Я иду на урок
Готовимся к выпускному экзамену
Елена Бузина
Синтаксические средства художественной изобразительности
При работе над анализом текста в заданиях ЕГЭ ученику приходится сталкиваться с терминами, значение которых он представляет себе смутно. Особенно это касается синтаксических понятий. Не привычных по учебникам русского языка подлежащих–сказуемых и обособленных определений, а понятий, связанных с изобразительными, художественными возможностями синтаксиса. Преподаватель русского языка и литературы из Омска Елена Владимировна БУЗИНА с успехом использует в своей практике обобщающие таблицы, которые позволяют её ученикам перед экзаменом комплексно повторить необходимые термины. Одну из таких таблиц — как раз по синтаксису — представляем сегодня вашему вниманию.
Он (язык) обладает свободой, не существующей в других языках:
от перестановки слов во фразе меняется смысл.
Эта свобода, отсутствие обязательного уточнения, рождающегосяв западноевропейских языках от жесткости синтаксиса, отсутствие артиклей, — всё это предоставляет писателю безграничные возможности, перед ним не истощённые почвы былых веков, а постоянная целина. (И.Эренбург)
В художественном произведении синтаксис помимо коммуникативной задачи несёт и эстетическую функцию, участвуя вместе с другими приёмами языковой экспрессии в создании художественных образов, в передаче отношения к изображаемой действительности.
Отличительной чертой русского синтаксиса, по мнению известных исследователей языка, является свобода передвижения слов внутри предложения. Таким образом, свободный порядок слов придаёт русскому синтаксису грамматическую гибкость, порождает огромное количество синтаксических синонимов, с помощью которых авторам удаётся передать тончайшие смысловые различия (Голуб И.Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. М., 1989. С. 153).
Это обстоятельство порождает многие изобразительные приёмы, которыми пользуются мастера русского слова, а также формирует особые свойства русского синтаксиса.
В самом деле, синтаксис — это не только особые синтаксические конструкции, синтаксические элементы или единицы. Это, по мнению С.И. Львовой, “...языковый уровень, на котором объединяются и взаимодействуют все языковые образные средства, не существующие в тексте изолированно, а функционирующие в синтаксической единице — в предложении” (Львова С.И. Уроки словесности. 5–9 кл.: Пособие для учителя. М.: Дрофа, 1996. С. 385).
Основные синтаксические средства
Приём |
Определение |
Пример |
Значение |
Синтаксические средства создания экспрессии |
|||
Риторические восклицания | Заключают в себе особую экспрессию, усиливают напряжённость речи. | Пышный! Ему нет равной реки в
мире! (о Днепре). (Гоголь) |
Повышают эмоциональность высказывания, привлекают внимание читателя к определённым частям текста. |
Риторический вопрос | Содержит утверждение или отрицание, оформленное в виде вопроса, не требующего ответа. | Что тревожишь ты меня? Что ты знаешь, скучный шёпот?.. От меня чего ты хочешь? Ты зовёшь или пророчишь? (Пушкин) |
Яркость, разнообразие эмоционально-экспрессивных оттенков. Может быть использован в разговорной речи, в публицистической и научной прозе. |
Параллелизм | Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. | В синем небе звёзды блещут, В синем море волны плещут. (Пушкин) |
Может усиливать риторический вопрос и риторическое восклицание. |
Анафора | Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф (единоначатие). | Только в мире и есть, что
тенистый Дремлющих клёнов шатёр. Только в мире и есть, что лучистый Детски задумчивый взор. (Фет) |
Усиливает выразительность речи, логическое выделение. |
Эпифора | Повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки. | Отчего прослыл я шарлатаном? Отчего прослыл я скандалистом? Прояснилась омуть в сердце мглистом. Оттого прослыл я шарлатаном, Оттого прослыл я скандалистом. (Есенин) |
Усиление интонаций, оттенков звучащей речи. |
Инверсия | Изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение, с целью усилить выразительность речи. | ...где глаз людей обрывается
куцый. (Маяковский) Швейцара мимо он
стрелой |
Придаёт фразе новый выразительный оттенок. |
Эллипс | Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. | Мы сёла — в пепел, грады —
в прах, В мечи — серпы и плуги. (Жуковский) |
Придаёт высказыванию динамичность, интонацию живой речи. |
Умолчание | Фигура, представляющая возможность догадываться и размышлять, о чём могла бы пойти речь во внезапно прерванном высказывании. | Я не люблю, о Русь, твоей
несмелой, Тысячелетней рабской нищеты. Но этот крест, но этот ковшик белый... Смиренные родимые черты! (Бунин) |
Пробуждает глубокие мысли и чувства. Часто используется в прямой речи. |
Различные способы нарушения замкнутости предложений |
|||
Смещение синтаксических конструкций | Конец предложения даётся в ином синтаксическом плане. | Но те, которым в дружной встрече Я строфы первые читал... Иных уж нет, а те далече... (Пушкин) |
Прерывистость речи, волнение говорящего. |
Присоединительные конструкции | Фразы не умещаются в одну смысловую плоскость, но образуют ассоциативную цепь. | Есть у каждого города возраст и
голос, Есть одежда своя и особенно запах. И лицо. И не сразу понятная гордость. (Рождественский) |
Придаёт выразительность, отрезки текста становятся эмоционально насыщенными и яркими. |
Именительные представления (изолированный номинатив) | Называет тему последней фразы. | Москва! Как много в этом звуке Для сердца русского слилось... (Пушкин) |
Призван вызывать особый интерес к предмету высказывания, усиливает звучание. |
Парцелляция | Деление предложения на отдельные сегменты (слова). | И снова Гулливер. Стоит.
Сутулясь. (Антокольский) |
Логическое ударение на каждом слове придаёт им особую силу, выразительность. |
Период | Гармоническая по форме сложная
синтаксическая конструкция, характеризующаяся
особой ритмичностью и упорядоченностью частей, а
также исключительной полнотой и завершённостью
содержания. Две взаимно уравновешенные части в
периоде: • повышение интонации; • понижение интонации. Это определяет гармоничность и интонационную завершённость периода. |
Когда волнуется желтеющая
нива... (Лермонтов) Брожу ли я вдоль улиц
шумных... |
Основные положения в периоде позволяют осмыслить текст с разных сторон, оценить разнообразие оттенков. |
Многосоюзие (полисиндетон) | Многосоюзие и бессоюзие могут употребляться в близком контексте и придают большую выразительность речи и тексту. | Был тиф, и лёд, и голод, и
блокада. Всё кончилось: патроны, уголь, хлеб. (Шенгелая) |
Интонационное и логическое подчёркивание выделяемых предметов. |
Бессоюзие (асиндетон) |
Швед, русский — Колет, рубит, режет... (Пушкин) |
Стремительность, динамичность, насыщенность впечатлений. | |
Градация | Расположение слов, словосочетаний либо частей сложного предложения, при котором каждое последующее усиливает или ослабляет значение предыдущего. | Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особый, самобытный, ни с чем не сходный вид. (Аксаков) | Нарастающая интонация и эмоциональная напряжённость речи. |