Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №6/2007

Я иду на урок

Я иду на урок: 9-й класс

Ирина ЯЩЕНКО


Ирина Борисовна ЯЩЕНКО — учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 3 г. Череповца Вологодской области.
Урок прислан на конкурс методических разработок в номинацию «Как я преподаю трудную тему».

“Диалектика души”главного героя повести Л.Н. Толстого «Юность»*

Братья Толстые (слева направо): Сергей, Николай,
Дмитрий, Лев. С дагерротипа 1854 г.

Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом. (Н.В. Гоголь «Мёртвые души»)

Вступительное слово учителя

“История души человеческой”, то есть желание заглянуть в тайны внутреннего мира, попытка разобраться в “я” героя, в сложных взаимоотношениях со средой, волновала многих писателей XIX века: А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Гоголя, И.Тургенева, Ф.Достоевского. Среди этих имён имя Л.Толстого занимает особое место.

— Каким вы представляете себе Л.Толстого после знакомства с биографией и после изучения его произведений («Севастопольские рассказы», «Детство», «Отрочество» (главы), «После бала»)? Что кажется вам самым главным в его отношении к себе и к окружающим людям?

Поражают огромная требовательность к себе, к своему труду, недовольство собой, стремление к самосовершенствованию как назначению личности; чуткость и прозорливое ощущение того, что тебя окружает. Значительную роль в жизни девятнадцатилетнего юноши Льва Толстого играл дневник, предназначенный для пристального анализа своих поступков, мыслей, чувств. Вскоре возникает потребность в более широкой форме проследить основное содержание и направление своего развития — так рождается замысел автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность», задуманной как «Четыре эпохи развития». Вторая часть «Юности» — «Молодость» — так и не была создана, хотя её планы сохранились в бумагах Л.Н. Толстого. «Юность» была опубликована в журнале «Современник» (1857).

“История души человеческой” (наблюдение за психологией отдельного человека), изображённая Лермонтовым в «Герое нашего времени», нашла иное воплощение в автобиографической трилогии Л.Толстого: это история умственного и нравственного развития главного героя Николеньки Иртеньева. Печорин дан как сложившаяся личность. Заслуга же Л.Толстого, по мнению Н.Г. Чернышевского, состоит в том, что он открыл “диалектику души” (“...психологический процесс, его формы, его законы, диалектика души...”), то есть изображение самого процесса, самого движения, перехода одних чувств в другие. Эту особенность таланта Л.Толстого Ап. Григорьев определил как “музыкальное начало”.

 Называем тему, цели урока, эпиграф. Со словариком (см. приложение) работаем в течение всего урока.

— В чём вы видите необычность манеры повествования в повести «Юность»?

Ещё М.Лермонтов в предисловии к «Журналу Печорина» писал, что “история души человеческой... едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она — следствие наблюдений ума зрелого над самим собой...” Метод Л.Толстого — это метод своеобразного “наложения”: “я” — шестнадцатилетнего юноши и “я” — взрослого человека. Юношеские мечты, порывы, деяния оцениваются с двух позиций: с юных лет (через внутренние монологи) и с позиций человека с большим жизненным опытом. Этот приём даёт ощущение целостности и глубины картины.

— Покажите на примерах “движения души” главного героя (гл. II, XVI): “я” юноши (главы II, III, конец главы ХIII); “я” взрослого (главы IX, XVI, XVII, конец глав XXI, XXX).

Тончайшие, неуловимые переходы в настроении Николеньки Иртеньева раскрываются прежде всего через внутренние монологи (глава II). Так писатель достигает достоверности.

— Что герой считает началом юности? (Глава I.)

“Добродетельные мысли” о том, что “назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию”. Он стремится “прилагать эти мысли к жизни”.

— Как он оценивает самого себя на пороге взросления?

Очень строго, критически: прослеживается склонность юноши Иртеньева к самоанализу, самоосуждению — отвращение к самому себе (“благородного ничего не было”), эта склонность вызвана попыткой объяснить самому себе то, что не в силах объяснить ему окружающие.

— Попробуйте определить, что составляет нравственный идеал Николеньки Иртеньева? (Глава II.) В чём состоит его следование идеалу? (Глава III.)

Безупречные мечты: “...Всё мне говорило про красоту, счастье и добродетель... Надо скорей, скорей, сию же минуту сделаться другим человеком и начать жить иначе”.

