Я иду на урок
Я иду на урок: 11-й класс
В этом году выпускников Москвы ждёт не только обязательный ЕГЭ по русскому языку, но и ещё одно новшество: экзамен по литературе будет проходить по федеральному сценарию, но с московской “начинкой”. Темы сочинений, тексты для изложений, билеты по литературе, примерные темы рефератов — все эти экзаменационные материалы теперь у столицы свои собственные. Хотя преемственность сохраняется, однако отличия заметны. Присмотримся внимательнее к тому, что предлагает Москва в этом году: как знать, может быть, скоро эти новации подхватят и другие регионы.
В этом и следующем номерах мы публикуем демонстрационные версии письменных и устных экзаменов 2007 года, разработанные коллективом под руководством А.И. Княжицкого.
ПИСЬМЕННЫЙ ЭКЗАМЕН: сочинение и изложение
Основные отличия московского регионального варианта выпускного письменного экзамена по литературе
1. Предлагаемые темы сочинений, на взгляд их авторов, должны быть максимально приближены к интересам и вкусам выпускников. Школьник демонстрирует личное отношение к проблеме, содержащейся в формулировке темы, он обнаруживает общекультурные умения — создавать собственный текст на основе чужого текста, тем самым выходит на уровень компетентностного подхода в овладении литературой. Таким образом, письменный экзамен по литературе призван проверить качество усвоения определённого объёма материала, овладения определённым набором знаний, умений и навыков, но и обнаруживает личностный, индивидуальный подход к истолкованию литературного материала.
2. Учитывая невозможность, нереалистичность коренного изменения подходов к содержанию и процедуре экзаменов, авторы тем сохраняют по большей части традиционные, привычные учителям и школьникам формулировки, совершенствуя их, придавая большее значение проблемам понимания художественного текста, его интерпретации.
3. Функциональное отношение к элементам содержания и формы, заложенное в формулировки тем, позволяет через отдельный, зачастую частный вопрос выяснить отношение к произведению в целом, к творчеству писателя, к литературе, к вечным проблемам бытия.
4. Таким образом, происходит естественное усиление нравственного и мировоззренческого аспектов в формулировках заданий. Авторы стремились к тому, чтобы эти аспекты проявлялись в сочинениях не как результат усвоения общих мест, а как собственные убеждения, как жизненная установка.
5. Формирование гражданского, патриотического сознания как определяющей составляющей нравственного облика современного молодого человека требует особого внимания к проблеме и теме “малой родины”, без чего патриотизм вырождается в чисто формальное, умозрительное понятие. Поэтому в каждый комплект тем вводятся региональные московские темы как по классике, так и по современной литературе.
6. Впервые на экзаменах по литературе предполагается дифференциация экзаменационного материала на базовый и повышенный уровни в зависимости от количества часов литературы в учебном плане. Опыт проведения экзаменов по математике убеждает в правильности такого решения.
7. Впервые в комплектах экзаменационных тем предлагается разный художественный материал (по произведениям литературы XIX–XX веков) как материал на одну тему. Впервые предлагаются альтернативные темы в одном пункте комплекта. Это даёт экзаменующимся возможность продемонстрировать свои умения на наиболее близком и понятном им материале, высказаться по наиболее актуальному для каждого из них поводу. Такой подход направлен на демократизацию экзамена, он в большей степени, чем прежде, обеспечивает его успешность.
8. Впервые в экзамене по литературе в форме изложения по смыслу заданий соединяются первая (собственно изложение) и вторая (творческое задание) части работы. Внятно формулируются задания как к изложению, так и к творческой части. Это обеспечивает возможность достаточно точно и объективно сформулировать критерии оценки изложения. Требования к изложению с творческим заданием до сих пор представляют главную трудность в проведении этой формы аттестации по литературе.
