Я иду на урок
Я иду на урок: 10-й класс
Анна ИЛЛЮМИНАРСКАЯ
Анна Евгеньевна ИЛЛЮМИНАРСКАЯ — учитель русского языка и литературы тверской гимназии № 10; заслуженный учитель РФ.
“Тонкий скептицизм” чеховской прозы
“Чехов овладел своим представлением жизни” и освещает её с “высшей точки зрения”, — написал М.Горький в 1900 году в статье по поводу рассказа Чехова «В овраге». А в воспоминаниях о нём писатель тонко подмечает черты поэтики зрелого Чехова: “Это часто бывало у него: говорит так тепло, серьёзно, искренно и вдруг усмехнется над собой и над речью своей. И в этой мягкой, грустной усмешке чувствовался тонкий скептицизм человека, знающего цену слов, цену мечтаний”.
Задача уроков в 10-м классе — помочь школьникам увидеть этот “тонкий скептицизм” в очень разных произведениях; определить, чем отличаются эти произведения от других.
Повесть «Скучная история» (1889) написана в период духовного кризиса писателя. В критике не было однозначной оценки повести, так как она противоречива, в ней нет готовых ответов. Сам Чехов писал А.Плещееву: “Ничего подобного отродясь я не писал, мотивы совершенно у меня новые, и я боюсь, как бы не подкузьмила меня моя неопытность. Вернее, боюсь написать глупость” (из письма Чехова от 3 сентября 1889 года). Ему же в письме от 30 сентября: “Мой герой — и это одна из его главных черт — слишком беспечно относится к внутренней жизни окружающих и в то время, когда около него плачут, ошибаются, лгут, он преспокойно трактует о театре, литературе”.
Критика встретила повесть по-разному, но все отмечали её необычность: “...у Вас ещё не было ничего столь сильного и глубокого, как эта вещь…” (из письма А.Плещеева Чехову от 27 сентября 1889 года). “Некоторые говорят даже, что это лучше всего Вами до сих пор написанного. Другие, что повесть оставила глубокое впечатление; третьи, что это совсем ново, и, наконец, что это выдающаяся вещь в «Северном вестнике» за весь год” (Плещеев — Чехову от 5 ноября 1889 года).
Перед уроком возможно опережающее домашнее задание, включающее подготовку небольших сообщений.
1. Расскажите о духовном кризисе писателя.
2. Прокомментируйте письма А.Н. Плещеева и А.П. Чехова. О каких особенностях повести они говорят?
3. Найдите возможные прототипы героев повести. (Материалы о прототипах можно найти в книге Б.М. Шубина «Дополнение к портретам», 1989.)
Вопросы для обсуждения на уроке
1. В чём своеобразие этой повести? Почему она вызвала такие отклики? Каковы особенности её формы и композиции?
2. От чьего лица ведётся повествование?
3. Зачем автор использует повествование от первого лица?
4. В каких двух временных планах ведётся повествование? Как показано прошлое и настоящее?
5. Почему в повести так много философии? Зачем вводятся размышления о литературе, театре?
6. Почему профессор переоценивает свою жизнь, “просматривает” её заново?
7. Как получилось, что прожитая жизнь вызывает у него чувство отчаяния?
8. Почему он так резок в оценке себя и окружающих? Найдите эти оценки и прокомментируйте их.
9. Что заставляет его видеть всё в чёрном цвете? (“Насколько блестяще и красиво моё имя, настолько тускл и безобразен я сам”. Герой всё видит сквозь призму смертельной болезни. Он знает, что скоро умрёт и поэтому пытается подвести своеобразные итоги жизни. Он видит, что сам безобразен; жена — “старая, очень полная, неуклюжая женщина, с тупым выражением мелочной заботы и страха”; “я холоден, как мороженое, и мне стыдно”; когда дочь целует, “я вздрагиваю, точно в висок жалит меня пчела”; “мысли о детях отравляют меня” и т.д.)
