События и встречи
Конкурсы
Конкурс: подводим итоги
Кажется, только вчера мы объявляли условия конкурса методических материалов на первое полугодие 2007 года, а уже пришла пора подводить его итоги. Признаемся честно: сделать это непросто, поскольку почта конкурса была на редкость урожайной. В общей сложности по трём объявленным темам мы получили 172 работы! Учитывая такой интерес к конкурсу, мы увеличили количество дипломантов с десяти до тридцати.
Нам отрадно, что не иссякают материалы в номинацию «Трудная тема». Идя навстречу вашим пожеланиям, мы объявили её во второй раз и, честно говоря, не пожалели, получив много интересных разработок. Вы обязательно встретитесь с частью из них на страницах «Литературы». По итогам конкурса дипломы победителей в этой номинации получают:
1. Надежда Евгеньевна ТИХОМИРОВА, МОУ СОШ № 5, г. Усть-Катав Челябинской области, — за урок «Человек и его место в мире» (по творчеству Ч.Айтматова).
2. Анжела Юрьевна БАГРАМЯН, г. Абинск Краснодарского края, — за цикл уроков для 8-го класса.
3. Наталья Владимировна КАРНИЗОВА, професиональное училище № 34, г. Электрогорск Московской области, — за урок «Топос “Града Московского” (по творчеству М.Цветаевой)».
4. Галина Анатольевна МИХАЙЛОВА, с. Панкрушиха Алтайского края, — за урок по творчеству Н.Гумилёва.
5. Галина Владимировна ШВЫРИНА, СОШ № 1, с. Приволжье Самарской области, — за урок «Рождественская тема в русской поэзии XX века».
6. Ирина Юрьевна ПЛАКСИНА, лицей № 4, г. Нижний Ломов Пензенской области, — за урок «Русские поэты о человеке и животных».
7. Светлана Валентиновна ТРОФИМОВА, г. Новочебоксарск, Республика Чувашия, — за урок «Отчий дом» (по творчеству Ф.Абрамова и В.Распутина).
8. Альфия Рустамовна ШНИПОВА, с. Круглое Звериноголовского района Курганской области, — за «Урок сказкотворчества в 5-м классе».
9. Марина Алексеевна КОЛЯБИНА, Краснянская СОШ Новохопёрского района Воронежской области, — за урок-проект по лирике Н.Заболоцкого.
10. Светлана Георгиевна ЯСИНСКАЯ, МОУ СОШ № 22, г. Череповец, — за урок по роману А.Н. Толстого «Пётр Первый».
Пристальное внимание вызывала у нас номинация «Первый урок»: ведь, как убеждали нас некоторые именитые методисты, тип первого, вводного урока давно разработан в отечественной методике и не предполагает вариантов. Наша почта показывает, что это не так. Мы решили опубликовать часть присланных на конкурс материалов в № 16, который выйдет накануне нового учебного года, нового первого урока, а пока с удовольствием называем имена победителей в этой номинации. Ими стали:
1. Любовь Васильевна МАТЮХА, с. Пешая Слобода Нижнеломовского района Пензенской области, — за цикл уроков для 6–9-х классов «В стране Литературии».
2. Елена Ивановна САЗИКОВА, с. Бахтызино Вознесенского района Нижегородской области, — за урок-игру по творчеству Мандельштама «За семью печатями».
3. Наталия Леонидовна ЧУДАЕВА, МОУ СОШ № 7, г. Абакан, — за урок «Первый раз в пятый класс».
4. Татьяна Юрьевна СТОРОЖЕВА, МОУ СОШ № 6, г. Петровск Саратовской области, — за урок по творчеству Л.Н. Толстого.
5. Галина Александровна КОРЕПАНОВА, МОУ СОШ п. Нижнеивкино Куменского района Кировской области, — за урок по творчеству Л.Н. Толстого.
Редакцию особенно радовали материалы, присылаемые в номинацию «Программа по литературе на карте моего региона». Совковское ощущение голых людей на голой земле, родины как территории для манёвров разного рода, как гигантской промзоны постепенно вытесняется естественным вниманием к необъятным историко-географическим, культурным богатствам родной страны.
Предложенная тема позволила многим учителям литературы вместе со своими учениками создать проектные работы высокого класса. Мы получили великолепно оформленные, снабжённые подробными комментариями карты литературных мест как целых регионов (Урала и Предуралья, Подмосковья, Брянщины, Карелии, Орловской области, Башкирии, Удмуртии), так и отдельных городов, в том числе и небольших (Петровска, Ветлуги). Это настоящая ценность для учителей, ведущих в своих школах литературное краеведение. И вот теперь мы обдумываем, как технически подготовить эти материалы к публикации (возможно, нами будет выпущен специальный диск).
