Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №13/2007

Я иду на урок

Я иду на урок: 7-й классПарящий сокол (фото с сайта http:// olimpus.partak.ru).

Ирина ГУЙС


“Я знаю правду”

Читаем «Песню о Соколе»

Окончание. Начало см. в № 12.

Напомним: «Песня о Соколе» А.М. Горького изучается в 7-м классе по программе под редакцией В.Г. Маранцмана. Как можно строить изучение рассказа?

Произведение имеет двоякую ценность для обучения интерпретации. Оно само есть повествование о рождении субъективного личностного смысла, о сложностях миропонимания. Значит, эту информацию можно использовать для формирования представлений об интерпретации. Но оно и не открывается читателю сразу, значит, позволяет обучать интерпретированию.

Для семиклассников мы выбираем движение от восприятия и живого сопереживания к логическому осмыслению. Операции, ведущие к интерпретации, — это:

1) выделение сюжетной линии каждого персонажа, осознание причинно-следственных связей;

2) идентификация образа;

3) осознание системы образов;

4) создание толкования как расшифровки смысловых связей внутри системы образов. Для идентификации образов используем обращение к мифопоэтическому контексту. Предложенные идеи легли в основу уроков, проведённых в средней школе № 15 г. Лесосибирска учителем О.С. Чернобровой.

На первом уроке после информации о писателе и чтения текста ученики и учитель ещё раз медленно перечитывают “песню волн”, завершающую исполнение Рагима. Хочется согласиться с писателем или возразить ему? Первые суждения учащихся о “безумстве храбрых” как “мудрости жизни” односложны, это скорее повторение текста. Учитель отмечает, что есть некоторое несоответствие: в мире, которым любуются рассказчик и Рагим, все реалии одинаково важны. В мире песни вся “мудрость жизни”, то есть разум Вселенной, присутствующий и на Земле, сводится к “безумству храбрых”. Противоречие указывает: мы ещё не поняли позицию автора, художественный смысл рассказа. Разобраться в этом и будет целью дальнейшей работы.

Далее учитель напоминает учащимся алгоритм действий: определить образы и их сюжетные линии, затем идентифицировать — найти словесные формулы, обозначающие суть каждого. Затем построить опорный конспект «Система образов “Песни...”» и определить смысловые связи между образами.

Ученики называют основные образы произведения и уточняют составляющие их сюжетных линий. Учитель заостряет внимание на том, что в произведении две реальности — мир рассказчика и мир песни. В каждой реальности свой мир природы и два персонажа, то есть они обладают одинаковой структурой. Это напоминает зеркало, отражающее нас. Дополнение учителя помогает ученикам сформировать представление о соотношении образов в произведении, точнее, о композиции системы образов, что очень важно для выявления художественного смысла.

Второй урок посвящён образам Ужа и Сокола.

Сначала ученики вспоминают историю Сокола, выбирают слова и словосочетания, которыми можно обозначить внутреннюю суть Сокола: “смелый воин”, “свободный и гордый смельчак”. Понравившиеся речевые формулы записывают в тетрадь, а затем продолжают идентификацию. Для этого учитель просит уточнить содержание образа через прочтение его в мифопоэтическом контексте. На партах перед ребятами — выписки из «Словаря символов» Дж. Тресиддера (1999).

Сокол (Ястреб). Превосходство, сильное желание, дух, свет и свобода. Как и орёл, солнечный символ победы. В Древнем Египте он почитался как царь птиц; многие боги изображались с телом или головой сокола, в том числе Ра — в виде сокола с диском вместо головы, символизирующим восходящее солнце. Символ человеческой души... имел тело сокола и голову человека... В настоящее время ястреб — символ милитаристских настроений” (С. 348).

Какие из этих значений можно усмотреть в образе Сокола, созданном А.М. Горьким, и почему? Ученикам оказались близки психологические характеристики: в Соколе они видят стремление к победе, страсть, жажду борьбы. А при чём тут солнце? — спрашивает учитель. — Как связано состояние души Сокола и небо, Солнце, к которым он поднимается? Ребятам приходится признать, что связь прямая: стремление к победе и есть дух солнца, сила его энергии.

Такую же работу ребята проделывают с образом Ужа, акцентируя внимание на приземлённости, ограниченности, трусости Ужа. Затем рассматривают образ в мифопоэтическом контексте.

Змея была в первую очередь магическим религиозным символом сил, породивших жизнь, иногда она изображала самого Бога-Создателя.

Змея считалась находящейся в постоянном контакте с тайнами земли, вод, тьмы и загробного мира — одинокая, хладнокровная, скрытная, стремительно передвигающаяся без ног, способная омолаживаться, сбрасывая кожу.