В результате обсуждения текста школьники могут составить схему отношений героя с людьми и с предметами. Смотря на мир, герой испытывает различные ощущения, большей частью болезненные:
— жена (раздражает),
— дочь, сын (могли бы помочь родителям),
— университетские ворота (давно не ремонтированы),
— дворник (скучающий),
— сад (я его не люблю),
— швейцар Николай (хранитель университетских традиций),
— прозектор Пётр Игнатьевич (трудолюбивый, скромный, но бесталанный),
— лекции (испытываю наслаждение),
— товарищ (стремимся показать, что мы оба необыкновенно вежливы и очень рады видеть друг друга),
— студент, не сдавший экзамен (скучно),
— молодой доктор, пришедший за темой для диссертации (сердито кричу),
— Катя (люблю, как дочь),
— Гнеккер, жених дочери (раздражение).
Итоговые вопросы
— Как раскрывается герой во взаимоотношениях с другими лицами?
— Когда, с кем он испытывает положительные эмоции?
(Швейцар Николай, потому что он тоже по-своему предан науке; при чтении лекций — это самое дорогое дело жизни; Катя — она не притворяется.)
— Как профессор реагирует на просьбы вообще и особенно близких людей?
— Катя ищет у него помощи, совета, как у старшего, учителя молодежи. Как он отвечает ей?
(Что ж я могу сказать? Ничего я не могу. Ничего я не могу сказать тебе, Катя. По совести, Катя, не знаю... Давай, Катя, завтракать.)
Выводы. В финале повести есть такие слова: “Я хочу, чтобы наши жёны, дети, друзья, ученики любили в нас не имя, не фирму и не ярлык, а обыкновенных людей”. Но герой не сумел так прожить, чтобы около него было тепло близким людям. И поэтому так печален итог: “Каждое чувство и каждая мысль живут во мне особняком, и во всех моих суждениях о науке, театре, литературе, учениках и во всех картинках, которые рисует моё воображение, даже самый искушенный аналитик не найдёт того, что называется общей идеей или богом живого человека... Я побеждён”.
Повесть «Чёрный монах» (1895) с элементами фантастики и мистики — одно из самых загадочных произведений писателя. Л.Н. Толстой, прочитав, воскликнул: “Это прелесть! Ах, какая прелесть!” (Г.А. Русаков приводит эти слова в письме к Чехову от 14 февраля 1895 года.)
Сам же автор, отвечая на упрёки в том, что он сам, наверное, болен, раз пишет такие произведения, говорил в письме к Суворину от 25 января 1894 года: “...Если автор изображает психически больного, то это не значит, что он сам болен. «Чёрного монаха» я писал без всяких унылых мыслей, по холодном размышлении. Просто пришла охота изобразить манию величия. Монах же, несущийся через поле, приснился мне”.
В эти годы Чехов создаёт своеобразных героев, сложных, неоднозначных.
Вопросы для обсуждения
1. Кто такой Коврин? Магистр философии, которому является Чёрный монах? Сумасшедший? Или гений, способный общаться с другим миром?
2. Почему мы долго не можем понять, кто же он?
3. Какую роль играет природа для понимания авторского отношения к героям? Найдите описания природы и прокомментируйте их.
4. Сравните два мира: мир Песоцких и мир Коврина. Как вы к ним относитесь?
Песоцкие | Коврин |
Занимаются садом, говорят об
утренниках. “У нас только сад, сад, сад — и
больше ничего. Штамб, полуштамб... апорт, ранет,
боровинка, окулировка, копулировка. Вся, вся наша
жизнь ушла в сад, мне даже ничего никогда не
снится, кроме яблонь и груш”, — говорит Таня. Статьи о садоводстве |
“Читаю психологию, занимаюсь же вообще
философией”. Легенда о Чёрном монахе: он думал о нём, и тот стал приходить. Герой испытывал радость от появления необычного гостя, не пытался ничего объяснить. “Но ведь мне хорошо, и я никому не делаю зла, значит, в моих галлюцинациях нет ничего дурного” |
Часто ссорились и говорили друг другу неприятности. Давили гусениц руками | Появление Чёрного монаха связывалось с пением скрипок, с поющими голосами |
Возня с приданым | Когда вылечился, то стал несчастлив |
Любят Коврина, считают его гением | Монах говорил только о нём, о его гениальности, это было приятно |
Свадьба Тани и Коврина. Результат — оба несчастливы | Свадьба с Таней, оба несчастливы |
Итог — письмо Тани, где она проклинает Коврина | Кафедра, чахотка. Перед смертью опять видит монаха, зовёт Таню, сад, но на лице счастливая улыбка |
1. Как раскрывает характер героя диалог с Чёрным монахом в 5-й главе? (Гений сродни умопомешательству.)
