Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №9/2007

Есть идея!

Задание со звёздочкой

ВОПРОС.

Как известно, Самуил Маршак не только блистательно переводил баллады, но и написал немало собственных.

Вот одна из них, опубликованная в газете «Комсомольская правда» 21 января 1946 года к очередной годовщине смерти Ленина, которая, по свидетельствам современников, отмечалась в те времена очень широко.

Но в балладе этой есть видимый версификационный изъян. Укажите на этот изъян и постарайтесь объяснить мотивы его появления.

БАЛЛАДА О ПАМЯТНИКЕ

I

Передают в горах такой рассказ:
Война пришла на Северный Кавказ,

И статую с простёртою рукой
Увидел враг над пенистой рекой.

— Убрать! — сказал немецкий генерал
И бронзу переплавить приказал.

И вот на землю статуя легла.
А вечером, когда сгустилась мгла,

Немецких автоматчиков конвой
Её увёз в машине грузовой.

II

В ту ночь на склонах бушевал буран,
В ущельях гор скрывая партизан.

И там, где был дороги поворот,
Заговорил по-русски пулемет.

И эхо вторило ему в горах
На всех гортанных горских языках.

И выстрелами озарялась высь:
В теснинах гор за Ленина дрались.

И Ленин сам — с машины грузовой —
Смотрел на этот партизанский бой.

Темнел вдали крутой, высокий склон
Тот, за которым Сталин был рождён.

III

Проснулись утром люди в городке,
И вышли дети первыми к реке.

Они пошли взглянуть на пьедестал,
Где Ленин столько лет и зим стоял.

И видят: Ленин цел и невредим
И так же руку простирает к ним.

Как прежде, руку простирает к ним
И говорит: — Друзья, мы победим!

Он говорит — или шумит река,
Бегущая сюда издалека...

ОТВЕТ.

После войны Маршак, едва не угодивший под каток репрессий в 1930-е годы, оказался в кругу официозных советских поэтов. В 1942 году он был удостоен Сталинской премии II степени — “за стихотворные тексты к плакатам и карикатурам”. Среди них есть подлинные шедевры, например, этот:

ЗИМНИЙ ПЛАКАТ

Ты каждый раз, ложась в постель,
Смотри во тьму окна
И помни, что метёт метель
И что идёт война.

8 января 1946 года Маршаку, вместе с группой писателей, вручили медаль «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны в 1941–1945 гг.», а до этого, в сентябре 1945-го он был также заслуженно награждён орденом Отечественной войны I степени — “за успешную работу в области печати”. 26 января 1946 года, через несколько дней после опубликования «Баллады…», Маршак вновь получил Сталинскую премию II степени (за пьесу «Двенадцать месяцев»). Так что положение обязывало. Своей балладой по-советски Маршак давал власти и лично товарищу Сталину подтверждение, что может работать на её потребу. (В те поры при упоминании Ленина следовало назвать и Сталина, по тогдашнему лозунгу: Сталин — это Ленин сегодня). Но вместе с тем — интуитивно или нет, неважно — Маршак продемонстрировал вынужденность такого гимнопевчества.

Внешне перед нами вполне заурядное рифмованное сочинение на идеологическую тему. Но посмотрев на его строфику внимательно, увидим в ней некоторую диспропорцию. Небольшая баллада, состоящая из двустрочных строф, разделена на три нумерованные части. Но если в первой и третьей частях по пять строф, во второй их шесть. И шестая, последняя — та, что посвящена уже не Ленину, а Сталину.

Через год, в связи с тридцатилетием Октября 1917 года, была издана многотомная «Библиотека избранных произведений советской литературы», где есть, конечно, и том Маршака, а в нём «Баллада о памятнике».

В “Биографической справке” отмечено: “Воспитательные задачи стихов С.Маршака ясны и отчётливы. Но это не лишает их сложности, необходимой для поэтического произведения” (Маршак С. Избранное. М., 1947. С. 378). В «Балладе о памятнике», как видно, эту характеристику Маршак подтвердил.

В конце 1950-х годов в Москве были выпущены «Сочинения» Маршака в четырёх томах. Есть в них и «Баллада о памятнике» (Т. 2; 1958), уже без шестой, “лишней” строфы, в свойственном для англомана Маршака уравновешенном, регулярном виде. Подавно с этим изъятием напечатана «Баллада…» в посмертном маршаковском восьмитомнике (М., 1970).

Так поэт бесследно и поэтически безболезно изгнал из своего стихотворения обязательного прежде Сталина.

Конечно, теперь и насчёт Ленина все иллюзии развеяны. Но это сюжеты уже о других временах.

Подготовил Сергей ДМИТРЕНКО.

Рейтинг@Mail.ru