Назовём победителей конкурса. Ряд материалов подписан фамилиями учеников, а учителя заявлены как руководители проектов — в этом случае диплом выписывается нами на учеников (с указанием руководителя). Итак, в этой номинации дипломы получают:
1. Ирина Анатольевна Ядренникова и ученики 5 «Б» класса МОУ СОШ № 15, г. Каменск-Уральский Свердловской области, — за «Литературную карту Урала».
2. Наталья Владимировна Карнизова и учащиеся 1-го курса профессионального училища № 34, г. Электрогорск Московской области, — за «Литературную карту Подмосковья».
3. Татьяна Юрьевна Сторожева и ученики 6 «А», 10 «А» и 10 «Б» МОУ СОШ № 6, г. Петровск Саратовской области, — за литературные проекты «Петровск литературный» и «Петровск — город “Ревизора”».
4. Антонина Николаевна Макерова и ученики 10 «А» и 8 «В» класса МОУ СОШ № 3, г. Дятьково Брянской области, — за «Литературные путеводители по Брянщине».
5. Гера Васильевна Мукозобова и ученики 10 «А» класса МОУ Лахденпохская СОШ № 2 Республики Карелия, — за «Литературную карту Лахденпохского района».
6. Людмила Сергеевна Лепаловская (МОУ СОШ № 4, г. Новая Ляля Свердловской области) и участники литературного салона на базе Дома детского творчества г. Новая Ляля, — за коллективный проект «Литературная карта Свердловской области»
7. Светлана Смирнова, ученица 7-го класса МОУ «Борисовская СОШ», г. Борисово-Судское Вологодской области, — за «Литературную карту Вологодской области» (руководитель проекта — Т.А. Сударева).
8. Наталья Петровна Шматкова, Анна Николаевна Шматко и члены литературно-краеведческого клуба «Истоки» МОУ СОШ № 23 хутора Братский Усть-Лабинского района Краснодарского края, — за «Литературную карту Усть-Лабинского района».
9. Татьяна Витвинова, ученица 8-го класса МОУ «Большеучинская СОШ» Можгинского района Республики Удмуртия, — за «Литературную карту Удмуртии» (руководитель проекта — М.В. Борисова).
10. Алия Уметбаева, ученица 9-го класса МОУ с. Мебельное Стерлитамакского района Республики Башкортостан, — за научно-исследовательскую работу «Аксаковской тропой (аксаковские места на карте Башкортостана)» (руководитель проекта — С.Г. Рассказова).
11. Александр Астафьев, ученик 8-го класса МОУ «Ветлужская СОШ», г. Ветлуга Нижегородской области, — за «Литературную карту Ветлуги» (руководитель проекта — П.П. Шарко).
12. Галина Яковлевна Чечегова, Ольга Александровна Кузнецова и учащиеся профессионального училища № 88 г. Перми, — за «Литературную карту Перми».
13. Тамара Николаевна Алексанова и учащиеся 9-го и 11-го классов лицея № 22 г. Орла, — за «Литературную карту Орла».
14. Галина Николаевна Чернова и ученики 6-го и 9-го классов средней школы с. Б.Екатериновка Аткарского района Саратовской области, — за «Литературную карту Аткарского района».
15. Генриетта Геннадьевна Пригожина и участники краеведческого клуба «Компас», г. Москва, — за литературный проект «Литературные переулки Москвы».
Очень важно отметить, что в вышеприведенном списке есть материалы, полученные из учреждений профессионального образования. Именно литература, литературное краеведение позволяют объединять ребят, осваивающих разные профессии, вокруг общего интересного дела. О значимости такой работы пишут нам педагоги училища № 88 г. Перми:
“Мы готовим автомехаников, станочников широкого профиля, поваров, электрогазосварщиков. На первом и втором курсах все учащиеся проходят программу 10-го и 11-го классов. На литературу родного края в программе отведён только один час, но мы стараемся восполнить этот пробел во внеклассной работе. В этом учебном году мы провели неделю «Прикамье литературное». Ребята оформляли информационные бюллетени, участвовали в конкурсе чтецов по стихам пермских поэтов… Мы думаем использовать собранные для участия в вашем конкурсе материалы в своей работе, чтобы прививать детям гордость за родной край. Уже со следующего учебного года во всех группах второго курса проведём урок — заочную экскурсию «Пермь литературная» по подготовленным материалам”.
Вот это кажется нам самым главным: не остановиться на том, чтобы сделать что-то к конкурсу, ради диплома, а пойти дальше. Получить педагогические эффекты от самого процесса работы, а собранные материалы использовать дальше в преподавании. Конкурс играет здесь лишь роль катализатора. Надеемся, что так будет и дальше.