Я иду на урок
Я иду на урок: 5-й класс
Галина БЕЛОВА,
Ольга ПАЗЫНИЧ
Галина Ивановна БЕЛОВА, Ольга Александровна ПАЗЫНИЧ — учителя русского языка и литературы МОУ «Гимназия № 140» г. Омска.
“Золотые зёрна народной мудрости”
Программа литературного образования под редакцией Г.И. Беленького включает в себя много фольклорных произведений, рекомендованных для изучения на уроке и для внеклассного чтения. Обширный материал даёт возможность не только познакомить детей с корнями национального искусства, но и раскрыть духовную близость народов мира, мудрость и эстетическое совершенство устного народного творчества.
Для урока нам потребуются: раздаточный материал; иллюстрации к сказкам, выполненные учащимися 5го класса для выставки; магнитофон, диск с записями народной музыки; листочки для ответов; письменные принадлежности для каждой группы; декорации, костюмы для инсценирования сказок; куклы народного театра; жетоны разного цвета для оценивания ответов команд. Класс в начале урока разбивается на три группы; группа работает с одним из вариантов каждого задания.
I этап урока — теоретический
Задание 1
1. Продолжите фразу: “Народная сказка — это …” (произведение устного народного творчества о вымышленных героях и событиях).
2. Постройте схему «Виды народных сказок». (Волшебные, бытовые, сказки о животных.)
3. Перечислите элементы сказки. (Присказка, зачин, концовка.)
Задание 2
Узнайте название жанра устного народного творчества по определению.
1. Шуточная сказка или рассказ комического содержания о неправдоподобных событиях, изображение невозможного в жизни как возможного. (Небылицы.)
2. Поэтическое замысловатое описание какоголибо предмета или явления, сделанное с целью испытания сообразительности человека. (Загадка.)
3. Краткое мудрое народное изречение, содержащее поучительный смысл, которое является всегда законченным предложением, суждением. (Пословица.)
II этап урока — практический
Задание 1
Отгадайте загадки.
1. Четыре брата друг за другом бегут, никак не догонят. (Колёса.)
2. Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (Туча.)
3. Кругла, а не солнце, желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь. (Репка.)
4. Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу, в дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка.)
5. Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать. (Часы.)
6. Через речку лёг, пробежать помог. (Мост.)
7. Хвост на дворе, нос в конуре, нос повернётся, дом отопрётся. (Ключ.)
8. Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок. (Пила.)
9. Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит и стоять не велит. (Мороз.)
Задание 2
Продолжите пословицы.
1. Кончил дело — (гуляй смело).
Береги платье снову, (а честь смолоду).
Гром не грянет — (мужик не перекрестится).
2. Что посеешь — (то и пожнёшь).
Не зная броду — (не суйся в воду).
Глаза боятся — (руки делают).
3. Без труда (не вытащишь и рыбку из пруда).
На зеркало неча пенять, (коли рожа крива).
Жизнь прожить — (не поле перейти).
Задание 3
Узнайте героя и сказку.
1. “Выскочил (…), размахнулся дубинкой железной — три головы, как кочаны, снёс; размахнулся ещё разок, ещё три сшиб. Головы отрезал, под мост положил, туловище в реку столкнул. Пошёл в избушку да и спать лёг”.(Ванюшка. «Бой на Калиновом мосту».)
2. “Поутру (…) зовёт деток — детки нейдут. Зачуяло её сердце, встрепенулась она и полетела на княжий двор”. (Белая уточка. «Белая уточка».)
3. “«Знаю я, где твоя жена. Она у Кощея Бессмертного». И рассказала ему, как убить Кощея”. (Баба Яга. «Царевналягушка».)
III этап урока — практический
1. Сочините сказку: “В некотором царстве, в некотором государстве…”
2. Сочините небылицу в стихотворной форме.
3. Составьте диалог для кукольного народного театра.
Завершается урок инсценировкой фрагмента сказки или пьесы «Петрушка Уксусов», подготовленной заранее (это было домашним заданием для каждой группы).
Литература
- Абелюк Е.С. Миф или сказка? М.: МИРОС, 1995.
- Аникин В.П. Русская народная сказка. М.: Художественная литература, 1984.
- Колпакова Н.П. Сокровище народа: Русское народное поэтическое творчество. М., 1957.
- Над книгой после уроков. 5 класс / Сост. В.М. Шамчикова. М.: Мнемозина, 2000.
- Русская народная словесность / Сост. Н.Н. Костанян. М.: Просвещение, 1994.