Я иду на урок
Я иду на урок: 7–8-й классы
Л.Н. Анисимова
Л.Н. АНИСИМОВА — учитель русского языка и литературы лицея № 1 г. Петрозаводска.
Литературная игра по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
В литературной игре принимают участие команды, состоящие из шести человек. К игре участники получают домашнее задание:
1) придумать название команды, эмблему, подготовить представление команды;
2) составить по тексту повести словарь устаревших слов, оформить его.
Ведущий. Сегодняшняя игра посвящена одному из самых известных произведений А.С. Пушкина — роману «Капитанская дочка». С одной стороны, он понятен, с другой — загадочен, до сих пор рождает споры. Для Пушкина это было одно из последних произведений: оно датировано 19 октября 1836 года. На этот день как раз приходилась торжественная 25-летняя годовщина Царскосельского лицея — последняя, которую застал поэт.
(Представление жюри. Представление команд.)
Ведущий. Русской истории Пушкин всегда придавал особое значение. Ещё в юности зачитывался «Историей государства Российского» Н.Карамзина. “Этой историей можно гордиться” — это Пушкин определил для себя точно. Страницы истории оживают в его произведениях «Песнь о вещем Олеге», «Борис Годунов», «Руслан и Людмила». В начале 30-х годов Пушкин изучает материалы и документы, связанные с историей крестьянского восстания под предводительством Е.Пугачёва. Итогом работы стали «История Пугачёва» и роман «Капитанская дочка».
Блиц-опрос
1-я команда
1. Чем наградил Петруша Гринёв вожатого? (Заячьим тулупом.)
2. За что Швабрин был сослан в Белогорскую крепость? (За убийство на дуэли.)
3. Где состоялась первая встреча Маши Мироновой с императрицей? (В Царском Селе.)
4. Где произошла первая встреча Петра Гринёва и гусара Зурина? (В трактире в Симбирске.)
5. Какая песня была любимой у Пугачёва?
Варианты ответов
А. «Вниз по матушке, по Волге…»
Б. «Не шуми, мати зелёная дубровушка...»
В. «Хаз-Булат удалой, бедна сакля твоя…»
(Верный ответ “Б”.)
6. Кто напугал Машу Миронову при первой встрече с императрицей? (Белая собачка английской породы.)
2-я команда
1. Кто окликнул Гринёва во время поединка со Швабриным? (Савельич.)
2. Как, узнав о проделках француза Бопре, обошёлся с ним Андрей Петрович Гринёв? (Прогнал со двора.)
3. Сколько глав в произведении? (14.)
4. От кого узнали родители Гринёва о его дуэли со Швабриным? (От самого Швабрина.)
5. Как звали Савельича? (Архип.)
6. В какой полк был зачислен Петруша Гринёв ещё до своего рождения?
Варианты ответов
А. Астаховский
Б. Александровский
В. Семёновский
(Верный ответ “В”.)
3-я команда
1. В каком городе работала следственная комиссия, разбиравшая дело Гринёва? (В Казани.)
2. Какое применение нашёл Петруша Гринёв географической карте? (Соорудил из неё змея.)
3. Когда последний раз видел Гринёв Пугачёва? (Во время казни.)
4. Как объяснил Петруша Гринёв генералу в Оренбурге смысл русской поговорки “держать в ежовых рукавицах”? (Обходиться ласково, давать побольше воли.)
5. Какую сумму проиграл Гринёв Зурину? (100 рублей.)
6. Какое предложение относительно судьбы женщин внёс Пётр Гринёв, узнав, что бунтовщики скоро подойдут к стенам Белогорской крепости? (Отправить в Оренбург.)
Иллюстрированное лото
Участникам игры предлагается лото, насчитывающее десять иллюстраций к роману. Нужно расположить их в соответствии с сюжетной последовательностью.
Для самых внимательных читателей
1-я команда
На доске портреты исторических деятелей (Петра I, Екатерины II, графа Миниха, Е.Пугачёва). Вопрос: “Какие исторические персонажи не упоминаются в повести?”
