Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №13/2007

Колонка редактора

Колонка главного редактора

Из учительского блокнота

Обсуждали мы как-то с восьмиклассниками рассказ Толстого «После бала». Зашёл спор о том, что сильнее — человек или обстоятельства. Виталик, очень серьёзный мальчик, небольшого роста, в очочках, встал и твёрдо произнёс: “Человек — это всегда подлежащее, а обстоятельство — второстепенный член предложения!”

Коротко, ясно и красиво. “Если бы всё и в жизни было так просто!” — подумал я тогда, но, естественно, не сказал. Не знаю, продолжает ли этот мальчик, теперь уже студент, думать так же, или его “сердце опыт остудил”, но сказанные им слова остались в моём блокноте.

Поставленные обстоятельствами нашей жизни перед необходимостью учить, учить и ещё раз учить, мы часто забываем учиться. И только летом, освободившись от “суетных оков” школьной повседневности, вспоминаешь о том, как много ты сам ещё хотел узнать, понять и изучить.

Мне кажется, что секрет успеха многих учителей состоит, в частности, в том, что им самим интересно учиться. Дети чувствуют этот интерес учителя к чужой мысли, к удачно построенной фразе, к необычному наблюдению. К самому процессу открывания нового. Если в деле обучения и учитель может быть “на новенького”, детей это захватывает.

Поэтому не стесняйтесь переспросить ученика, если неожиданно на уроке он “попал” в какую-то точку, в которую ещё никто не попадал, — переспросить и тут же записать его слова в свой учительский блокнот (или тетрадку, или просто на клочок бумаги), не забыв указать и их автора. Не упускайте момента отметить плюсиком или каким-то иным значком (а то и отдельной оценкой) удачную фразу в сочинении, даже если кроме неё похвалить не за что, — и тоже выпишите эту фразу. Собираемый постепенно архив ученических наблюдений над текстом, высказываний, формулировок очень пригодится: его материалы уж точно интереснее и свежее, чем большинство учебников и методичек. А сам ученик, кого, пусть на минуту, вы всё же вознесли своим вниманием на пьедестал, никогда этой минуты не забудет. ,И останется за неё благодарен — вам.

Я уверен, что многие из вас ведут такие учительские блокноты. На каникулах самое время их перелистать, заново восхититься чьей-то мыслью, вспомнить, улыбнуться… И, возможно, поделиться некоторыми записями со своими коллегами — читателями «Литературы».

А мой блокнот сейчас открыт на таких словах: “Володя Н. заметил, что в прозвучавшей на уроке фразе — «это мнение можно подвергнуть сомнению» — у слова «сомнение» выплывает наружу необычное значение (внутренняя форма — сказал бы учёный). Сомнение — это «со-мнение», ещё одно, другое, со-проводительное мнение, мнение-со-товарищ”. Ведь правда, хорошо?

Сергей ВОЛКОВ

Рейтинг@Mail.ru