Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №6/2007

Я иду на урок

Я иду на урок: 5-й классИлюстрация художника Давида Хайкина к стихотворению «Крестьянские дети».

Ольга Ерёмина


Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети»

Новое в школьных программах

В учебник­хрестоматию по литературе для 5го класса, переработанный в 2006 году издательством «Просвещение» (авторысоставители В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин), впервые включён полный текст стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». По начальной школе ученикам хорошо знаком отрывок из стихотворения «Однажды, в студёную зимнюю пору…». Полный текст «Крестьянских детей» — сложное по содержанию и композиции произведение, требующее особого внимания.

Индивидуальные домашние задания

Заранее предложим нескольким ученикам подготовить сообщения о детстве Н.А. Некрасова. Учитель предлагает детям карточки с текстами. Задание может варьироваться в зависимости от уровня литературного развития ученика.

• Пересказать текст, соблюдая стилистические особенности.

• Пересказать текст.

• Прочитать текст выразительно.

Первичное знакомство с текстом

Стихотворение читает учитель. После небольшой паузы предложим детям высказать свои первые впечатления. Важно прояснить, что они поняли, что не поняли; что заставило улыбнуться, что задуматься; какими словами можно охарактеризовать интонации стихотворения (доверительные, восторженные, торжественные…); что интересного заметили ребята в стихотворении. Если школьники приучены к подобной рефлексии, то они уже после первого прочтения делают множество наблюдений, что весьма способствует качественному анализу текста.

Анализ стихотворения «Крестьянские дети»

Анализ стихотворения начнём с композиции: выяснение её особенностей поможет понять содержание.

— Мы уже с вами заметили, что «Однажды, в студёную зимнюю пору…» является частью большого произведения «Крестьянские дети». Подумайте, из каких же частей состоит это стихотворение.

Если ученики затрудняются, поможем им вопросами.

— С чего начинается стихотворение?

(Рассказчик повествует о случае, который произошёл с ним на охоте.)

— До каких слов идёт рассказ об этом?

(“…Так рядом с Гаврилой… — «Услышит, молчи!»”)

— Это значит, что со слов после черты “О, милые плуты! Кто часто их видел…” идёт совсем другая часть, другая тема. Но закончен ли на этом рассказ о случае на охоте?

(Дети ответят, что в конце стихотворения после горизонтальной черты автор вновь возвращается к этому случаю словами: “Теперь нам пора возвратиться к началу”.)

Итак, рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за ним наблюдают крестьянские дети. Сначала они боялись барина, но постепенно осмелели.

— Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей?

(Собака рассказчика по кличке Фингал стала выполнять команды не только хозяина, но и крестьянских детишек, и сарай сразу превратился в цирковую арену.

Обширная область собачьей науки
Ему в совершенстве знакома была;
Он начал такие выкидывать штуки,
Что публика с места сойти на могла,
Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!)

— Чем закончилось неожиданное представление? Прочитайте.

— Итак, мы увидели, что начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с крестьянскими детьми. В какой ситуации возможен подобный рассказ? Каковы интонации рассказчика? К кому он может быть обращён, кто слушатели этой истории?

Важно, чтобы ребята представили себе непринуждённую атмосферу вечерней дружеской беседы в помещичьем доме, когда в гостях у хозяина собираются его друзья и рассказывают друг другу различные истории, которые приключались с ними в жизни и на охоте. В такую атмосферу погружают нас доверительные интонации и добрый юмор рассказчика: так говорят со старыми знакомыми, с которыми и раньше вместе смеялись и шутили. Для чего это необходимо? Чтобы уяснить позицию рассказчик — слушатели.

Стихотворение сложно, в частности, тем, что позиция эта несколько раз на протяжении текста изменяется.

На доске и в тетрадях можно оформить таблицу. Мы будем заполнять её по ходу анализа.

— История встречи с детьми — как красивая рама большой картины. Как вы думаете, с чем ещё можно сравнить строение этого стихотворения?

