: Ф.Достоевский. «Преступление и наказание».

«Обновлённое христианство» Л.Толстого (3 часа)

Фрагменты дневника писателя: о причащении, о “религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей блаженство, но дающей блаженство на земле”. Рассказ «Где любовь, там и Бог». Стремление сделать религию моралью. Руссоистские взгляды Л.Толстого. Отрицание Божественной природы Спасителя.

М.Иванов о значениях слова “мир” в христианской терминологии: сотворённая Богом вселенная, благодатный покой в душе человека, отсутствие вражды между людьми, царство греха на земле, человеческая греховность. Использование этих значений в произведениях Л.Толстого.

Основной курс: Л.Толстой. «Война и мир».

В 11-м классе (34 часа) ведущий принцип — это диалогичность (столкновение художественных концепций, взглядов и мировоззрений), поэтому сопоставительный анализ, поиски ответа на проблемный вопрос — в центре внимания каждой темы.

1. Духовное странничество А.Пушкина (3 часа)

Стихотворение «Странник» (1835) как духовная автобиография поэта. Духовное наполнение понятия: “Странничество есть невозвратное оставление всего, что в отечестве сопротивляется нам в стремлении к благочестию. Странничество есть недерзновенный нрав, неведомая премудрость, необъявляемое знание, утаиваемая жизнь, невидимое намерение, необнаруживаемый помысел, хотение уничтожения, желание тесноты, путь к Божественному вожделению, обилие любви, отречение от тщеславия, молчание глубины” (Иоанн Лествичник).

“Долина дикая”, суд, побег, книга, врата — сквозные мотивы творчества Пушкина, их евангельское значение. Проблема спасения как центральная в произведении. Идейная связь стихотворения с “маленькими трагедиями”.

Основной курс: А.Пушкин. «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы».

2. “Не судите да не судимы будете”. Системы духовных координат человека (5 часов)

Ф.Достоевский, рассказ «Мужик Марей», глава «Луковка» из романа «Братья Карамазовы».

Красота, свобода, грех, спасение в православном понимании. “Христос есть красота для человека” (святитель Тихон Задонский). Л.Толстой и Ф.Достоевский о красоте (с обобщением ранее изученного).

М.Бахтин: “Множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов действительно является основною особенностью романов Достоевского”.

В.Ветловская: “Факты художественного повествования приобретают свойства фактов реальных: в художественном произведении они оказываются способными опровергать или утверждать мнение, с которым бывают сопряжены”, то есть линией поведения героя Достоевский утверждает или опровергает его позицию, вызывая её оценку; а значит, “голоса” не равноправны, как в полифонии.

Диалогична или полифонична природа произведений Достоевского (с обобщением ранее изученного)? Функциональное значение авторской позиции в произведениях Л.Толстого и Ф.Достоевского.

Основной курс: Ф.Достоевский. Глава «Бунт» из романа «Братья Карамазовы»; Л.Толстой. «Смерть Ивана Ильича».

3. Прогресс или вера? К вопросу о мировоззрении А.Чехова (5 часов)

Н.Лосский: “Чехов, бывший в детстве религиозным мальчиком, утратил религию и заменил её наивной верой в прогресс”.

С.Булгаков: “Соединение муки о Боге с мукою о человеке делает русскую литературу христианской, даже тогда, когда в сознании своём русские писатели отступали от христианской веры. Оно и Чехова делает писателем религиозной серьёзности”.

А.Чехов. «Скрипка Ротшильда», «Студент», «Дом с мезонином». Вера как живая связь между людьми. Сопряжение Евангелия и современной жизни. Чеховская “подробность” (деталь). “Не смену «хозяев жизни», а кризис гуманизма” (М.Дунаев) изобразил Чехов в комедии «Вишнёвый сад» и последних рассказах.

Основной курс: А.Чехов. Рассказы, «Вишнёвый сад».

4. Проблема зла глазами М.Горького (3 часа)

Существующие в европейской мысли два ответа на вопрос о причинах и средствах преодоления мирового зла.

1. Христианский. Зло как следствие первородной повреждённости человека, разорвавшего связь с Творцом; зло одолевается через внутреннюю борьбу с грехом, через смирение, терпение, призывание помощи Божией.

2. Просветительский, или социально-политический. Зло как следствие внешних неблагоприятных обстоятельств, через рациональное изменение которых возможно устранение зла и построение социально справедливого общества.

М.Горький. «Старуха Изергиль» — легенда о Данко: библейская ситуация (Моисей) и антиправославная идея человекобожия. Избранные фрагменты из «Несвоевременных мыслей». Победы и поражения Горького, человека и писателя (с обобщением ранее изученного).

М.Бердяев: “Просветительский, свободомыслящий разум есть разум нездоровый, оторванный от целостной жизни, от духовного преемства, и поэтому для него закрыты горизонты бытия. Этот разум никогда не был в состоянии понять тайны истории, тайны религиозной жизни народов, и он исказил науку XIX и XX веков”.