2. Как воспринимает свои галлюцинации герой? Почему радостно?
3. Почему Чёрный монах говорит только о нём? (Это второе я.)
4. Почему Коврин страдает, когда его вылечили? Замечает ли он страдания близких?
5. Можно ли подтвердить слова автора, что эта повесть о больном манией величия?
6. На чьей вы стороне, чей мир вам ближе — практичный (хотя и связанный с природой, садом) мир Песоцких или мир фантазий Коврина?
Повесть неоднозначна. Можно принять мир Коврина, а можно мир Песоцких. Герою хорошо в мире галлюцинаций, но как быть тем, кто рядом и кому там плохо? Ведь Коврин не отказался от женитьбы на Тане, повёл её в свой мир, но в какой?
Можно принять мир Песоцких, здоровый, полный забот и работы, им там неплохо, но как быть Коврину, которому там плохо? Правда, Таня, согласившись на замужество, не знала, что он болен, потом пыталась его лечить. Таня честнее Коврина.
Рассказ «Случай из практики» создан в 1898 го-ду, когда читатели уже могли быть знакомы с произведениями Бунина, Куприна, М.Горького.
Вопросы для обсуждения
1. Какой смысл выявляется в названии рассказа? (Важно само название — «Случай…», то есть что-то случайное, случившееся неожиданно. Это говорит о неглубокой проблеме. Но если сравнить все три произведения, то этот окажется самым оптимистичным. Достаточно заглянуть в конец: Лиза по-праздничному в белом платье, с цветком в волосах. А начиналось всё с вызова доктора.)
2. Почему вызвали доктора? Кто болен? Серьёзно или нет?
3. На какие мысли наводит сравнение: природа — фабрика?
4. О чём думает доктор? Как связывает фабрику и хозяев?
5. В записных книжках Чехова есть фраза, которая вошла в рассказ, она отражает отношение самого писателя к фабрике, рабочим и хозяевам: “Взглянешь на фабрику где-нибудь в захолустье. И тихо, смирно, но если взглянуть вовнутрь, какое непроходимое невежество хозяев, тупой эгоизм, какое безнадёжное состояние рабочих, дрязги, водка, вши”. Сравните запись Чехова с рассказом. Воплотил ли писатель свой замысел?
6. Какими видит хозяек доктор Королёв? Понимает ли он, чем больна Лиза?
7. Как меняется Лиза, когда плачет? Почему она становится красивее?
8. Как меняется мать, переживая за дочь?
9. Какую роль играет гувернантка?
10. Как вы понимаете мысли Королёва: “Ляликова и её дочь несчастны, на них жалко смотреть. Живёт в своё удовольствие только одна Христиана Дмитриевна, пожилая, глуповатая девица в пенсне. И выходит так, значит, что работают все эти пять корпусов и на восточных рынках продаётся плохой ситец для того только, чтобы Христиана Дмитриевна могла кушать стерлядь и пить мадеру”?
11. Почему доктору стало скучно?
12. Как помогает доктор Лизе? Как можно объяснить его слова о “почтенной бессоннице”?
13. В чём оптимизм рассказа?
14. Почему доктор испытывает утром радость? Что было бы, если бы приехал профессор, а не доктор Королёв?
Только человек может помочь человеку. Если в «Скучной истории» герой не может помочь и на просьбу Кати беспомощно разводит руками, если в «Чёрном монахе» герой отказывается от помощи и даже обижается, когда ему помогают, то здесь доктор Королёв понял состояние Лизы, понял, что ей просто нужно поговорить с человеком, который её выслушает, и помог девушке. Потому-то у него радостно на душе.
Итог урока. 1890-е годы — это стремление Чехова понять жизнь, поэтому так разнообразны произведения этих лет. «Скучная история» — это философские раздумья о смысле жизни, переоценка её. «Чёрный монах» — это психологическое исследование больной души, которой хорошо в её болезни. «Случай из практики» — это социально-психологический рассказ: в нём сопоставлены фабрика, место угнетения и подавления человека, и Лиза, тяготящаяся своим положением владелицы фабрики и не знающая, что делать.
В рассказе «Случай из практики» есть замечательная фраза, сказанная доктором: “Хорошая будет жизнь лет через пятьдесят”. Ради этой хорошей жизни и творил писатель Чехов.