Дети могут предположить, что стихотворение похоже на матрёшку, в которой история охотника и детей — самая большая, первая матрёшка, а в ней спрятаны другие. Или сравнить стихотворение с домиком, где начало и конец — стены, а внутри есть комнаты, в которых находится что-то важное. Учитель может продолжить работу с одним из этих сравнений, нарисовав нужный образ на доске. Мы рассмотрим образ дома.

У нас есть стены дома — начало и конец. Посмотрим, что же внутри этого дома.

Сообщения учеников

Попросим выступить учеников, выполнявших индивидуальные домашние задания. Их сообщения дадут ребятам толчок к дальнейшему осмыслению содержания стихотворения. Сообщения, предваряющие комментированное чтение второй части, помогут учителю направить мысли учеников в нужное русло.

Комментированное чтение

1. Дети читают текст.

О, милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей;
Но если бы даже ты их ненавидел,
Читатель, как “низкого рода людей”, —
Я всё-таки должен сознаться открыто,
           Что часто завидую им:
В их жизни так много поэзии слито,
Как дай Бог балованным деткам твоим.
Счастливый народ! Ни науки, ни неги
            Не ведают в детстве они.

— Почему автор называет крестьянских детей “милые плуты”?

(Автор называет так детей потому, что они хитрят, плутуют, но их плутовство наивно, в нём нет злого умысла.)

— “О милые плуты!” — этими словами автор обращается к детям или это риторическое восклицание?

— В первом отрывке рассказчик-охотник рассказывает историю встречи с детьми своим друзьям. Изменяется ли образ рассказчика? К кому он обращается в этом отрывке?

Первое, что заметят дети, — меняется адресат. В тексте он назван: “читатель”, причём читатель, скорее всего, из привилегированного сословия — автор предполагает, что он может относиться к крестьянским детям как к людям “низкого рода”.

Образ рассказчика тоже становится совершенно иным: перед нами журналист, с публицистическим пафосом обращающийся к публике, высказывающий мнение, которое в те годы противоречило устоявшейся в обществе традиции: “…Я всё-таки должен сознаться открыто, // Что часто завидую им…”

— Почему рассказчик завидует крестьянским детям? Что значит фраза “в их жизни так много поэзии слито”?

— Кого автор называет “балованными детками”?

— Как вы понимаете строки: “Счастливый народ! Ни науки, ни неги // Не ведают в детстве они”?

Часть

Содержание

Рассказчик

Слушатели

1

Встреча охотника с крестьянскими детьми

Охотник

Друзья, гости

2

Обращение к читателям, воспоминания о детстве, рассуждение о жизни крестьянских детей и рассказ о встрече с мальчиком Власом

Журналист, публицист

Читатель из дворян, из общества образованных людей

3

Обращение к крестьянским детям

Гражданин, который думает о будущем народа

Крестьянские дети

4 (1)

Встреча охотника с крестьянскими детьми Охотник Друзья, гости

2. Читаем следующий отрывок со слов: “Я делывал с ними грибные набеги…” до слов: “Должно быть, за подвиги славы мы ждали”.

— Кто “делывал с ними грибные набеги”?

(Рассказчик, когда он был мальчиком. Сделать этот вывод нам помогают прозвучавшие рассказы о детстве Некрасова.)

— Что значит “грибные набеги”? Почему автор употребляет слово “делывал”? Какой у него смысловой оттенок?

— О какой ситуации говорится в первых четырёх строчках этого отрывка?

Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко,
А утром не мог ни за что отыскать.

(Рассказчик сопоставляет себя с детьми: он, дворянский сын, не мог сравниться в смекалке и наблюдательности с детьми крестьян: они легко находили на следующий день замеченные раньше грибные места, а рассказчик нет.)

— Савося — уменьшительное имя. Как будет звучать это имя полностью?

(Севастьян.)

— Почему дети клали змей на перила моста?

(В русских народных сказках богатыри сражаются со Змеем Горынычем. Может быть, дети губили змей под впечатлением сказок, желая подвигов и славы.)