9. Московские региональные подходы к аттестации по литературе основываются на федеральных нормативных документах: обязательном минимуме содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (приказы Минобразования России от 19.05.1998 № 1236 и от 30.06.1999 № 56) и государственных стандартах основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
Демонстрационная версия экзамена
Перечень тем сочинений для проведения московского регионального письменного экзамена по литературе за курс средней (полной) школы в 2006/2007 учебном году (для школ с учебным планом обучения литературе не более четырёх часов в неделю)
1.
А. Тема воспитания в русской литературе XIX века. (По двумтрём произведениям русской литературы.)
Б. Интеллигенция и революция в русской литературе ХХ века. (По двумтрём произведениям русской литературы.)
2.
А. Чацкий и Репетилов в системе образов комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Б. Мастер и Бездомный в системе образов романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
3.
А. Почему Маша Миронова просит не правосудия, а милости? (По роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».)
Б. К кому и почему, на ваш взгляд, относится реплика Сатина: “Испортил песню, дурак!”? (М.Горький. «На дне».)
4.
А. Интерпретация стихотворения А.С. Пушкина «Сожжённое письмо».
Б. Интерпретация стихотворения Б.Л. Пастернака «Гамлет».
5.
А. Место и роль эпизода «Встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем» (Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание», ч. 4, гл. 3) в композиции и художественной идее романа.
Б. Место и роль эпизода «Прощание Андрея Соколова с семьёй на вокзале» (М.А. Шолохов. «Судьба человека») в композиционнохудожественном замысле рассказа.
6.
А. Докажите или опровергните правоту следующих высказываний.
- Герой романа А.С. Пушкина Евгений Онегин, по мнению Д.И. Писарева, “тип бесплодный, неспособный ни к развитию, ни к перерождению”.
- А В.Г. Белинский утверждает, что “озлобленный ум есть признак высшей натуры”.
Б. Какое мнение критиков вам кажется более убедительным и почему?
- “Убийство без разбора, грабёж, пьянство, разврат, «чёрная злоба» и равнодушие к человеческой личности, высокомерное презрение к душевному миру человека, ставшего пешкой, винтиком, — вот облик тех, кто ступает «державным шагом» нового хозяина жизни” (Г.Яковлев).
- “Блок не только окрестил всех двенадцать «бубновыми тузами», но и показал их таковыми. И столь же непреложен тот факт, что Блок, тем не менее, воспел двенадцать, прославил их. Здесь сказывается главное противоречие Блока тех лет: двойное видение революции” (А.Якобсон).
7.
А. Москва в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Б. Москва и москвичи в художественном мире М.И. Цветаевой.
8.
А. Интерпретация рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий».
Б. Интерпретация рассказа В.М. Шукшина «Верую!».
9.
А. Эзопов язык как художественный приём.
Б. Портрет как средство характеристики героя и выражения авторского отношения к нему. (По двумтрём произведениям русской литературы.)
Перечень тем сочинений для проведения московского регионального письменного экзамена по литературе за курс средней (полной) школы в 2006/2007 учебном году (для школ с учебным планом обучения литературе не менее пяти часов в неделю)
1.
А. “Маленькие наполеоны” в русской литературе XIX века. (По двум-трём произведениям русской литературы.)
Б. Социальный прогноз в художественной литературе XX века. (По двум-трём произведениям русской литературы.)
2.
А. Образ купца в произведениях А.Н. Островского и А.П. Чехова.
Б. Образ учителя и ученика в русской литературе XX века. (По двум-трём произведениям русской литературы.)
3.
А. Платон Каратаев или Тихон Щербатый является, на ваш взгяд, для Л.Н. Толстого воплощением русского национального характера? (Л.Н. Толстой. «Война и мир».)
Б. Почему Каифу не постигла участь Иуды? (По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».)
4.
А. Интерпретация стихотворения А.А. Фета «Добро и зло».
Б. Интерпретация стихотворения М.И. Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины...».
5.
А. Место и роль эпизода «Объяснение княжны Мери и Печорина» (М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени») в композиции и художественной идее романа.
Б. Место и роль эпизода «Бой под Глубокой» (М.А. Шолохов. «Тихий Дон») в композиционно-художественном замысле романа.