 Природа с точки зрения нравственного идеала Николеньки Иртеньева: каковы ваши выводы на основании прочитанных глав? (Глава II, конец главы ХХII, начало главы ХХII.)

Поэтика Л.Толстого во многом схожа с лермонтовской. Оба писателя противопоставляют реальной жизни гармонию природы. Природа воздействует на романтическую душу юноши, это тоже своего рода дружба. Можно говорить о психологизме пейзажа Л.Толстого. Именно восприятие Николенькой природы помогает автору раскрыть его непосредственность, способность глубоко и сильно чувствовать звуки, краски, запахи — красоту. (Сравните с хладнокровным отношением к природе Дмитрия Нехлюдова.)

 Юноша тонко чувствует не только природу, мир вещей также становится для него понятным и значимым.

Прав Ю.М. Лотман, считающий, что “дом для дворянского дитяти — это целый мир: культура, образование, воспитание”. Наглядный тому пример — таинство обедов у Иртеньевых.

 Какова роль предметных деталей в раскрытии душевных переживаний героя на примере сопоставления интерьера дома Корнаковых (начало XIX главы), Ивиных (глава XX) и деревенского дома Иртеньевых (глава XXVIII)? (См. табл. 1.)

Таблица 1. Интерьер

Корнаковы, Ивины

Иртеньевы

Квартира Корнаковых: “Зала... была также строго, холодно и опрятно убрана, всё блестело и казалось прочным...”

Дом Ивиных: “Когда я шёл вверх по этой большой лестнице, мне показалось, что я сделался ужасно маленький...”

Формы среднего рода (“что­то было там мраморное, и золотое, и обвёрнутое кисеей, и зеркальное”) усиливают впечатление безличной, холодной, пустой роскоши, в которой ничего не сможет согреть и порадовать: “Я вдруг почувствовал, что я не человек, а какаято не стоящая внимания вещь — кресло или окошко”.

Деревенский дом Иртеньевых: в родном деревен­ском помещичьем доме его окружают простые вещи: задвижка, косая половица, ларь; “...всё это так было знакомо, так полно воспоминаний, так дружно между собой...”

В этом случае безличные формы среднего рода, обезличивая каждую деталь, объединяют их между собой, показывая, что дом — это цельное и любовное содружество и половиц, и ступеней, и стен. Каждая вещь в родном доме вызывает целую гамму чувств и переживаний. (“...Как могли мы, я и дом, быть так долго друг без друга?”)

Характер дома Нехлюдовых в Кунцево — это простота и изящество.

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина "ОбоиЛидер". Вот скажите, Вы же не будете ходить в одной и той же одежде каждый день из года в год? Даже если она Вам очень нравится. Она пачкается, мнется, да, в конце концов, просто надоедает! Вот так и обои для стен – пачкаются, выгорают, изнашиваются и тоже надоедают. Выход – пойти в магазин и купить новые! Тем более, что для этого даже выходить из дома не потребуется. В каталоге на сайте oboilider.ru представлен широчайший выбор обоев, среди которых Вы обязательно найдете, те, на которые Вам не надоест смотреть, ну, по крайней мере несколько ближайших лет. ПереОБОЙТЕ Ваш дом, и он заиграет новыми красками. Не забудьте заглянуть в раздел "Распродажа" и тогда обновка обойдется совсем недорого.

 Главный герой — Николенька Иртеньев — и на пороге юности по-прежнему живёт богатой, противоречивой, с порывами и падениями, внутренней жизнью. Все 45 глав — борьба добра и зла в душе, поступках героя.

— Докажите, что процесс “приложения мыслей к жизни” непрост, часто противоречив.

Перед нами живой человек, со своими потерями и приобретениями, который пытается найти ответы на многие вопросы. Это “человек дороги, пути”. (См. табл. 2.)

Таблица 2. Антитеза

Мечты

Действительность

Мечты о самоусовершенствовании жизни (“разумная, нравственная, безупречная жизнь”), составление правил жизни, нравственных обязанностей перед собой, ближними и Богом. “Поневоле и неохотно” готовится в университет, и лишь случайности спасают его от провала.

Очищение души после двух исповедей.
Двойственное чувство к Дубкову.

Тщеславные мечты о том, чтобы быть известным, любимым, самолюбование по дороге домой (вторая исповедь).
Презрение к денежным отношениям в дружбе. Взял в долг у Дмитрия и долго не возвращал деньги.
Неприятная мысль, что он наследник князя Ивана. Похвальба в университете своим родством с Иваном Ивановичем.