3. Третий отрывок со слов: “У нас же дорога большая была…” до слов: “Что новый прохожий, то новый рассказ…”

— Как вы понимаете значения слов вологжанин, лудильщик, портной, шерстобит?

(Вологжанин — житель города Вологды.

Лудильщик — рабочий, который лудит (покрывает специальным сплавом олова) посуду.

Портной — мастер по шитью одежды.

Шерстобит — работник, который обрабатывает шерсть, чтобы она становилась мягкой.)

— Когда автор пишет о том, кто шёл или ехал по дороге, то строки становятся короче. Потом, когда говорится об отдыхе, строки вновь удлиняются. Как вы думаете, почему?

— Почему крестьянских детей так интересовали рассказы прохожего люда?

Этот вопрос может показаться излишним, но ответ на него должен обязательно прозвучать: многие современные дети с трудом представляют, что когда-то не было ни телевидения, ни радио, ни компьютеров и дорога была единственным способом узнать о мире и о жизни.

— Как вы понимаете такие строки: “Иной подгуляет, так только держися — // Начнёт с Волочка, до Казани дойдёт!”?

(Если человек “подгуляет” (выпьет вина, но не напьётся!), то в кураже он рассказывает обо всём, что видел, о народах, населяющих города и веси России: “начнёт с Волочка” (с жителей Вышнего Волочка Тверской губернии), затем с шутками расскажет о всех народах Поволжья до Казани.)

— Какое значение имела проходящая через село дорога для крестьянских ребятишек?

4. Следующий отрывок со слов: “Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали” до слов: “…Бояться смиренной лошадки своей?”

Мы видим, что автор снова возвращает нас в один из летних дней, когда он с крестьянскими детишками собирал грибы. Рассказ о дороге оказывается маленькой матрёшкой, заключённой в большую матрёшку рассказа о “грибных набегах”.

— Чем закончился поход за грибами?

— Что делают дети, вернувшись домой?

5. От “Грибная пора отойти не успела…” до “Живого в деревню тащат с торжеством…”.

— Объясните смысл слов и выражений: “чернёхоньки губы у всех, // Набили оскому: черница поспела!”, “взлетит ли тетеря // Закокав птенцам”.

— Подсчитайте количество предложений в этом отрывке. Определите вид этих предложений по интонации.

(Из шести предложений четыре — восклицательные.)

— Какое настроение передаёт нам поэт с помощью этого отрывка?

6. От “— Довольно, Ванюша! гулял ты немало…” до “Ванюша в деревню въезжает царём…”.

— Расскажите с помощью этого отрывка, что необходимо сделать, чтобы вырастить хлеб.

— Объясните значения слов серп, сноп, рига, цеп, навьют сенца.

(Рига — сарай для сушки снопов и молотьбы.

Навить сено — накладывать сено. Просушенное сено накладывают, высоко навивают на воз, ребёнок влезает на самый верх и “в деревню въезжает царём”.)

— Почему труд оборачивается к Ванюше сначала “нарядной своей стороной”?

(Под “нарядной стороной труда” автор подразумевает радость от красивой и дружной физической работы, от возделывания земли, которая приносит богатый урожай. Когда ребёнок видит, что работа, в которой он принимал участие, приносит результаты, что человек, который выполнил это работу, пользуется почётом и уважением, ему тоже хочется принимать участие в труде, и такой труд — не тягость, не наказание, а радость.)

7. Читаем следующий отрывок, в котором вновь звучит голос публициста.

Однако же зависть в дворянском дитяти
        Посеять нам было бы жаль.
Итак, обернуть мы обязаны кстати
        Другой стороною медаль.
Положим, крестьянский ребёнок свободно
        Растёт, не учась ничему,
Но вырастет он, если Богу угодно,
А сгибнуть ничто не мешает ему.
Положим, он знает лесные дорожки,
Гарцует верхом, не боится воды,
Зато беспощадно едят его мошки,
Зато ему рано знакомы труды…

— Как вы понимаете выражение “в дворянском дитяти”? С какой интонацией надо произнести это выражение: серьёзно, любовно или иронично?

