Я иду на урок
Я иду на урок: 6-й класс
Галина Возненко
Галина Яковлевна ВОЗНЕНКО — учитель русского языка и литературы, посёлок Зебляки Шарьинского района Костромской области.
Царственные слова
Уже несколько лет я работаю над темой по самообразованию «Использование технологии критического мышления (ТКМ) на уроках литературы». Знакомила учителей района с этой технологией и показывала урок с применением её. Урок разработала сама, боялась, что он покажется ученикам сложным, что не успеем всё намеченное сделать за 45 минут. Но всё получилось как нельзя лучше, урок понравился и учителям, и детям. Может быть, кому-то из учителей, работающих над применением ТКМ на уроках, пригодится предложенный мной материал.
В начале урока учитель читает отрывок из какого-нибудь стихотворения и отрывок из любого учебника. Основной вопрос для размышления: чем художественная речь отличается от нехудожественной? Один из ответов — наличием тропов. Мы не случайно выбрали для примера стихи, поскольку доля тропов в них часто бывает очень высокой. Именно работа над художественными средствами в стихотворной речи и станет основной на нашем уроке.
Затем учащимся для индивидуальной работы раздаётся текст «Как простые слова становятся царственными» (см. Приложение 1). Шестиклассники читают его и делают на полях пометки: (знал); + (новое); ? (не понял). Затем в тетради оформляется и заполняется таблица.
Знал |
Новое |
Не понял |
Далее идет работа в группах. Учащиеся делятся на четыре группы. Каждая самостоятельно осваивает материал об одном из художественных средств: об эпитете, сравнении, метафоре, олицетворении — и готовится рассказать о прочитанном материале одноклассникам (раздаточный материал см. Приложение 2).
После работы учащиеся вновь делятся на группы таким образом, чтобы в каждой новой группе был представитель из ранее образованных групп. Он должен сообщить остальным полученную информацию (то есть один рассказывает о метафоре, другой — о сравнении, третий — об олицетворении, четвёртый — об эпитете). После обмена информацией учащиеся в группе работают над анализом текста стихотворения (см. Приложение 3), затем один из членов группы выступает с кратким сообщением. Задание для всех групп одинаково.
1. Определите тему стихотворения. Озаглавьте текст.
2. Какие слова употреблены в переносном значении? Найдите в тексте эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры.
3. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.
Завершая работу в группах, ученики придумывают синквейн на одну из тем — «Зима», «Школа», «Урок», «Одноклассники», — используя тропы, о которых шла речь на уроке.
Домашнее задание. Сочинение-миниатюра «Зимний (летний, весенний, осенний) день» с использованием тропов.
Приложение 1
Как простые слова становятся царственными
Н.В. Гоголь восхищался эмоциональной, образной речью, которая не оставит никого равнодушным — ни читателя, ни слушателя. “Метко сказанное русское слово” живёт веками в памяти поколений, сохраняя свежесть и остроту.
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней царственное слово.
(А.А. Ахматова)
Царственное слово — это, несомненно, не то, что слетает с наших уст в будничной суете, когда мы спешим обменяться необходимой информацией. Царственное слово является вдохновенному поэту в минуты его творческого взлёта и остаётся на века, сохранённое памятью многих поколений. И этому царственному слову обязана красотой и образностью художественная речь.
В языке художественной литературы образность речи получает наиболее полное проявление. В чём же особенность использования богатств языка писателями? Как им удаётся достичь живости, наглядности, красочности описаний?
Образность речи очень часто достигается благодаря употреблению слов в переносном значении. Например, К.Паустовский описывает грозу: “Грозовая туча курилась пепельным дымом и быстро опускалась к земле. Вся она была однообразного аспидного цвета. Но каждая вспышка молнии открывала в ней желтоватые зловещие смерчи, синие пещеры и извилистые трещины, освещённые изнутри розовым мутным огнём. Пронзительный блеск молний сменялся в глубине тучи полыханием медного пламени”. Выделенные слова, выступающие в образных значениях, помогают нам живо представить картину грозы.
