Есть идея!
Задание со звёздочкой*
В новостях есть такой жанр подачи информации: No comment. Его смысл: смотрите и делайте выводы сами. Первоапрельскую «Звёздочку» мы решили сделать именно в этом жанре. Ни ответов, ни комментариев к заданиям вы не увидите. Переиначив слова Козьмы Пруткова, скажем только: “Если тебе покажется, что в каждом задании два или несколько ответов (или вовсе ни одного), не верь глазам своим”.
Все задания извлечены из книги Е.А. Самойловой «Литература. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки», вышедшей в 2007 году в издательстве «Экзамен» в серии «ЕГЭ. Контрольные измерительные материалы». Издание рекомендовано ИСМО РАО для подготовки выпускников всех типов образовательных учреждений РФ к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ (см. также о нём в рубрике «Трибуна»).
1. Описание комнаты героя (Обломова) введено в роман, чтобы читатель:
1) соотнёс внешнюю обстановку и внутренний мир героя;
2) ощутил смену душевных состояний героя;
3) оценил авторский замысел;
4) понял, что герой небогатый человек.
2. Описание сельского кладбища введено в роман («Отцы и дети»), чтобы читатель:
1) проникся философскими идеями Базарова;
2) ощутил душевное состояние стариков;
3) точнее оценил авторский замысел;
4) представил место действия романа.
3. Средством выражения авторской позиции в данном фрагменте (описание кладбище) становится:
1) описание заброшенного кладбища;
2) молитва родителей Базарова;
3) описание ухоженной могилы Базарова;
4) заключительные авторские слова.
4. Намёком на то, что “лёгкая победа”, вопреки желаниям героя (Гурова, «Дама с собачкой»), превращается в настоящее, искреннее чувство, становятся слова:
1) “но после обеда пошли рядом…”;
2) “начался шутливый, лёгкий разговор людей свободных…”;
3) “И узнал ещё Гуров, что её зовут Анной Сергеевной”;
4) “Её выражение, походка, платье, причёска говорили ему, что она из порядочного общества…”
5. Гнева Фамусова не вызывает:
1) воспитание и образование, полученное Софьей;
2) то, что Лиза вмешивается в разговор;
3) неблагодарность собственного секретаря;
4) то, что вечером съедутся гости.
6. Какой из перечисленных ниже вариантов наиболее полно отражает проблематику романа «Преступление и наказание»?
1) нравственное возрождение на основе христианских ценностей;
2) разрушение психики человека под влиянием антигуманных теорий;
3) философское осмысление места человека в мире;
4) анализ социальных противоречий.
7. Герой (Раскольников) испытывает чувство, “похожее даже на испуг” (в первом же эпизоде романа), потому, что:
1) он готовится совершить преступление;
2) боится пьяных;
3) стыдится своей бедности;
4) он уже совершил преступление.
8. Автор подчёркивает, что мысли героя (Раскольникова) “порою мешаются”, чтобы читатель сделал вывод о том, что:
1) герой болен, у него жар;
2) герой очень голоден;
3) герой сумасшедший;
4) герой “запутался” в своей теории.
9. Ощущение трагического одиночества поэта к концу стихотворения («Выхожу один я на дорогу…»):
1) подавляюще нарастает;
2) остаётся неизменным;
3) преодолевается и гармонизируется;
4) становится всепоглощающим.
10. Идейным центром стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» становятся:
1) философские размышления поэта;
2) картины русской зимы;
3) психологический портрет лирического героя;
4) патриотические чувства поэта.