Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №7/2007

Читальный зал

Детское чтение

Один из самых нелюбимых учителями словесности видов детской литературы — это комикс. Да и можно ли вообще относить к литературе эти легкомысленные картинки с подписями, на которые так падки подростки, не могущие осилить и нескольких страниц нормального печатного текста? Можно — утверждают участники студенческого проекта «Книжный остров» (КНОС) из Санкт-Петербурга и предлагают нам познакомиться с разными гранями этого жанра, история которого уходит своими корнями в седую древность.

Над материалами этой подборки работали Юлия Соловьёва, Мария Агапова, Елена Воевода, Ксения Жбанова, Юлия Малая, Евгения Ларионова. Научный руководитель проекта — Марина Сергеевна Костюхина. При подготовке материалов была использована работа Е.В. Харитонова «Девятое искусство» (http:/academiaf.narod.ru/comics_apticle.htm).

«Повесть о настоящем человеке»… в комиксах?

Cначала впечатления. Эмоций много, а рассуждать о достоинствах и недостатках чего-либо бессмысленно, пока захлёстывают эмоции. А эмоция одна: выражаясь современным (может быть, и не совсем литературным) языком — круто! Во всех смыслах. Визуальный ряд завораживает, вовлекает в действие, заставляет переживать. И это при том, что цвета — минимум. Как в хорошем советском кино — чёрно-белые кадры, наполненные действием. Невольно задумываешься о достоинствах комикса в этом смысле: возможность передать движение, звук, разбудить одновременно воображение, подключить чувства — и всё это происходит, может быть, при созерцании одной картинки, зарисовки.

Жуткое впечатление. А чего, собственно, хотим? «Повесть о настоящем человеке» — произведение тяжёлое, трагическое и одновременно героическое. Подвиг — он не просто так подвигом называется. Всё-таки подвиг — это всегда тяжелейшее испытание не только и не столько для тела, сколько для духа. И художник, надо отдать ему должное, сумел нарисовать именно такой подвиг. Со страниц выплёскивается весь страх, ужас положения человека, оказавшегося в глухом лесу и не имеющего возможности передвигаться. А до смерти хочется жить и летать. Так хочется, что лучше уподобиться зверю, животному — и выжить. Лучше забыть боль, жалость к себе и возможность уйти на покой — и снова встать, снова сесть за штурвал и освобождать свою Родину от ненавистного безжалостного врага.

Такие вот эмоции. Разве может неглубокое, развлекательное произведение вызвать подобные эмоции? Думаю, что нет. Так, может, в том, что комикс считают просто развлечением, виноват не комикс, а темы, которые он охватывает? Почему бы детям не узнать героев своей страны таким образом? Рисунок “бьёт” сильнее, чем просто ряд текста. По рисунку можно сразу же получить впечатление, составить мнение, усвоить информацию. Рисунок комикса предполагает раскадровку, смену планов, игру света и тени. Он показывает только самое важное, самые острые моменты. Статика комикса иллюзорна — он подвижен, динамичен. Комикс — живой. «Повесть о настоящем человеке» художника Евгения Гусева — лишнее тому подтверждение.

Много говорят о том, что у молодого поколения снижается интерес к истории своей страны. Им, конечно, рассказывают о Великой Отечественной — но слова не доходят. Что толку в словах? Покажи. Ткни носом. Заставь переживать, плакать, сострадать, ненавидеть и гордиться. Тогда останется и память.

Рейтинг@Mail.ru