Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №12/2007

Я иду на урок

Я иду на урок: 11-й классФото Давида Бурлюка.

Людмила Калинина


Людмила Юрьевна КАЛИНИНА — учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы с. Кошки Самарской области.

Урок прислан на конкурс в номинацию «Первый урок по теме».

Футуризм и футуристы

I. Слово учителя. Футуризм, как и символизм, — интернациональное литературное явление. Основателем футуризма был итальянец Маринетти. Футуризм провозгласил полный разрыв с традиционной культурой, утверждал эстетику города с её динамикой и безличностью, стремился передать сознание “человека толпы” и мгновенную смену чувств и переживаний. При всей связи с итальянским футуризмом русский футуризм возник как самобытное художественное движение. Он выразил ощущение кризиса перед мировой войной и революцией.

Познакомимся с одним из самых известных манифестов футуристов под хлёстким названием «Пощёчина общественному вкусу». (Читает заранее подготовленный учащийся; см. Приложение 1.)

II. Беседа по манифесту

1. Кого и почему отвергали футуристы?

(Выступали против существующего социального устройства, против общепринятых культурных традиций и современного искусства. Отвергали Пушкина, Толстого, Достоевского и всю современную литературу, начиная от символистов и кончая Максимом Горьким.)

2. В чём проявилась ненависть к языку, существовавшему до футуристов?

(Отрицание грамматики, синтаксиса, правописания родного языка. Подлинные же стремления футуристов раскрыл В.В. Маяковский: “Стать делателем собственной жизни и законодателем для жизни других”.)

3. Как вы понимаете смысл “самовитого слова”?

(В поэзии есть только форма, форма и является содержанием. “Содержание — это только удобный предлог для того, чтобы создать форму, форма же есть самоцель”. А поскольку слово — основной строительный материал формы, оно также становится самоцельным или, как сказано в «Пощёчине общественному вкусу», “самоценным (самовитым)”.)

III. Слово учителя. (Запись в тетради.)

Русские футуристы имели четыре основные группы:

  • кубофутуристы (Бурлюк, Хлебников, Каменский, Маяковский);
  • эгофутуристы (Игорь-Северянин);
  • «Мезонин поэзии» (Шершеневич, Ивнев);
  • «Центрифуга» (Пастернак, Асеев).

— Что же являлось общей основой движения? Что объединяло их?

1. Стихийное ощущение “неизбежности крушения старья”.

2. Создание через искусство грядущего переворота и рождение нового человечества.

3. Творчество — не подражание, а продолжение природы, “язык — часть природы”.

4. “Словотворчество и словоновшество”.

5. Смешение стилей и жанров.

IV. Теперь познакомимся с манифестом Хлебникова и Кручёных «Слово как таковое». (Читает подготовленный учащийся; см. Приложение 2.)

Беседа по манифесту

1. Вы прочитали манифест. Всё ли понятно?

2. Попробуйте сформулировать свою реакцию на манифест.

3. Найдите в манифесте слова, которые могут возмутить человека, любящего литературу.

4. Какие идеи манифеста воплотились в стихо­творении Велимира Хлебникова «Заклятие смехом»?

V. Слово учителя. Среди кубофутуристов выделяется Василий Каменский. Его поэзия — возвращение к фольклорно-мифологическим первоначалам, когда язык был частью природы. Про Каменского так писал один из футуристов — Вадим Шершеневич: “Каменский так любит и понимает природу, как разучились понимать её мы, горожане, клопы небоскрёбов… Глаза Каменского — с золотым обрезом. Стихи его тоже с золотой каймой. А голос — это Стенькин посвист в Жигулях”.

Сообщение учащегося о В.Каменском.

А сейчас послушаем отрывок из поэмы Каменского «Степан Разин». (Читает учащийся; см. Приложение 3.)

Беседа

1. Футуристические ли это строки? Почему?

2. Близки ли эти стихи к языку природы? Приведите примеры.

