Я иду на урок
Я иду на урок: 10–11-й классы
Валентина Стрельченко
Валентина Григорьевна Стрельченко — учитель школы № 1 г. Железнодорожный, Московская область.
Как обучить анализу эпизода?
Десятый класс вечерней (сменной) школы… Разновозрастная аудитория с совершенно разным уровнем подготовки. Необходимо (с прицелом на будущий экзамен) научить всех умению анализировать эпизод литературного произведения: ведь такая тема ждёт учеников на выпускном сочинении. Как же это сделать?
На предварительном повторении я в самой доступной форме, обращаясь к знакомым примерам, говорю об основных понятиях теории литературы, без которых процесс анализа эпизода не состоится: тема произведения, основная мысль (идея), проблема. Так как учащиеся должны определить местоположение эпизода, видеть, как он построен, повторяем сюжет и композицию произведения. Анализ эпизода предполагает внимание к деталям, осмысление их роли в создании образа и раскрытии темы, умение проследить смену настроений, чувств героя. Поэтому обязательно вспоминаем внесюжетные элементы (портрет, пейзаж, интерьер, речь героев, художественные детали, вставные эпизоды, лирические отступления, монологи, диалоги и т.д.). Далее разграничиваем понятия образ, герой, персонаж, система образов, устанавливаем причинно-следственную связь между понятиями мотив — поступок. Чтобы предупредить самую распространённую ошибку в творческих работах учащихся, очень важным считаю объяснение разницы между понятиями анализ и пересказ.
Далее каждый получает памятку (см. приложение) и прикрепляет её в свою рабочую тетрадь по литературе. На последующих уроках сюда будут вноситься различные дополнения.
Определяем, на какие вопросы учащиеся могут ответить сразу, а какие требуют дополнительного объяснения. К первым относится большинство, а объяснить необходимо ещё раз пункт 3г (поступки героев и их мотивы), пункт 5 (как работать с внесюжетными элементами). Многие затрудняются из общего выделить частное и увидеть, как в частном выражены особенности целого, то есть вызывают определённые трудности пункты 7 и 9. Пробуем также формулировать собственное отношение к героям, событиям, проблеме (3д) и определять авторское отношение, которое может выражаться прямо и косвенно (пункт 8). Находим пункты одного направления (3а, в, е; 3б, г; 7 и 9). Определяем, каким может быть ответ на каждый из них и в каком случае эти пункты уместно объединить.
Для того чтобы построить связное рассуждение, отрабатываем связки между пунктами при переходе от одного к другому. При этом прошу назвать, с помощью каких фраз необходимо включить в текст анализа данный пункт (“В эпизоде отчётливо видна авторская позиция…”, “В произведении… изображено противоречие между… ставятся проблемы… В эпизоде отражены те же проблемы…” и т.д.).
Следующий этап — работа над анализом эпизода как самостоятельным сочинением. При этом отрабатываются варианты вступления и заключения в сочинении.
Результат этого урока — письменные работы учащихся. Они обязательно должны быть проанализированы. После их разбора изучаем экзаменационные темы сочинений предыдущих лет. Определяем, результаты анализа каких эпизодов должны обязательно присутствовать в том или ином сочинении, помогая раскрыть его тему. Я прошу самостоятельно сформулировать тему сочинения, учитывая анализируемые эпизоды. После прочтения очередного произведения прошу выбрать из перечисленных свою тему сочинения и подготовить необходимые анализы эпизодов.
ПриложениеПамятка по работе с эпизодом1. Эпизод — фрагмент произведения, в основе которого лежит одно событие. 2. Перечитайте выбранный эпизод. 3. Последовательно ответьте на вопросы:
4. Группировка персонажей по выбранному критерию. 5. Работа с внесюжетными элементами (портрет, интерьер, пейзаж, речь героев и т.д.). 6. Найдите в тексте важные по смыслу художественные детали, которые, на ваш взгляд, необходимо воспроизвести при цитировании. Объясните их значение, смысл, то есть художественную роль. 7. Какие противоречия (проблемы, вопросы), изображённые в произведении, отразились в этом эпизоде? 8. Какова авторская позиция по отношению к героям, событиям, проблеме в рамках эпизода? 9. Соотнесите эпизод с основной проблемой произведения. 10. Сделайте вывод о художественном значении эпизода в произведении в целом. |