Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №13/2007

События и встречи

Конкурсы

Конкурс продолжается!

Учитывая растущий интерес к нашему тематическому конкурсу методических разработок, мы решили расширить его тематику. Многие учителя просят нас не закрывать уже объявленные номинации, поэтому мы сохраняем их, а также добавляем к ним ещё одну, новую.

Во втором полугодии 2007 года мы ждём ваши материалы по следующим темам.

  • Первый урок

Самым трудным уроком, как знают многие учителя, бывает первый урок. Это и первый, вводный урок по теме, и первый урок года, и первый урок в новом классе. Мы решили объединить все эти варианты в одну номинацию. Напишите нам (лучше в свободной форме, а не в виде формализованного конспекта), как, скажем, вы начинаете Чехова? «Капитанскую дочку»? «Мёртвые души»? Всегда ли это разговор о биографии писателя (“Великий русский писатель Н. родился в городе N”)? Точно ли нужно начинать с вводной лекции? Какие приёмы есть у вас, чтобы “зацепить” учеников?

И самое главное: нам важно, чтобы на основании этого первого урока была видна дальнейшая линия изучения темы и её завершение. Пусть это станет обязательным условием для присланных на конкурс работ.

  • Школьная программа по литературе на карте моего региона

Это тема для совместного творчества учителя и учеников, если хотите, коллективный литературный проект. Давайте предложим ученикам составить литературную карту своего края, своей родной местности. Объекты на этой карте могут быть самые разные: вот на этой улице находился дом, где останавливался проездом Пушкин, владелец этой усадьбы переписывался с Толстым, здесь в эвакуации во время войны размещалась редакция столичного литературного журнала и т.д. и т.п.

Важно, чтобы ребята увидели, что школьная программа по литературе — не оторванная от реальности вещь, что у неё есть множество конкретных “привязок к местности”, которые делают литературу живой, наполненной человеческим теплом.

Конечно же, на этой карте появятся и всем известные литературные музеи или памятники, но хотелось бы, чтобы интерес участников проектов сосредоточился прежде всего на незнаменитых, новых для них и для нас объектах. Таких на удивление много — давайте вместе с учениками попробуем отыскать их и разместить на карте.

Форма представления результата в этой номинации — сама карта и приложение к ней (в виде описания с расшифровкой). Вы знаете нашу газету, её полиграфические возможности и особенности. Если вы хотите, чтобы материал появился на страницах газеты, готовьте его, пожалуйста, также и в графической форме, приемлемой для публикации (удобнее всего прислать электронную версию).

  • Как я преподаю трудную тему

Повторяем эту номинацию, надеясь, что ваше внимание будет сосредоточено прежде всего на проблемах преодоления методических стереотипов. Потому что трудными становятся сегодня не только не разработанные методикой темы, но и излишне затасканные, буквально выпотрошенные частым повторением. Как их реанимировать? Хотелось бы, чтобы вы начали свою разработку с обоснования, почему именно эта тема школьной программы мыслится вами как трудная.

  • За рамками урока

Это новая номинация. Сюда мы принимаем материалы, посвящённые внеклассной работе по литературе. Общеизвестно: роль словесника в школе гораздо важнее и шире потребностей уроков, которые он ведёт. Спектакли, литературные вечера, постановки, литературные экскурсии — все эти и другие формы внеурочной жизни создают в школе особую атмосферу (и, кстати, запоминаются учениками больше, чем сами уроки). Расскажите нам о своём опыте организации внеклассных мероприятий по литературе. Не ограничивайтесь, пожалуйста, “голыми” сценариями — нам важно услышать ваши слова о том, как вы подходите к проблеме в комплексе, какие формы работы с ребятами находите, как планируете общую школьную жизнь, как поддерживаете существующие традиции и создаёте новые. Очень важно представить свой опыт так, чтобы он мог быть транслирован, а для этого он должен быть “завёрнут” в технологичную “упаковку”. Подумайте, как её создать.

  • История моей страны в рассказах очевидцев

Это конкурс для школьников. В эту номинацию мы принимаем записи рассказов реальных людей, сделанные учениками. Здесь важно, чтобы записывающий дал представление о живых чертах характера рассказчика, может быть, сохранил особенности его речи. Не нужно формальных, парадных тяжеловесных слов — важно передать то, как конкретное событие в истории страны воспринималось рассказчиком, какие чувства он при этом пережил, почему именно это событие ему запомнилось. Вариант такого опыта был представлен нами в № 16/2005 (Пранцова Г., Московкина И. Детское слово о Великой Отечественной войне).

Победители конкурса получат дипломы. Материалы на конкурс принимаются до 10 ноября 2007 года. Отправка по электронной почте приветствуется. Хорошо, если материал будет представлен не только на бумаге, но и на электронном носителе (дискете, диске). Сопровождайте посылаемое подробными данными о себе. На конверте делайте чёткую помету: “Конкурс методических разработок”.

Рейтинг@Mail.ru