3. Какую музыку можно подобрать к этому отрывку из поэмы?

Как мы видим, футуристы совершенно отрицали весь предшествующий опыт, проповедовали принцип “самовитого слова”, призывали к любованию вне зависимости от смысла. Примером тому служит стихотворение Каменского «Жонглёр». (Читает учащийся; см. Приложение 4.) Можете ли вы объяснить его название?

VI. Слово учителя. Чаще всего русский футуризм связывают с именем Владимира Маяковского. Новизна ритмов Маяковского говорила о том, что в поэзию пришёл художник с принципиально новым отношением ко всем сторонам поэтического творчества, поэт, который не мог говорить так, как говорили до его появления.

Чтение стихотворения Маяковского «Ночь».

Вопросы к стихотворению «Ночь»

1. Докажите, что Маяковский был футуристом, приведите примеры новых слов и образов.

2. Какие строчки из стихотворения Маяковского можно спроецировать на картину Пабло Пикассо «Герника»?

3. Какую картину нарисовали бы вы к стихотворению? Что бы вы взяли бы у Пикассо, а что добавили бы?

4. Как вы думаете, чем это стихотворение возмущало публику?

VII. Обобщение учителя. Русский футуризм был многолик, мы убедились в этом. Он по-разному проявлялся в литературе и искусстве. Такие яркие индивидуальности — Хлебников, Маяковский, Каменский — нашли свой способ самовыражения с помощью системы футуристических приемов. Но их творчество шире манифестов и деклараций, открытия футуризма остались навсегда в поэзии. Футуристы жили будущим, своими новациями они обогатили век ХХ, поэзию нашего времени.

При всех своих внутренних противоречиях футуризм сыграл важную роль в становлении принципов творчества таких крупнейших поэтов, как Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Борис Пастернак, Николай Асеев.

VIII. Самостоятельная работа

  • Найдите среди данных стихотворений футуристическое, докажите правильность выбора (дать несколько текстов).
  • Напишите статью «Футуризм» для словаря юного литературоведа.

Приложение 1. Пощёчина общественному вкусу

Читающим наше Новое Первое Неожиданное.

Только мы — лицо нашего Времени.

Рог времени трубит нами в словесном искусстве.

Прошлое тесно. Академия и Пушкин — непонятнее гиероглифов.

Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода современности.

Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.

Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня?

Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с чёрного фрака Брюсова?

Или на них зори неведомых красот?

Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.

Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Чёрным, Кузминым, Буниным и проч., и проч. — нужна лишь дача на реке. Такую награду даёт судьба портным.

С высоты небоскрёбов мы взираем на их ничтожество!

Мы приказываем чтить права поэтов:

На увеличение словаря в его объёме произвольными и производными словами (Словоновшество).

На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.

С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.

Стоять на глыбе слова “мы” среди моря свиста и негодования.

И если пока в наших строках остались грязные клейма ваших “здравого смысла” и “хорошего вкуса”, то всё же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова. Д.Бурлюк, А.Кручёных, В.Маяковский, В.Хлебников. Москва, 1912, декабрь.


Приложение 2.Слово как таковое (фрагменты)

1. Чтоб писалось и смотрелось во мгновение ока! (пение, плеск, пляска, размётывание неуклюжих построек, забвение, разучивание. В.Хлебников, А.Кручёных, Е.Гуро; в живописи Д.Бурлюк и О.Розанова).

2. Чтоб писалось туго и читалось туго, неудобнее смазных сапог или грузовика в гостиной (множество узлов, связок и петель и заплат, занозистая поверхность, сильно шероховатая. В поэзии Д.Бурлюк, В.Маяковский, Н.Бурлюк и Б.Лившиц, в живописи Д.Бурлюк, К.Малевич).

У писателей до нас инструментовка была совсем иная, например:

По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел...