6.
А. Докажите или опровергните правоту высказываний.
• «Пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума» — “бытовая и сатирическая…” (Н.К. Пиксанов).
• «Горе от ума» — “комедия политическая...” (О.Сенковский).
Б. Докажите или опровергните правоту высказываний.
• “Господин Куприн не заприметил в военной среде людей получше и подостойнее лубочного армейского Дон-Жуана вроде поручика Ромашова…” (С.Колбе. «Повесть господина Куприна “Поединок”»).
• “Ромашов — человек очень тонкой, легко ранимой души, остро осознающий несправедливости жизни, несмотря на всю свою юношескую романтичность…” (А.Ачатова. «Создание характеров в повести “Поединок”»).
7.
А. Москва Пушкина и Татьяны.
Б. Москва в творчестве И.А. Бунина.
8.
А. Интерпретация произведения Л.Н. Толстого «Отчего зло на свете?».
Б. Интерпретация рассказа В.П. Астафьева «Хвостик».
9.
А. Жанр басни в русской литературе.
Б. Жанр послания в русской литературе.
Тексты изложений для проведения московского регионального письменного экзамена по литературе за курс средней (полной) школы в 2006/2007 учебном году (для школ с учебным планом обучения литературе не более четырёх часов в неделю)
В каждое общеобразовательное учреждение направляются два варианта текста для изложения — эпизоды из прозаических программных произведений XIX–XX вв. Выбор текста из предложенных вариантов осуществляет учитель. Учащиеся должны написать сжатое изложение и выполнить творческое задание.
1-й вариант
Ростов, не желая навязывать своё знакомство княжне, не подошёл к ней, а остался на деревне, ожидая её выезда. Дождавшись выезда экипажей княжны Марьи из дома, Ростов сел верхом и до пути, занятого нашими войсками, в двенадцати верстах от Богучарова, верхом провожал её. В Янкове, на постоялом дворе, он простился с ней почтительно, в первый раз позволив себе поцеловать её руку.
— Как вам не совестно, — краснея, отвечал он княжне Марье на выражение благодарности за её спасение (как она назвала его поступок), — каждый становой сделал бы то же. Если бы нам только приходилось воевать с мужиками, мы бы не допустили так далеко неприятеля, — говорил он, стыдясь чего-то, и старался переменить разговор. — Я счастлив только, что имел случай познакомиться с вами. Прощайте, княжна, желаю вам счастья и утешения и желаю встретиться с вами при более счастливых условиях. Ежели вы не хотите заставить краснеть меня, пожалуйста, не благодарите...
Но княжна, если не благодарила более словами, благодарила его всем выражением своего сиявшего благодарностью и нежностью лица. Она не могла верить ему, что ей не за что благодарить его. Напротив, для неё несомненно было то, что ежели бы его не было, то она, наверное, должна была бы погибнуть и от бунтовщиков и от французов; что он, для того чтобы спасти её, подвергал себя самым очевидным и страшным опасностям; и ещё несомненнее было то, что он был человек с высокою и благородною душой, который умел понять её положение и горе. Его добрые и честные глаза с выступившими на них слезами, в то время как она сама, заплакав, говорила с ним о своей потере, не выходили из её воображения.
Когда она простилась с ним и осталась одна, княжна Марья вдруг почувствовала в глазах слёзы, и тут уж не в первый раз ей представился странный вопрос, любит ли она его?..
“Ну что ж, ежели бы я и полюбила его?” — думала княжна Марья.
Как ни стыдно ей было признаться себе, что она первая полюбила человека, который, может быть, никогда не полюбит её, она утешала себя мыслью, что никто никогда не узнает этого и что она не будет виновата, ежели будет до конца жизни, никому не говоря о том, любить того, которого она любила в первый и в последний раз…
“И надо было ему приехать в Богучарово, и в эту самую минуту! — думала княжна Марья. — И надо было его сестре отказать князю Андрею!” — И во всём этом княжна Марья видела волю провидения.