— Автор хочет сказать, что, прочитав описание крестьянского детства, дворянский ребёнок может позавидовать крестьянам. Что делает автор, чтобы читатель представил себе не только нарядную сторону жизни крестьянских детей?

— Как вы понимаете выражение “две стороны одной медали”? Как использует это выражение автор?

— Подберите синонимы к словам положим, сгибнуть, гарцует.

— Поставьте логические ударения в строках: “…Но вырастет он, если Богу угодно, // А сгибнуть ничто не мешает ему”.

8. От “Однажды, в студёную зимнюю пору…” до “…В которых так много любви!”.

— Описание встречи рассказчика и мальчика Власа вам известно из уроков литературного чтения в начальной школе. Что в этом отрывке для вас нового?

— Почему рассказчику сначала кажется, что “как будто всё это картонное было”, что он попал в детский театр?

— Почему рассказчик убеждается в том, что “всё настоящее русское было”?

— Как вы понимаете выражения “зимнего солнца холодный огонь”, “что русской душе так мучительно мило”? Какой литературный приём использован в этих выражениях?

Если дети ещё не знают термина антитеза, можно использовать понятное им слово противопоставление.

— Найдите противопоставление в двух последних строках этого отрывка.

…Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти — дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
          В которых так много любви!

— Как вы думаете, что за мысли мучают автора? Почему в них соединяются и злоба, и боль, и любовь? Как эти мысли выражены поэтом в прочитанном нами стихотворении «На Волге»?

Важно, чтобы ученики поняли, что мысли о крестьянских детях, об их дальнейшей судьбе вызывают у поэта мысль о судьбе России и всего русского народа. Любовь к России смешивается с мучительным чувством боли за неё.

9. Читаем и комментируем последний отрывок.

Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните своё вековое наследство,
         Любите свой хлеб трудовой —
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!..

— К кому обращается поэт в этих строках? Как меняется образ рассказчика? Кого мы видим перед собой: охотника в гостиной, журналиста или кого-то ещё?

(Заполняем таблицу.)

— Как вы понимаете выражения: красное детство, скудное поле, хлеб трудовой, обаянье поэзии детства?

— Как вы думаете, какое “вековое наследство” призывает хранить поэт?

(“Вековое наследство” — это лучшие традиции русского народа: любовь к родине, к родной земле, ощущение её красоты, радость жизни, радость трудиться и растить хлеб.)

— Мы прочитали текст стихотворения, который находится внутри нашего “дома”, то есть между началом и концом, где рассказывается о встрече охотника с крестьянскими детьми. Мы увидели, что этот текст состоит из нескольких частей. Сколько крупных частей в этом тексте? На каком приёме они построены?

Предыдущая работа поможет ребятам увидеть две большие части (можно сказать — “комнаты”, если продолжать метафору дома): светлую, “нарядную” сторону жизни и трудную, тяжёлую сторону.

Светлая сторона: 1–6-й отрывки.

Трудная сторона: 7–8-й отрывки.

Девятый отрывок — кульминационное обращение к детям — в этом контексте можно сравнить с крышей, которая венчает наш дом.

Домашнее задание

Разделим между учениками девять прочитанных отрывков и предложим каждому подготовить выразительное чтение. Четырём сильным ученикам поручим подготовить выразительное чтение и комментарии к первой и четвёртой (заключительной) частям стихотворения (сцены встречи охотника с детьми): по два ученика на каждый отрывок.

Выразительное чтение

На следующем занятии вернёмся к стихотворению «Крестьянские дети».

Начнём с комментированного чтения начального и заключительного отрывков. Первый отрывок читают поочерёдно дети, у которых слабая техника чтения. Ученики, которые дома готовили комментарии, объясняют непонятные слова и выражения, например: вирши, чу, барин, у бар бороды не бывает — усы, вода с языка-то бежит, стволина двойная, замочки резные, так стаей с мякины летят воробьи.

— Какой приговор изрекли дети охотнику? Прочитайте этот отрывок. Что означает такой приговор?

