Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №6/2007

Я иду на урок

Я иду на урок: 7-й классРепродукция портрета Александра Бестужева работы Н.А. Бестужева. 1823 или 1824 г.

Марина Богомолова


Марина Александровна БОГОМОЛОВА — учитель русского языка и литературы ЦО «Пятьдесят седьмая школа» Москвы.

Два урока по повести А.А. Бестужева-Марлинского «Мореход Никитин»

Есть классические произведения, методические подходы к изучению которых имеют давние, порой ещё дореволюционные традиции, — тут учителю раздолье: выбирай проторённую дорожку или ищи свою, ещё нехоженую. Но порой авторы какой-либо из программ литературного образования предлагают новое для общеобразовательной школы произведение, и тогда учителю волей-неволей приходится проводить свои методические изыскания. Предлагаю вниманию коллег-словесников два урока, посвящённых чтению и анализу повести А.А. Бестужева-Марлинского «Мореход Никитин» (программа под редакцией А.Г. Кутузова, 7-й класс).

В учебнике-хрестоматии «В мире литературы» это первое произведение, открывающее раздел «Герой эпического произведения», мы же с учениками сначала читаем «Игошу» В.Ф. Одоевского. Этот рассказ с полуреальным-полусказочным заглавным героем, со сложной системой рассказчиков позволяет перекинуть “мостик” от героев фольклора и древнерусской литературы, где персонажи чётко разделяются на положительных и отрицательных, к не столь однозначным характерам литературы позднейшего времени. И после беседы, обмена мнениями на уроке, когда эта “размытость”, “неясность” характера литературного героя заставляет ребят удивиться, задуматься, в качестве домашнего задания предлагаю им познакомиться со статьёй учебника «Герой и повествователь», содержащей теоретические сведения, а также прочитать или начать читать (не менее семи страниц) повесть А.А. Бестужева-Марлинского «Мореход Никитин» (1834).

И тогда первый урок чтения и осмысления этой повести (тема «Образ повествователя в повести А.А. Бестужева-Марлинского “Мореход Никитин”») начинаю с проверки усвоения литературоведческих понятий, изученных в курсе литературы 5-го, 6-го и начала 7-го класса и собранных в статье учебника «Герой и повествователь». Проверочная работа представляет собой открытый тест, где учитель читает начало предложения, учащиеся дописывают его окончание.

1. Каждое литературное произведение относится к одному из трёх родов: … (запишите их названия) (Эпос, лирика, драма.)

2. В эпическом произведении всегда есть повествователь, герои и события, то есть… (Cюжет.)

3. В зависимости от объёма, количества героев и событий, а также других особенностей повествования различают такие эпические жанры, как… (перечислите названия эпических жанров) (Рассказ, повесть, роман, баллада, поэма, сказка, очерк.)

4. Тот, кто рассказывает о героях и событиях, выражает к ним своё отношение, изображает обстановку, в которой происходит действие, называется… (Повествователь.)

5. У каждого героя эпического произведения свой характер, и, чтобы показать читателю характер действующих лиц, автор использует такие способы… (Прямая характеристика героя: поступки героя, речь героя, внутренняя речь героя; авторская характеристика героя; косвенная характеристика героя.)

6. Запишите ваш ответ на вопрос.

1-й вариант. “Могут ли в характере одного человека соединиться такие черты, как честность и трусость?” Приведите примеры.

2-й вариант. “Могут ли в характере одного человека соединиться такие черты, как смелость и хвастовство?” Приведите примеры.

После того как листочки с ответами сданы, обсуждаем задания теста, в особенности последнее: “Можем ли мы назвать характер такого человека идеальным? Как будет называться такой характер?” (Сложным, противоречивым.) Вновь вспоминаем Игошу — существо с таким неоднозначным характером: совершает разные отрицательные поступки, но при этом искренне недоумевает, почему им недовольны, ведь намерения у него самые добрые. Этот противоречивый сказочный персонаж в свою очередь отражает противоречивость мышления рассказчика — маленького ребёнка.

Далее я беру инициативу в свои руки и сообщаю семиклассникам, что большинство героев литературы, знакомство с которыми нам предстоит, обладает такими же сложными и интересными характерами, выражаю надежду на то, что их заинтересует характер заглавного героя повести-были А.А. Бестужева-Марлинского, которую они уже начали читать (или прочитали), и спрашиваю, столкнулись ли они при чтении с какими-нибудь трудностями. Как правило, учащиеся “жалуются”, что читать, особенно вначале, было непросто, потому что “много незнакомых слов”, “большие предложения”, “много описаний, а действия долго нет”.