Змея имеет двойственную репутацию, является источником силы, если её правильно использовать, но потенциально опасна и часто выступает как эмблема смерти и хаоса, так же как и жизни.

В западном фольклоре символизм змеи по большей части отрицательный, причина этого в её раздвоенном языке, заставляющем предполагать лицемерие и обман.

Птицы, ассоциирующиеся со светом, такие, как орёл, сокол, часто изображались убивающими змей, как и многие герои и боги.

Змеи знают тайны земли и способны видеть в темноте, вызывая ассоциации, связывающие змей с мудростью или даром прорицания. В искусстве змея — атрибут богини мудрости Афины.

В ситуации, когда многие знания считались отрицательным свойством, мудрость змеи боролась с предрассудками, как в библейской истории о Еве, соблазнённой змеем. Отсюда иудейская и христианская традиция, представляющая змея как врага человечества. Поэтому в западном искусстве змея стала основным символом зла, греха, искушения и обмана” (С. 115–120).

 Сравнив известное им об образе Ужа и данные словарной статьи, ребята обращают внимание на то, что Уж и в рассказе А.М. Горького вовсе не ничтожество, существующее лишь для того, чтобы возвысить Сокола. Уж в песне Рагима близок к земле и знает некоторые её тайны, слышит приближение смерти птицы, в нём есть та сила, которая даёт мудрость, и в то же время Уж холоден, в нём нет сочув­ствия умирающей птице. В нём нет зла, но оживают те природные силы, которые отталкивают человека.

Как статья словаря помогает определить, кто такой Уж в песне Рагима? Можно ли рассматривать его как воплощение холодного ума, хладнокровного мудреца, стремящегося познать истину? Наконец, воплощение духа земли, ценителя долгой земной жизни? Могут ли читатели-учащиеся доказать мудрость Ужа? Учитель просит объяснить, зачем Уж вполз высоко в горы и смотрел в море. Затем просит обратиться к тексту второй части песни. Ученики указывают на то, что Уж не всё понимает, но всё время стремится понимать. Он задаёт себе вопросы и даже ставит эксперимент. Почему же он в результате приходит к неверному выводу о том, что счастье — в паденье? Он не подумал об ограниченности своих возможностей. Учитель фиксирует внимание учеников на том, что в тексте рядом поставлены два момента — первый вывод и реакция самодовольства, которая остановила познание.

Чтобы точнее понять образы и смысловую связь между ними, говорит учитель, нужно ещё обратить внимание на особенности образа пространства в песне. Какие предметы и реалии есть в мире песни Рагима? Ребята называют образы земли и неба, моря (потока) и солнца, гор, ущелья, набрасывают рисунок-схему, определяют значения их как символов. Так создаётся картина мира, где царит единство противоположностей: верха и низа, твердыни и её полного отсутствия, постоянства и текучести. Но только собранные воедино, они составляют мир. Какое место в этом мире занимают Уж и Сокол? Каждый из них представляет какую-то противоположность. Сокол связан с верхом, полётом, текучестью (воздуха), Уж — с низом, твердыней земли, постоянством земных законов. Учитель предлагает ребятам подумать, почему такие разные существа в песне движутся в несвойственных им направлениях: Уж — вверх, Сокол — вниз? В классе рождается идея, что они помимо своей воли стремятся друг к другу, к своей противоположности.

Учитель вносит дополнение в рисунок-схему, отметив место Ужа и Сокола в пространстве и обо­значив стрелками направление их движения. Учащимся предстоит расшифровать созданный рисунок, объяснив, какая истина скрывается в песне Рагима. Ребята не приводят целостного развёрнутого рассуждения, каждый из них произносит одно ёмкое предложение. Поэтому учитель просит записывать все удачные суждения, чтобы не потерять полученной истины. “Все стремятся к единству”, “каждому своё”, “все существа разные”, “без борьбы нет победы”, “у каждого своя правда”, “каждый проходит свой путь познания”, “истина одна”, “познание вечно, как мир”, “каждый по-своему важен и нужен”, “только вместе мы — целое”, “мир велик” — вот некоторые из прозвучавших суждений.

Учитель напоминает, что в песне Рагима мы встречаемся с точкой зрения множества поколений людей.

Затем читатели в классе возвращаются к художественному миру рассказчиков, чтобы повторить работу: идентифицировать образы мира и рассказчиков на основе выявления их сюжетных линий.

Ученики ещё раз медленно перечитывают пейзаж во вступлении, обмениваясь впечатлениями. Ребята отмечают красоту окружающего рассказчиков мира. Особо останавливаются на олицетворениях и указывают, что мир живой, тёплый, добрый. Он состоит из множества самых разных предметов, реалий, но, собранные, они и составляют единство, которое мы зовём словом мир. По ходу перечитывания и наблюдений читатели вновь делают набросок пейзажа мелом на доске, чтобы помочь воображению, уточнить, как выглядит целостная картина, открывшаяся взгляду автобиографического рассказчика.