Основной курс: М.Горький. «Фома Гордеев», «На дне».

5. Чувственное и духовное в творчестве И.Бунина (3 часа)

Философско-эстетическая позиция писателя в стихотворениях «Настанет день — исчезну я…», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…» и лирической прозе «Роза Иерихона», «Часовня». Тема памяти, мотив блудного сына.

И.Ильин: “Художественный акт его состоит в чувственном восприятии и чувственном изображении воспринятого”.

Рассказ «Чистый понедельник» в контексте древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских». Конфликт чувственного и духовного в героях Бунина.

Основной курс: А.Куприн. «Гранатовый браслет»; И.Бунин. «Господин из Сан-Франциско», «Безумный художник», «Грамматика любви».

6. Евангельские мотивы на страницах поэзии первой половины XX века (3 часа)

Иоанн Кронштадтский: “Быть духом, иметь духовные потребности и стремления и не находить им удовлетворения — какое мучение для души”.

К.Бальмонт. «О да, молитвенна душа…»; Н.Гу­милёв. «Христос»; О.Мандельштам. «Неумолимые слова…»; А.Ахматова. «Распятие» (10-я глава из поэмы «Реквием»); Б.Пастернак. «Гефсиманский сад».

Антропоцентрическое и православное представления о мире. Евангельский мотив, евангельская цитация, интерпретация евангельского сюжета; их художественные функции в произведении.

Основной курс: Поэзия Серебряного века.

7. Тема войны в православном контексте (3 часа)

Сопоставление главы 10 (книга первая, часть третья) из романа М.Шолохова «Тихий Дон» и главы 4 (книга вторая, часть одиннадцатая) из романа Б.Пастернака «Доктор Живаго».

Значение глав в общей концепции каждого из романов. Смысл обращения писателей к архетипическому образу дерева, мотиву молитвы. Вера и безверие в судьбах главных героев. Дифференциация авторского мировоззрения и нравственно-христианского поведения персонажа. Заповедь “Не убий” и ситуация выбора для героя.

Основной курс: М.Шолохов. «Тихий Дон».

8. Интерпретация Евангелия или авторский апокриф? (4 часа)

Л.Андреев. «Иуда Искариот»; М.Булгаков. “Ершалаимские” главы романа «Мастер и Маргарита»; Ч.Айтматов. «Плаха».

Сопоставительный анализ образов литературных персонажей с текстом Евангелия от Матфея. Христианское, антропоцентрическое и пантеистическое мировоззрение. Кто из писателей ближе православному сознанию? Дискуссия в связи с мнением М.Дунаева, утверждающего, что а) рассказ Л.Андреева — апология предательства, б) в булгаковском романе перед нами не Богочеловек, а человекобог, в) суть замысла Айтматова в том, что христианству нет места в этом мире.

Основной курс: М.Булгаков. «Мастер и Маргарита». Современная проза.

9. Поэзия XX века: диалог во времени (3 часа)

Интертекстуальность и диалогичность как характерные черты современной культуры. Традиция обращения поэзии к библейским сюжетам и мотивам.

Сопоставительный анализ стихотворений А.Ахматовой «Лотова жена» и И.Бродского «Сретенье». Соотнесение поэтических произведений с каноническими текстами: Бытие (19, 15–26), Евангелие от Луки (2, 22–38). Содержание художественной интерпретации. Ограниченный рассудок человека и подлинное благо, творимое Господом.

Воссоздание поэтического диалога Ахматовой и Бродского через сравнительный анализ произведений (композиция, пространственные образы, мотивы движения и статики, стихотворный размер, язык и пр.). Своеобразие художественного мышления каждого из авторов. Поэтическая интерпретация в “системе координат” православной культурной традиции.

Основной курс: Современная поэзия.

10. Зачетная работа. Опыт прочтения рассказа «Отблеск фаворского света» и стихотворения «К батюшке Серафиму» Владимира Гофмана (2 часа)

Учащимся предлагались два неизученных художественных текста для самостоятельного чтения и интерпретации в свободной форме: литературоведческой, эссеистической или другой. Непременное условие: использование элементов контекстного подхода и выражение собственного отношения к художественному материалу и поднятой в произведениях проблеме. Таким образом проверялась результативность преподавания курса, реализованность содержащегося в нём духовно-нравственного потенциала.

Особый эмоциональный отклик вызвало у учащихся то, что предложенные на зачёте произведения дважды связаны с родным нижегородским краем: именем Серафима Саровского и тем, что автор их — наш земляк, современник, священник храма Архангела Михаила (как оказалось, знакомый некоторым учащимся, посещающим этот самый древний нижегородский храм). Выбор автора и произведений для зачётной работы связан с целями и задачами всего курса. Логическим завершением его стало обращение к краеведческому литературно-художественному материалу, способствующему развитию патриотических чувств, любви к своему краю как необходимой составляющей мировосприятия и мировоззрения юных читателей.

Рейтинг@Mail.ru