2-я команда
Участникам предлагаются портреты писателей Я.Княжнина, М.Хераскова, А.Сумарокова. Вопрос: “Какое отношение они имеют к тексту повести?”
3-я команда
Участникам предлагаются виды Санкт-Петербурга (включая фрагмент парка Царскосельского лицея). Вопрос: “Какой из уголков Санкт-Петербурга и его окрестностей имеет отношение к тексту произведения?”
Ведущий. Как вам известно, Пушкин был большим почитателем русского народного творчества. Во многие свои произведения он искусно вкрапляет фольклорные сюжеты, его герои подчас напоминают нам известных сказочных персонажей. Так и в повести «Капитанская дочка» мы встречаемся с народными песнями, сказками, пословицами. Следующий конкурс связан именно с этой темой.
Пушкин и русский фольклор
Каждой команде предлагается по три пословицы (поговорки), которые звучат из уст разных героев повести. Задание: растолковать смысл каждой из них и по возможности вспомнить, кем и при каких обстоятельствах она сказана.
1-я команда
Пускай потянет лямку да понюхает пороху.
Конь и о четырёх ногах, да спотыкается.
Дай вам Бог любовь да совет.
2-я команда
Небо с овчинку показалось.
Послужи мне верой и правдой.
Долг платежом красен.
3-я команда
Утро вечера мудренее.
Казнить так казнить, жаловать так жаловать.
Из огня да в полымя.
Ведущий. Образ Пугачёва — один из центральных в произведении. Следующий этап испытаний связан с ним.
1-я команда
Растолковать смысл сна Петра Гринёва.
2-я команда
Почему песня «Не шуми, мати зелёная дубровушка» была любимой у Пугачёва?
3-я команда
Растолковать смысл калмыцкой сказки, которую Пугачёв рассказал Гринёву.
Чья реплика?
Участникам игры предлагается определить, какому именно персонажу принадлежат реплики. (Распечатки задания на каждом игровом столе.)
1. “Что ж вы, детушки, стоите? Умирать так умирать: дело служивое”. (Иван Кузьмич Миронов.)
2. “Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой сторонке”. (Василиса Егоровна.)
3. “Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь”. (Пугачёв.)
4. “Долг требовал, чтобы я явился туда, где служба моя могла быть ещё полезна Отечеству”. (Пётр Гринёв.)
5. “Для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика”. (Савельич.)
6. “За лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся». (Андрей Петрович Гринёв.)
7. “Я никогда не буду ему женою! Я решилась умереть и умру, если меня не избавят”. (Маша Миронова.)
8. “Я рада, что могла сдержать вам своё слово и исполнить вашу просьбу”. (Екатерина II.)
Сложи пословицу
Участники складывают из отдельных фрагментов три пословицы со словом “честь” и однокоренными словами. (Материал выдаётся ведущим.)
Дай Бог тому честь, кто умеет её снесть.
Где честь, там и правда.
Бесчестье хуже смерти.
Ведущий. Пушкин устами уже повзрослевшего героя Петра Гринёва говорит: “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный”. Самое страшное, что насилие и жестокость становятся жизненной нормой; при этом забываются понятия жалости, сочувствия, милосердия. Жестокость порождает жестокость, и оправдать её невозможно никакими высокими идеями. Гринёв убеждён, что “лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений”.
Итоговые вопросы
1-я команда
Демонстрируется видеофрагмент «Дуэль Гринёва со Швабриным». Вопрос: “В чём истинная причина дуэли?”
2-я команда
Почему в сцене суда над Гринёвым он неожиданно замолкает, обрекая тем самым себя на суровое наказание?
3-я команда
Раскройте смысл названия произведения.
Литературные ассоциации
Какие литературные ассоциации и параллели возникают, если мы посмотрим на изображения героев из других произведений? Ответ обосновать.
1-я команда
Дон Кихот и Санчо Панса.
2-я команда
Калашников и Кирибеевич.
3-я команда
Иван-царевич на сером волке. (Художник Васнецов.)