Мир — живой, гармоничный, в нём всё тянется к центру, стремится к слиянию и существованию в единстве, к взаимодействию. Камень давит на берег, а волны лижут его. Море открыто небу, а луна льёт свет вниз, на землю. Луна остужает знойный камень, а костёр его нагревает.

Похоже ли это на мир в песне Рагима? Ученики отмечают внешнюю непохожесть и внутреннюю общ­ность миров.

Затем читатели обращаются к образу Рагима. Отмечают, что он стар, что в его восприятии мир — живое существо: то есть Рагим хранит в себе черты мировоззрения древнего человека. Сопереживая фольклорным персонажам, он выделяет и воспевает смельчака-Сокола. Ища нужные словосочетания-характеристики, ученики определяют Рагима словами “мудрый старец”, “народный певец”, а также словами “поклоняющийся солнцу” (если иметь в виду поклонение духу солнца в живых существах). После записи этих формул учитель просит сравнить их с теми, которые записывали раньше, стремясь понять Ужа и Сокола. Кому из персонажей близок Рагим? Оказывается, тому и другому: как Уж, стремится постичь совершенство мира; как Сокол, воспевает дух солнца.

В герое-рассказчике ученики увидели человека, который, как и Рагим, видит мир как живой и единый, ему открывается гармония этого мира, его красота и величие. Они записали: “влюблённый в красоту мира”, “художник”, “мудрец”. Но что именно понял автобиографический герой, какую истину открыл — требует уточнения. Учитель объясняет, что один из самых древних и совершенных способов познания — долгое, спокойное, сосредоточенное созерцание, концентрация внимания и интуитивное прозрение. Автобиографический рассказчик созерцает красоту, это ведёт к внутренней сосредоточенности и интуитивному откровению об особенностях мироустройства, тайнах мира. Он понимает величие Сокола, но ему ведома и мудрость Ужа, открывшего правду, но не постигшего истину в целом. Герой-рассказчик видит, что единство мира создают противоположности. Они живут и во внутреннем мире человека.

Вот такому человеку, который не утверждает преимущества одной составляющей мира перед другой, открывается истина о существовании бессмертной души. Возможности земного ума ограничены земной реальностью, но возможности мудрых знаний ведут человека за её пределы, к единству с Вселенной.

Поэтому, говорит учитель, важно дополнить свои записи, позволяющие понять суть персонажа. Он “любит мир как Божественное Целое”, “ведает божественные тайны мира”.

Теперь свяжем эти образы в единство на рисунке-схеме и попросим найти смысловые связи между ними, а суждения записать, подтвердив доказательствами. Ребята затрудняются: все те идеи, которые записали о песне Рагима, соответствуют и смыслу вступления и заключения. Ограничились записью “смыслы те же, что в песне Рагима”, но учитель попросил найти отличие. Неужели люди смогли понять лишь то же, что змея и птица? Или они продвинулись в своём познании? Что открыл автобиографический рассказчик? Так к концу урока ученики под руководством учителя приходят к открытию героя-рассказчика, к его мыслям о душе, о её бессмертной жизни во Вселенной. Появляется и новая запись в тетрадях — “душа бессмертна”, “опыт познания нужен душе”.

Осталось сопоставить два схематических рисунка и определить смысловые связи между двумя реальностями — героев песни Рагима и рассказчиков, создав единое толкование. Но наши учащиеся затруднились это сделать. Они предпочли выразить своё понимание произведения, рассказав его в жанре комиксов. Это позволило им не бояться примитивности рисунков и соединить их с текстом. Однако и эти работы позволяют судить о понимании. Ребята вводили рисунки, обозначающие наличие двух реальностей, расцвечивали их, подчёркивая различие и подобие. Мир рассказчиков — пёстрый или сине-голубой, мир песни — полный света. Рассказывая об Уже и Соколе, они ушли от однозначности оценок. В рисунках появилась легкая ирония. Вот Уж свернулся тугой пружиной и навис над Соколом вопросительным знаком, а вот он принял позу кобры и спросил: “Что, умираешь?” Сокол тоже перестал быть только великим героем, в его облике иногда появляются беспомощность, страдание живого существа.

Наконец, ребята сконцентрировали своё внимание на главном достижении автора-рассказчика, на итогах его познания. Они не стали выделять главным текстом “безумство храбрых”, а сформулировали своё понимание иначе: “Пусть умерло тело; бессмертная душа — это жизнь!”

Рейтинг@Mail.ru