Страстное желание совершенства, осознание свободы и весеннее чувство ожидания перемен.

Поступки, уводящие от идеала добродетели: покупка ненужных вещей, участие в “обмывании” мундира в ресторане и как следствие этого — нелепая ссора с Колпиковым и перебранка с Дубковым; визиты к Валахиным, Корнаковым, Ивиным, перед которыми ему хотелось блеснуть новеньким мундиром; университетская пирушка с богатыми студентами.

— Почему в этой борьбе с самим собой герой часто терпит неудачи?

Он молод; хочет, чтобы его любили; пытается исправить характер и стать достойным мира сего. Он ищет нравственных преобразований. В поисках кумира, идеала для подражания Николенька Иртеньев обращается к миру взрослых, где осуществляет своё представление о человеческом достоинстве — “comme il faut” (франц. “как должно, быть порядочным, благовоспитанным человеком”).

— Как вы поняли, что такое comme il faut? Как сам герой объясняет его смысл? Чем можно объяснить, что на протяжении всей главы XXXI автор более двадцати раз употребляет выражение “comme il faut”?

Светскость манер и поведения:

— отличное произношение французских слов;

— длинные и чистые ногти;

— умение кланяться, танцевать и поддерживать разговор;

— презрение к простому народу;

— выражение равнодушия ко всему, скучающий вид в присутствии посторонних. (Сравнить с Онегиным, Печориным.)

— Какие из примет “благовоспитанного” человека неплохо бы и всем нам использовать в своём быту, а какие вызывают ваше осуждение?

— Отсутствие нравственного опыта (молод) приводит Николеньку Иртеньева к душевному разладу, краху. Проследите, как приходит к шестнадцатилетнему герою признание несостоятельности идеала светскости (аристократизма)?

Через способность проанализировать свой мир, через приобретаемый жизненный и нравственный опыт Николеньки: столкновение с самовлюблённым Ивиным, с одной стороны, и знакомство со студентами-разночинцами — Семёновым, Зухиным, Оперовым — с другой. Люди типа Дубкова никогда не создавали для себя нравственных правил, не мучались оттого, что не всё удаётся в жизни, а пользовались теми нормами, которые были приняты в их среде и считались общеобязательными.

— К каким выводам приходит главный герой в результате наблюдения за миром новых странных знакомых? (Глава XLIII.)

 “Да уж не вздор ли всё это?” Николеньке захотелось сблизиться с ними, хотя сделать это для него было непросто. Он приходит к пониманию того, что ему “надо переменить что-то в своих убеждениях, что что-то в них не так и не хорошо...”

— Попробуйте определить смысл финальной главы “Я проваливаюсь”.

Отчаяние, охватившее Николеньку после позорного провала на первых же университетских экзаменах, породило решимость начать новую, деятельную, нравственную жизнь. Пусть этот порыв останется только порывом, но в нём залог нравственного роста Николеньки, его дальнейших поисков правды и красоты жизни.

Эти поиски продолжат уже другие герои Л.Толстого: Нехлюдов в «Утре помещика» и в «Воскресении», Оленин в «Казаках», Андрей Болконский и Пьер Безухов в «Войне и мире», Константин Левин в «Анне Карениной». Поиски смысла жизни (“спокойствие — это душевная подлость”) — отличительная черта героев Л.Толстого.

— Объясните смысл эпиграфа к уроку.

— Каким в итоге предстал перед вами главный герой повести? Какие качества его души созвучны вашему миру, а какие вызывают осуждение?

— Каковы нравственные уроки великого Толстого?

“Что в мире поэтичнее, прелестнее чистой юношеской души, с радостной любовью откликающейся на всё, что представляется ей возвышенным и благородным, чистым и прекрасным, как она сама?” — задаёт вопрос Н.Г. Чернышевский и этими словами определяет значение повести Толстого «Юность».

Действительно, нет ничего нежнее и ранимее, чем душа юноши. И велика заслуга писателя, эту душу постигшего и раскрывшего, помогающего каждому из нас понять самого себя, предупреждающего о неизбежных ошибках, призывающего к самосовершенствованию.

Приложение

Словарик к уроку: автобиографическая трилогия; диалектика; идеал; нравственные законы; добродетель; “диалектика души”; comme il faut.

Рейтинг@Mail.ru