Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №7/2007

Читальный зал

Книжная полка

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. ЛИТЕРАТУРА. ГОД ПОСЛЕ ДЕТСТВА: Учебник-хрестоматия для 6-го класса. В 2-х книгах. Книга 1. Изд. 2-е, испр. М.: Баласс, 2005. (Образовательная система «Школа-2100». Серия «Свободный ум»). Р.Н. Бунеев,
Е.В. Бунеева.
ЛИТЕРАТУРА.
ГОД ПОСЛЕ ДЕТСТВА:
Учебник-хрестоматия
для 6-го класса.

В 2-х книгах. Книга 1.
Изд. 2-е, испр. М.:
Баласс, 2005.
(Образовательная система
«Школа-2100».
Серия «Свободный ум»).

Галина РЕЗАПКИНА


Галина Владимировна РЕЗАПКИНА — филолог, преподавала в школе русский язык и литературу; ныне работает школьным психологом; научный сотрудник Академии социального управления (Москва).

Кошмар на у… уроке литературы

В своё время мы уже писали об этом учебнике-хрестоматии в нашем обзоре учебной литературы (2002. № 34). Тогда издание ещё не имело грифа Минобразования и было относительно новым. Сегодня этот гриф есть (“Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации” — с. 2), и главное — есть опыт практического использования учебника.

Мы надеемся, что эта рецензия даст стимул к возобновлению обсуждения проблем учебной литературы, непосредственно попадающей в руки школьников

Несколько лет назад в сборнике элективных курсов, в редакционную коллегию которого входило два десятка кандидатов и докторов педагогических и психологических наук, я обнаружила удивительную программу под названием «Целительные силы». В программе было снятие порчи и сглаза, диагностика кармы и даже практические занятия по уринотерапии. Сборник был рекомендован Министерством образования Московской области и распространён по школам в печатном и электронном виде…

Тогда я расценила это как некий курьёз — ну недоглядели учёные и чиновники. Теперь воспринимаю “вбрасывание” в школы этой и другой подобной продукции как разведку боем: “прокатит или нет”?

Прокатило. Сегодня мы имеем немало учебных изданий по литературе оккультно­мистической направленности. Одни из них рекомендованы Министерством науки и образования Российской Федерации, другие “допущены”, третьи и без всяких грифов издаются многотысячными тиражами.

Уже с эпиграфа к учебникухрестоматии по литературе для 6го класса «Год после детства» из серии «Школа 2100» чувствуется, что авторы при составлении учебника оттянулись по полной программе.

— А вы самито верите в привЕдения (так в книге. — Г.Р.)? — спросил лектора один из слушателей.

 Конечно, нет, — ответил лек­тор и медленно растаял в воздухе.

Правдивая история. А. и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу».

Наверное, вспомнили, как сладко замирало сердце от ночных страшилок в пионерском лагере… Но всему своё время, место и мера. Ночь кошмаров длиною в полугодие — это перебор даже для поколения, выросшего на фильмах ужасов. Тем более что смотреть или не смотреть фильм — это ваше личное дело.
А тут — будьте любезны, ответьте, “как от строфы к строфе нарастает чувство ужаса в душе героя и читателя” баллады «Лесной царь» Гёте (с. 12). Кто из взрослых позабыл, это в которой “ездок доскакал… // В руках его мёртвый младенец лежал”.

Чувствуется, что авторы своё дело знают. В рекомендациях для учителя баллада Жуковского «Светлана» снабжена двумя (!) переводами первоисточника — баллады Бюргера «Ленора», а также дан оригинал на немецком языке с подстрочником! Понимая, что далеко не все студенты филологических факультетов знакомятся с текстами в таком объёме, а у родителей не всегда есть время читать учебники своих детей, поясню, что речь идёт о безутешной невесте, проклинающей небо за смерть своего жениха. Ночью Леноре является убитый жених и увозит её к себе домой, на кладбище.

Кусок одежды за кустом
Слетел с него, как тленье;
И нет уж кожи на костях;
Безглазый череп на плечах;
Нет каски, нет колета;
Она в руках скелета…

И так далее. В общем, все умерли. Очень актуально для шестиклассников.

Дальше — «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя (это в сентяб­рето — хоть бы к календарю привязали!), мистическое начало в повести «Вий», «Упырь» А.К. Толстого, «Утопленник», «Бесы» и «Вурдалак» А.С. Пушкина… Филологиня тётя Лена, поводырь по страницам учебника, просвещает шестиклассницу Веру насчёт древних славянских богов и со знанием дела даёт классификацию всякой нечисти. Интересно, будут учителя спрашивать на уроках, кто такие упырицы и чем волкодлаки отличаются от вурдалаков?

После этой обоймы негатива делается неуклюжая попытка психологической реабилитации школьников рассказом А.П. Чехова «Страшная ночь» из серии “смеяться здесь”.

Может быть, авторы надеются таким образом смягчить урон, нанесённый детской психике двухмесячным путешествием в загробный мир?

Кому­то это поможет.