Дети рассуждают о герое, разглядывают его, пытаются определить его социальную принадлежность: барин он, то есть помещик, дворянин или разночинец. Они обращают внимание на бороду (дети считают, что “у бар бороды не бывает — усы”), на дорогие часы, на породистую собаку, на двуствольное ружьё, всему удивляются.

Дети считают, что охотятся люди, чтобы добыть дичь и съесть её. Они видят, что человек, заснувший в сарае, достаточно богат, охотится не ради пропитания и может спокойно отдыхать, то есть, по мнению детишек, лежать на печи. Они видели, что гость ехал с охоты рядом с Гаврилой, вероятно, с одним из крестьян их деревни, а “баре”, по их мнению, никогда не будут дружно и свободно общаться с крестьянами. Поэтому гость — “не барин”.

Затем аналогичную работу проводим с заключительным отрывком.

Словарная работа: серьёзную мину, пожитки, дичина, обширная область собачьей науки, публика, когда разразиться грозе суждено, зрители дали стречка.

— Каким человеком вам представляется автор произведения? Объясните, почему вы так считаете.

Завершаем работу выразительным чтением стихотворения. Для этого пригласим “на сцену” 11 человек (по количеству выделенных нами отрывков), предложим им встать по порядку следования отрывков, которые они готовили, и прочитаем стихотворение целиком.


Карточка 1

“…Надо сказать, что Некрасов-мальчик рос, и тем воспитывался, с деревенскими мальчишками и девчонками. «…Отношения мои к грешнёвцам были такие:

…Благодарение Богу,
Я совершил ещё раз
Милую эту дорогу,
Вот уж запасный амбар,
Вот уж и риги… как сладок
Тёплого колоса пар!

— Останови же лошадок!
Видишь: из каждых ворот
Спешно идёт обыватель.
Всё-то знакомый народ,
Что ни мужик,
                       то приятель.

Я постоянно играл с деревенскими детьми, и когда мы подросли, то естественно, что между нами была такая короткость».

Поэт действительно с раннего детства знал народную жизнь изнутри, самым непосредственным, домашним образом знал, часто одних и тех же людей в разном возрасте и наблюдая в разных положениях, а иногда — позднее — и вмешиваясь. И помогая.

И в поэзии потому же он мог, как никто, писать о крестьянском деревенском детстве. <…>

По воспоминаниям сестры Анны, «проделав лаз в заборе, он при каждом удобном случае убегал к деревенским ребятам, принимал участие в их играх, которые нередко оканчивались общей дракой».

Но самое замечательное было, когда вся орава высыпала на большую дорогу”.

Скатов Н. Некрасов. М., 2004 (ЖЗЛ). С. 31–32.


Карточка 2

“Грешнёво лежало отнюдь не «в неведомой глуши». Здесь Некрасову, народному поэту, крепко повезло. <…> Некрасов с самого начала оказался на такой большой дороге, но до поры до времени не ехал, а, так сказать, сидел на ней, Русь же ехала и — ещё больше — шла перед ним.

«Костромская почтовая дорога (луговая), — описывали её в середине прошлого века военные статистики Генерального штаба, — идёт от Ярославля по левому берегу р. Волги по ровным и низменным местам и близ с. Борок (Даниловского уезда) входит в Костромскую губернию. Всего от Ярославля до границы губернии этим трактом считается 45 вёрст, в пределах губернии находится одна почтовая станция Тимохинская в 27 верстах от Ярославля, на коей лошадей содержится 20, а повёрстная плата по 1,1/2 копейки серебром. Для прохода войск и тяжестей эта дорога весьма удобна». <…>

Так что большая дорога действительно широко входила во всю жизнь, в самый быт этих мест.

«Сельцо Грешнёво, — вспоминал сам поэт, — стоит на (трактовой) низовой ярославско-костромской дороге… барский дом выходит на самую дорогу, и всё, что по ней шло и ехало, и было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства»”.

Скатов Н. Некрасов. М., 2004 (ЖЗЛ). С. 32–33.

Рейтинг@Mail.ru