Здесь окраску даёт бескровное пе... пе... Как картины, писанные киселём и молоком, нас не удовлетворяют и стихи, построенные на

па-па-па
пи-пи-пи
ти-ти-ти
и т. п.

Здоровый человек такой пищей лишь расстроит желудок. Мы дали образец иного звуко и словосочетания:

дыр, бул, щыл,
убещур
скум
вы со бу
р л эз

(Кстати, в этом пятистишии больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина)…

До нас предъявлялись следующие требования языку: ясный, чистый, честный, звучный, приятный (нежный) для слуха, выразительный (выпуклый, колоритный, сочный).

Впадая в вечно игривый тон наших критиков, можно их мнения о языке продолжить, и мы заметим, что все их требования (о ужас!) больше приложимы к женщине как таковой, чем к языку как таковому…

Мы же думаем, что язык должен быть прежде всего языком, и если уж напоминать что-нибудь, то скорее всего пилу или отравленную стрелу дикаря.

Из вышеизложенного видно, что до нас речетворцы слишком много разбирались в человеческой “душе” (загадке духа, страстей и чувств), но плохо знали, что душу создают баячи, а так как мы, баячи будетляне, больше думали о слове, чем об затасканной предшественниками «Психее», то она умерла в одиночестве, и теперь в нашей власти создать любую новую... Захотим ли?

Нет!..

Пусть уж лучше поживут словом как таковым, а не собой. Так разрешаются (без цинизма) многие роковые вопросы отцов, коим и посвящаю следующее стихотворение:

поскорее покончить
недостойный водевиль —
о, конечно
этим никого не удивишь.
жизнь глупая шутка и сказка
старые люди твердили...
нам не нужно указки
и мы не разбираемся в этой гнили...

Живописцы будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне речетворцы разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями (заумный язык). Этим достигается наибольшая выразительность, и этим именно отличается язык стремительной современности, уничтоживший прежний застывший язык…

Любят трудиться бездарности и ученики. (Трудолюбивый медведь Брюсов, пять раз переписывавший и полировавший свои романы Толстой, Гоголь, Тургенев), это же относится и к читателю.

Речетворцы должны бы писать на своих книгах: прочитав, разорви!

А.Кручёных и В.Хлебников
1913


Приложение 3

Василий КАМЕНСКИЙ

Степан Разин (отрывок из поэмы)

На струг вышел Степан —
Сердцем яростным пьян.
Волга — синь — океан.
Заорал Атаман:
“Сарынь на кичку!”
Ядрёный лапоть
Пошёл шататься
По берегам.
Сарынь на кичку!
        В Казань!
        В Саратов!
В дружину дружную
        На перекличку,
        На лихо лишное
Врагам!
Сарынь на кичку!
Бочонок с брагой
        Мы разопьём
                У трёх костров.
И на привольи
        Волжском вагой
Зарядим пир
        У островов.
        Сарынь
        На
Кичку!
        Ядрёный лапоть,
        Чеши затылок
        У подлеца.
Зачнём
С низовья
Хватать,
Царапать
        И шкуру драть —
        Парчу с купца.
Сарынь на кичку!
Кистень за пояс;
        В башке зудит
                Разгул до дна.
Свисти!
        Глуши!
                Зевай!
                        Раздайся!
Слепая стерва,
                    Не попадайся! Вва!
Сарынь на кичку!


Приложение 4

В.КАМЕНСКИЙ

Жонглёр

        Згара-амба
        Згара-амба
        Згара-амба
        Амб.
        Амб-знара-амба
        Амб-знара-амба
        Амб-знара-амба
        Амб.
        Шар-шор-шур-шир.
        Чин-драх-там-дззз.
Шар-диск
Лам-диск
Брось-диск
Иск-иск-иск-иск.
Пень. Лень. День. Тень.
Перевень. Перемень.
Пок. Лок. Док. Ток.
Перемок. Перескок.
Рча-рча.
Амс.

Рейтинг@Mail.ru