Ктото отделается лёгким испугом. Однако у особо впечатлительных могут возникнуть невротиче­ские симптомы.

Но в ответ на многочисленные уже обращения родителей, поддержанные общественными деятелями, отказаться от тенденции подбора “произведений мистического и жестокого характера” специалисты РАО дают свои разъяснения.

Произведения, которые условно можно назвать “мистическими”, включены в учебник 6-го класса и присутствуют всего в одном разделе. В основном все они входят в государ­ственный образовательный стандарт и рекомендованы для включения в любой государст­венный учебник литературы (В.А. Жуковский. «Светлана», Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством», А.С. Пушкин. «Бе­сы», «Песни западных славян» и другие). Стихотворение В.А. Жуковского «Лесной царь» всегда тра­диционно предлагается для чтения учащимся при изучении романтизма. Пародийный юмористический рассказ А.П. Чехова «Страшная ночь» даже условно трудно отнести к мистике. Присутствие данных произведений оправдано концептуально и методически, так как на их основе изучается направление романтизм и мистическая тема в российской литературе, без которых невозможно адекватное представление о литературном про­цессе. Кроме того, в вышеназванных учебниках через эти произведения учащиеся знакомятся с нашей национальной славянской мифологией, без знания которой невозможно понимание русской классики XVIII–XIX веков в старших классах. Никакого отношения к “развитию суеверий и оккультизма” произведения данного раздела не имеют, это проверено десятилетиями педагогической практики, и случаев “травмирующего психологиче­ского воздействия” их на нормальную детскую психику до сих пор отмечено не было. (Из письма и.о. президента РАО Д.И. Фельдштейна директору Департамента государст­венной политики и нормативноправового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ И.И. Калине, от 11.12.2006).

Говорят, издательский бизнес по доходности занимает третье место после торговли оружием и наркотиками. Во всяком случае, по возможностям “убойной силы” — несомненно. 

Малоизвестная широкому читателю новелла Мопассана «Орля», которую Леонид Андреев назвал истерической, написана в форме дневниковых записей больного, страдающего манией преследования. Психически больной писатель раскрывает суть процессов, происходящих в сознании человека, больного шизофренией.

Кстати, вам известно значение слова “Орля”? Из учебника Бунеевых я узнала, что “это слово сейчас принято понимать в значении «внешнее, находящееся за пределами действительности»”. Кем принято, не сказано. Орля, одним словом!

Герой Мопассана борется с таинственным Орля, пытается перехитрить невидимку (“О, да, я буду ему повиноваться, следовать его внушениям, выполнять его приказания, стану кротким, покорным, трусливым! Он сильнее. Но мой час придёт...”). Он запирает Орля и поджигает свой дом, но возникают сомнения: “Мёртвый? Да так ли? А его тело? Ведь его светопроницаемое тело не уничтожить средствами, убивающими наши тела!” Герой приходит к выводу, что избавление возможно только в случае самоубийства.

Прошу прощения у тех, кому пришлось это читать. Но самый простой способ узнать, что изучают наши дети, — прочитать выдержки из их учебников.

Заботясь о психическом здоровье читателей, не буду приводить вопросы к тексту: чтобы ответить на них, нужно настолько глубоко войти в образ героя, что есть риск не вернуться.

Тема проникновения оккульт­номистического мировоззрения в сферу образования давно требует специального и глубокого исследования разными специалистами, от врачей до работников правоохранительных органов.

А пока что в полумраке таких страшилок уже порой чудится, что современное школьное образование — это и есть Орля — таинственная и неуловимая сила, которая целенаправленно разрушает здравый смысл, навязывает самоубийственные модели поведения и диктует свои правила игры в целях, известных только узкому кругу лиц.

Художественное произведение в отличие от научного труда не может быть нейтральным, потому что несёт в себе энергию автора, его ценности, открытия и заблуждения.

Читайте ребёнку стихи и рассказы, написанные талантливым, но душевно больным или эмоционально ущербным человеком, — и вы рискуете вырастить его подобие, правда, лишённое таланта.

Хотите вырастить человека с чистым сердцем и ясным умом — питайте его книгами, написанными людьми с чистым сердцем и ясным умом.

И чем раньше это произойдёт, тем прочнее будет результат.

Ведь в раннем возрасте искажённые ценности формируются тоже легко — информация, полученная первой, да ещё из авторитетных рук воспитателя или учителя, воспринимается как единственно верная. Так цыплята, высиженные уткой, принимают её за мать и лезут за ней в воду.

P.S. Из письма и.о. президента РАО Д.И. Фельдштейна директору Департамента государственной политики и нормативноправового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ И.И. Калине (от 11.12.06): ...Проведенные экспертизы дают основание утверждать, что Образовательная система «Школа 2100» и реализующий её непрерывный учебнометодический комплекс отвечают требованиям государственного стандарта, основным стратегическим направлениям развития образования, являются здоровьесберегающими, соответствуют государственной политике Российской Федерации в области образования и закону «Об образовании» (№ 32661 от 10.07.92).

Рейтинг@Mail.ru