Слова, используемые писателями в переносном значении, называются тропами (от греч. тропос — “образ, поворот, оборот”). Тропы нужны художнику слова для наглядности изображения тех или предметов, явлений.
Как же используются тропы в художественной речи? Писатели обращаются к ним в пейзажных зарисовках: “Тёплый бархат ночи богато расшит, украшен голубым серебром огней...” (М.Горький).
Тропы помогают писателям несколькими штрихами нарисовать портрет человека, подчеркнув его индивидуальные, неповторимые черты.
И всё же не следует думать, что чем больше поэт использует образных средств, тем ярче будут нарисованные им картины. В иных случаях предмет описания требует экономии речевых красок, особой строгости применения тропов. Например, А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» не использует тропов в таком описании: “Был вечер. Небо меркло. Воды струились тихо. Жук жужжал”… Единственным выразительным средством речи в этом отрывке является звукоподражание: в последнем словосочетании слышится ж-ж-ж. Но можно ли отказать в художественности зарисовки? Безусловно, нет!
Если образное слово начинает повторяться, то теряется его новизна, язык становится бедным, невыразительным. Поэтому не учитесь повторять кем-то придуманные образные выражения: ими вы не обогатите свой стиль. Создание тропов требует творчества, и только творчества.
(Из книги Д.Э. Розенталя, И.Б. Голуб «Секреты стилистики»)
Приложение 2
Метафоры (для 1-й группы)
Метафора означает перенос названия предмета (действия, качества) на основании сходства. Метафоры по праву могут претендовать на главенствующую роль среди всех тропов.
В основе любой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими.
В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть.
(С.Есенин)
Огненный цвет гроздьев рябины поэт сравнил с пламенем, и родилась метафора: горит костёр рябины красной, которую можно заменить сравнением. Оно выглядело бы так: гроздья рябины краснеют, как пламя, и осеннее дерево словно костёр.
Художники слова любят использовать метафоры, их употребление придаёт речи особую выразительность, эмоциональность. При описании природы используются метафоры, построенные на основании сходства предметов в цвете: в багрец и золото одетые леса (А.С. Пушкин).
Но не всегда метафоры украшают нашу речь. Неумелое использование метафоры может сделать высказывание не красивым, а смешным, как в данном случае у неумелого автора: “сел в поезд и поехал по тяжёлой дороге жизни”.
Подготовьте сообщение по плану.
1. Что такое метафора?
2. Зачем она используется в художественной речи?
3. К чему приводит неумелое использование метафор?
Олицетворение (для 2-й группы)
Под пером писателей окружающие нас предметы оживают: море дышит полной грудью; волны бегут, ласкаются к берегу; лес настороженно молчит… А в одной песне даже поется про остроконечных елей ресницы над голубыми глазами озёр!
Все эти превращения в художественных произведениях обязаны замечательному стилистическому приёму — олицетворению. Олицетворением называется наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками, речью.
При олицетворении описываемый предмет может внешне уподобляться человеку: “Зелёная причёска, // Девическая грудь, // О тонкая берёзка, // Что загляделась в пруд?” Ещё чаще неодушевлённым предметам приписываются действия, которые доступны только людям: Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами; плачут вербы, шепчут тополя.
Особенно часто писатели обращаются к олицетворению, описывая картины природы. Мастерски использовал этот троп Сергей Есенин. В его поэзии Заря окликает другую; Спит черёмуха в белой накидке; Цветы мне говорят прощай.
Подготовьте сообщение по плану.
1. Что такое олицетворение?
2. На чём основано олицетворение?
3. Когда писатели чаще всего обращаются к олицетворению?
Образные сравнения (для 3-й группы)
Сравнение — это сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность.
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
(С.А. Есенин)
Сравнение способствует образному описанию самых различных предметов, их признаков, качеств, действий. Очень часто сравнения уточняют цвет, например: глаза, как небо, голубые; листья жёлтые, как золото.