Тогда я напоминаю, что главное, чему им нужно научиться на уроках литературы в 7-м классе, — это истолковывать, давать интерпретацию любого, даже на первый взгляд сложного произведения: “Что важно не упустить при интерпретации произведения? Что должен знать и понимать квалифицированный читатель?” Раздаю карточки, которые содержат своеобразный алгоритм интерпретации, отражающий логику осмысления и истолкования эпического произведения.

Интерпретация эпического произведения

1. Сведения об авторе и времени создания произведения.

2. Название произведения.

3. Эпиграф (если есть).

4. Жанр произведения.

5. Образ повествователя, особенности авторского стиля.

6. Композиция.

7. Сюжет.

8. Система образов в произведении.

9. Главный (заглавный) герой.

10. Тема и идея произведения (о чём это произведение, какие “заветные” мысли автора нашли в нём художественное воплощение).

Выясняю, все ли литературоведческие термины понятны. И мы начинаем наш путь к осмыслению произведения со слов Л.Н. Толстого, который как-то признался, что, открывая новую книгу, он “всегда думает о её авторе: что ты за человек, что нового можешь сказать мне о мире, о людях и обо мне самом”. Предлагаю познакомиться с автором повести — читаем статью о нём в учебнике-хрестоматии (с. 190). После обсуждаем: почему у автора двойная фамилия? Как сложилась его судьба?

Теперь предлагаю вопрос для внимательных читателей: когда написано произведение? (Об этом есть упоминание в самом начале повести: “Надо вам сказать, что в 1811 году в июле месяце, точно так же, как в настоящем 1834 году, до которого мы дожили по милости Божией и по уверению календаря академии…”) Поясняю, что во многом именно временем создания объясняется непривычный стиль повествования: люди в XIX веке жили, передвигались, писали неспешно в отличие от стремительного XXI века. Но, пролетая на самолете, не увидишь того, что видели наши предки, трясясь в дорожном возке. Желание понять произведение требует медленного чтения.

А первым важным словом, которым открывается любое эпическое произведение, является его название (запишите в тетради имя автора и название произведения). Именно с заглавия читатель начинает вести скрытый диалог с автором. О чём рассказало вам название произведения, к каким вопросам побудило? (В заглавие вынесено имя заглавного героя и его профессия. И это побуждает нас к размышлению: чем этот герой интересен автору?)

Это тем более интересно, что в своей повести (вы согласны, что произведение относится к жанру повести?) А.А. Бестужев-Марлинский даёт жанровый подзаголовок. Какой? (Быль.) В чём смысл этого жанрового уточнения? (В повести будут описаны реальные события и реальный, невыдуманный характер.)

Следующая остановка для размышлений — эпиграф. Какой эпиграф выбрал автор к своему произведению? Как он связан с названием? Как вы его поняли, какую мысль он содержит? (Это строки из произведения английского поэта-романтика Джорджа Гордона Байрона, в котором речь идёт о корабле (ср.: “мореход”) и о ком-то, “кто не побоится, огня, воды”, чтобы стать “властелином” корабля.) Возможно, и заглавному герою придётся пройти “огонь, воду и медные трубы”, чтобы выйти победителем — размышляют семиклассники.

Читателю хочется поскорей узнать: что это за герой и с какими трудностями, препятствиями ему суждено будет столкнуться? Но с первых страниц повести перед нами предстаёт совсем другой образ. Чей?

Предлагаю прочитать первый абзац повести. (Ученики читают “по цепочке” по предложениям, стараясь придерживаться одной интонации.) Беседуем по прочитанному.

• Что удивительного в этом начале произведения?

(Первое предложение “В 1811 году, в июле месяце, из устья Северной Двины выходил в море небольшой карбас” энергично начинает действие. Но за этим многообещающим началом следуют многословные описания явлений, стоящих за каждым словом первого предложения: о времени действия, месте, и особенно о виде корабля — карбасе: здесь и рассказ о его внешнем виде, и этимологические размышления, и сопоставление русского корабля с мореходными средствами других народов.)

• Кто всё это рассказывает, от чьего лица ведётся повествование?

(Повествование ведётся от первого лица, его ведёт повествователь, который прямо высказывает свои мысли, свои пристрастия и антипатии.) Получается, что не менее важным, чем заглавный герой, является в произведении образ повествователя. Запишите в тетради: образ повествователя.

Каким же он предстаёт перед читателями? Перечитайте второй абзац.

• Чем восхищается повествователь? Какие черты русского национального характера он выделяет?

(Запись в тетради: 1. Восхищение русским национальным характером.)

• Прочитайте те фрагменты текста, которые заставили вас улыбнуться. Какой приём использует автор-повествователь? (Иронию.) Как его это характеризует? (Как человека остроумного, критически мыслящего.)

(Запись в тетради: 2. Ироничность как черта авторского стиля.)

Перечитайте следующий фрагмент повести: от начала третьего абзаца (с. 193) до слов “…не заводят в старом море юной литературы” (с. 195).

• Кому передаёт повествователь право вести нить рассказа? (Щуке, которую в свою очередь перебивают другие “умные” рассказчики: приятель повествователя — медик и один женатый помещик.) С какой целью повествователь передаёт слово этим рассказчикам?

Здесь автор затевает с читателем своеобразную литературную игру, ведь он не зря упоминает, что слог щуки “столь же цветист”, как будто она “кушала авторов всех пёстрых и прочих сказок”. На какого писателя намекает повествователь? (Эта информация есть в примечании: “Речь идёт о восточных новеллах О.И. Сенковского «Фантастические путешествия барона Брамбеуса» [Фантастическая книга, 1833]”.) Это неслучайное упоминание свидетельствует о нешуточной литературной борьбе в 30-х годах XIX века, в которой А.А. Бестужев-Марлинский принимал активное участие, отстаивая свои взгляды на роль изящной словесности.

Через несколько страниц повествователь вновь напоминает о себе. Прочитайте фрагмент текста на с. 202. Знакомо ли вам чувство “разлуки с родным берегом”, о котором поведал нам повествователь? Что вас удивило в этом описании? Какие черты характера повествователя вы могли бы отметить?

(Запись в тетради: 3. Красноречие и чувствительность.)

Далее повествователь начинает свой заочный спор с читателем. Какую позицию он отстаивает? Читаем продолжение авторского отступления на с. 203–205.

(Обсуждение и запись в тетради: 4. Убеждённость, что каждый свободен в своём выборе и каждый имеет право отстаивать своё мнение.)

Подведём итоги нашей работы на уроке.

— Что вы узнали о повествователе? Чем, по-вашему, важен этот образ в произведении?

(Помогает понять авторскую позицию по отношению к героям и событиям.)

— О каких героях и событиях рассказывает нам повествователь?

В качестве домашнего задания прошу дочитать до конца повесть А.А. Бестужева-Марлинского «Мореход Никитин», проследить, как развивается сюжет в этом произведении, подготовить краткий пересказ основных событий. А также подумать, какие поступки совершают герои, как в этих поступках проявляется их характер.

Индивидуальное задание. Подготовить инсценировку кульминационного эпизода (с. 220–221; автор-повествователь, Савелий, Яков).

Тема второго урока «Кто он, герой приключенческой литературы? (По повести А.А. Бестужева-Марлинского “Мореход Никитин”)» на доске не записана — это интрига урока.

На доске учащиеся увидят такую запись.

  • Заглавие.
  • Эпиграф.
  • Жанр.
  • Композиция.
  • Сюжет.
  • Система образов.
  • Главный (заглавный) герой.
  • Тема и идея.

И первый вопрос к ребятам.

• Что вы видите общего в словах, записанных на доске?

(Это литературоведческие термины, составляющие алгоритм интерпретации художественного произведения.)

• Восстановите пропущенные понятия.

(1. Сведения об авторе и времени создания произведения.) Назовите имя автора произведения, которое вы читали дома. Что вам известно об этом человеке?

(2. Образ повествователя и особенности авторского стиля.) А каким предстал перед вами повествователь? (Весьма сложной натурой: ироничный и чувствительный, красноречивый, патриот и человек, убеждённый, что у каждого есть свобода выбора и каждый имеет право отстаивать своё мнение.)

• В чём состоит главная задача повествователя в художественном произведении?

(Рассказать о героях и событиях.)

• Какова же система образов в произведении? Назовите действующих лиц, дайте им краткую характеристику.

(Экипаж карбаса:
Савелий Никитин.
Дядя Яков.
Племянник Алексей.
Иван.

Капитан куттера — Турнип.)

• Кто из действующих лиц является главным героем повести? Почему вы так решили?

(Савелий Никитин — заглавный герой повести.)

Вспоминаем, что если автор выносит имя героя в заглавие произведения, очевидно, что этот персонаж вызывает его интерес. Поняв характер заглавного героя, читатель сможет понять и идею этого произведения. Поэтому проблемный вопрос, ответ на который будем искать сегодня на уроке, формулируем так: “Кто он, заглавный герой повести?”

Обращаюсь к учащимся: “Вы знакомы с многообразием способов создания характера героя в произведении. Но очевидно, один из самых главных — это …” (Поступки героя.) Поступки героя отражаются в сюжете произведения.