Чаще всего сравнения выступают в форме сравнительного оборота и присоединяются с помощью союзов как, точно, будто, словно, как будто. Часто встречается форма сравнения, выраженного существительным в творительном падеже: Змейкой мчится по земле белая позёмка; Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.
Художественная сила сравнения зависит от того, насколько оно неожиданно, ново, например: Был он рыжий, словно апельсины на снегу. И мало кого удивит сравнение глаз с небом. Если же мы будем неумело использовать сравнения, то можем оказаться в смешном положении, как автор, написавший: как саранча летел он на свиданье.
Подготовьте сообщение по плану.
1. Что такое сравнение?
2. Чем может быть выражено сравнение?
3. От чего зависит художественная сила сравнения?
Эпитеты (для 4-й группы)
Среди художественных средств языка наиболее часто встречаются эпитеты (от греч. эпитетон — приложение). Так называются слова, которые художественно определяют предмет или действие.
Чаще всего эпитеты — это красочные определения, выраженные прилагательными в полной форме.
Интересно выделение постоянных эпитетов, которые характерны для народного поэтического творчества. Конь всегда добрый, солнце — красное, ветер — буйный. В произведениях народного творчества солнце всегда называется красным, даже если упоминается осенний пасмурный день; море всегда синее, даже если изображается буря (Почернело синее море; Вот идёт он к синему морю, // Видит, на море чёрная буря). В этом особенность употребления постоянных эпитетов.
Поэты нашего времени ищут яркие речевые краски в эпитетах иного рода — изобразительных. Они дают нам возможность увидеть предметы и действия такими, какими их видел писатель, создавая своё произведение. Например, К.Паустовский так описывает белую ночь на Онежском озере:
“Я не знаю, как назвать томительный свет белой ночи. Загадочным? Или магическим?
Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы — столько в них бледного воздуха и призрачного блеска фольги и серебра”.
В поэзии употребляются и эмоциональные эпитеты, которые передают чувства, переживания автора. Например, у С.Есенина цветовые эпитеты розовый, голубой, синий, золотой и другие обозначают радостные, светлые чувства. Эпитеты чёрный, серый и подобные передают мрачные, тягостные переживания: Вечер чёрные брови насопил…
В роли эпитетов могут выступать не только прилагательные, но и наречия, которые живописно рисуют действия. В пушкинских строчках: Сквозь волнистые туманы пробирается луна. // На печальные поляны льёт печально свет она — первые два (волнистые, печальные) определяют предметы, последний эпитет — печально — характеризует действие.
Подготовьте сообщение об эпитете по плану.
1. Что такое эпитет?
2. Чем эпитеты чаще всего выражаются?
3. Какие виды эпитетов существуют?
4. Зачем их употребляют в художественной речи?
Приложение 3
Для 1-й группы
В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями;
Чуть заметен над лесом туман,
Тёплый вечер прозрачно-румян.
Вот уж веет прохладой ночною;
Грезит колос над узкой межою;
Месяц огненным шаром встаёт.
Красным заревом лес обдаёт…
(И.С. Никитин)
Для 2-й группы
Под звёздным ласковым свеченьем
В качающейся полумгле
Скрипят шаги мои вечерние
По накрахмаленной земле.
Искрится снег на узкой улочке.
Всё звонче, звонче тишина,
Луны осколок, что блесна
На волоске рыбацкой удочки.
(С.Носиков)
Для 3-й группы
Пройдёт зима холодная,
Настанут дни весенние,
Теплом растопит солнышко,
Как воск, снега пушистые,
Листами изумрудными
Леса зазеленеются,
И вместе с травкой бархатной
Взойдут цветы душистые.
(С.Д. Дрожжин)
Для 4-й группы
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по крыше обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
(А.С. Пушкин)
Список литературы
Дейкина А.Д., Пахомова Т.М. Раздаточные материалы по русскому языку. 6 класс. М.: Дрофа, 2004.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004.
Розенталь Д.Е., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М.: Айрис Рольф, 1996.