Привлекаю внимание к иллюстрациям, прикреплённым к доске. На одной из них изображён баркас, на другой — английский корабль.

• Рассмотрите иллюстрации к повести. Что на них изображено? Какое отношение имеют эти изображения к таким элементам сюжета, как завязка и развязка?

(Завязка: “В 1811 году, в июле месяце, из устья Северной Двины выходил в море небольшой карбас”, экипаж которого составляли четыре человека. Развязка: Возвращение в Архангельск того же экипажа, но не на карбасе, а на английском капере.)

Какие же события составляют развитие действия? Восстановим цепочку событий и составим на доске и в тетрадях схему сюжета повести.

1. Расскажите, почему Савелий Никитин был вынужден отправиться в плавание. Пересказ эпизода (учебник, с. 197–199).(Запись в тетради: неудачное сватовство.)

2. Какое первое испытание ждало его и его товарищей в море? Пересказ эпизода (с. 208–209). Как проявились их характеры? (Запись в тетради: буря.)

3. Каким стало для них следующее испытание? Пересказ эпизода (с. 212–213). (Запись в тетради: нападение пиратов и плен.)

4. Предлагаю посмотреть инсценировку кульминационного эпизода повести (с. 220–221), подготовленную тремя учащимися, их роли: повествователь, Савелий Никитин, дядя Яков.

Потом с учениками обсуждаем: действительно ли этот эпизод — кульминационный?

(Герой оказался перед выбором: жизнь в плену или возможность быть свободным даже ценой смерти. (Запись в тетради: выбор героя.) Как характеризует героя тот выбор, который он сделал? (Это человек с сильным характером, волевой, способный к обдуманному риску.)

1. Спрашиваю: как дальше развивались события? Слушаем пересказ эпизода о схватке на борту английского корабля (с. 221). (Запись в тетради: захват судна.)

2. Что происходило на борту судна на пути в Архангельск? Пересказ эпизода (с. 222–223). (Запись в тетради: обмен провизией и водой.)

3. Каким стало возвращение Савелия Никитина и его товарищей? Пересказ эпизода (с. 223–224). (Запись в тетради: радость встречи и награда.)

Прошу учащихся, исходя из особенностей развития сюжета, уточнить жанр произведения: что это за повесть — сказочная, фантастическая, рождественская, приключенческая, детективная? (Единогласное решение — приключенческая.)

Напоминаю о проблемном вопросе, поставленном в начале урока, и предлагаю его сформулировать несколько шире: кто он, герой приключенческой повести?

Вновь обращаемся к составленной нами схеме сюжета: как соотносятся обстоятельства и поступки героя? (См. схему.)

(Вначале обстоятельства играют человеком, как буря играет баркасом, он подчиняется обстоятельствам, пока не оказывается перед выбором, очень сложным выбором, решиться на который может только человек с очень сильным характером. Герой делает свой выбор, и теперь уже не обстоятельства управляют им, а он управляет обстоятельствами. Человек становится хозяином своей судьбы.)

Теперь самое время спросить ребят: нравятся ли им приключенческие произведения? Пусть назовут те, которые они прочитали. Вместе вспоминаем роман А.С. Пушкина «Дубровский», созданный по канонам приключенческой литературы. Перед каким выбором оказывается заглавный герой? Каков его выбор?

Прошу самостоятельно сформулировать ответ на проблемный вопрос, который был рассмотрен на уроке: кто он, герой приключенческой повести? Запишите: герой приключенческой литературы — это … Закончите предложение. (Это человек с сильным характером, человек, способный сделать выбор, человек, не подчиняющийся обстоятельствам, а управляющий ими.)

Умозаключение, к которому пришли семиклассники на уроке, станет отправной точкой для творческого домашнего задания: предлагаю им попробовать себя в качестве авторов пусть не повести, не романа, а хотя бы рассказа, в основе сюжета которого будет лежать приключение и где будет действовать герой с сильным характером, способный найти выход из любой ситуации. В качестве одного из вариантов создания такого рассказа напоминаю о картине О.Д. Яновской «Ждут», которую недавно описывали на уроке развития речи, ведь большинство сочинений заканчивались надеждой, что те, кого с таким напряжённым терпением ждут девочки, обязательно вернутся. Вот это возвращение и предлагаю сделать отправной точкой приключенческого рассказа. О каком происшествии поведает тот, кто вернулся? Какие черты характера придётся проявить героям вашего будущего рассказа? Из написанных ребятами рассказов можно сделать небольшой сборник.

Рейтинг@Mail.ru