Впечатление, произведённое на Ростова княжной Марьей, было очень приятное. Когда он вспоминал про неё, ему становилось весело, и когда товарищи, узнав о бывшем с ним приключении в Богучарове, шутили ему, что он, поехав за сеном, подцепил одну из самых богатых невест России, Ростов сердился. Он сердился именно потому, что мысль о женитьбе на приятной для него, кроткой княжне Марье с огромным состоянием не раз против его воли приходила ему в голову. Для себя лично Николай не мог желать жены лучше княжны Марьи: женитьба на ней сделала бы счастье графини — его матери, и поправила бы дела его отца; и даже — Николай чувствовал это — сделала бы счастье княжны Марьи.
Но Соня? И данное слово? И от этого-то Ростов сердился, когда ему шутили о княжне Болконской (Л.Н. Толстой. «Война и мир»; т. 3, ч. 2, гл. 14.)
Задание. Сжато передайте содержание предложенного текста. Ответьте на вопрос: какое место занимает этот эпизод в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»?
2-й вариант
Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону дружная и напористая…
В эту недобрую пору бездорожья мне пришлось ехать в станицу Букановскую. И расстояние небольшое — всего лишь около шестидесяти километров, — но одолеть их оказалось не так-то просто. Мы с товарищем выехали до восхода солнца. Пара сытых лошадей, в струну натягивая постромки, еле тащила тяжёлую бричку… Только часов через шесть покрыли расстояние в тридцать километров, подъехали к переправе через речку Еланку.
Небольшая, местами пересыхающая речушка против хутора Моховского в заболоченной, поросшей ольхами пойме разлилась на целый километр. Переправляться надо было на узкой плоскодонке, поднимавшей не больше трёх человек. Мы отпустили лошадей. На той стороне в колхозном сарае нас ожидал старенький, видавший виды “виллис”, оставленный там ещё зимою. Вдвоём с шофёром сели мы не без опасения в ветхую лодчонку. Товарищ с вещами остался на берегу. Едва отчалили, как из прогнившего днища в разных местах фонтанчиками забила вода. Подручными средствами конопатили ненадёжную посудину и вычерпывали из неё воду, пока не доехали. Через час мы были на той стороне Еланки. Шофёр пригнал из хутора машину, подошёл к лодке и сказал, берясь за весло:
— Если это проклятое корыто не развалится на воде, — часа через два приедем, раньше не ждите.
Хутор раскинулся далеко в стороне, и возле причала стояла такая тишина, какая бывает в безлюдных местах только глухой осенью и в самом начале весны. От воды тянуло сыростью, терпкой горечью гниющей ольхи, а с дальних прихоперских степей, тонувших в сиреневой дымке тумана, лёгкий ветерок нёс извечно юный, еле уловимый аромат недавно освободившейся из-под снега земли.
Неподалёку, на прибрежном песке, лежал поваленный плетень. Я присел на него, хотел закурить, но, сунув руку в правый карман ватной стёганки, к великому огорчению обнаружил, что пачка «Беломора» совершенно размокла. Во время переправы волна хлестнула через борт низко сидевшей лодки, по пояс окатила меня мутной водой. Тогда мне некогда было думать о папиросах, надо было, бросив весло, побыстрее вычерпывать воду, чтобы лодка не затонула, а теперь, горько досадуя на свою оплошность, я бережно извлёк из кармана раскисшую пачку, присел на корточки и стал по одной раскладывать на плетне влажные, побуревшие папиросы.
Был полдень. Солнце светило так горячо, что я уже пожалел о том, что надел в дорогу солдатские ватные штаны и стёганку. Это был первый после зимы по-настоящему тёплый день. Хорошо было сидеть на плетне вот так, одному, целиком покоряясь тишине и одиночеству, и, сняв с головы старую солдатскую ушанку, сушить на ветерке мокрые после тяжёлой гребли волосы…
Вскоре я увидел, как из крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вёл за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушённым баском:
— Здорово, браток!
— Здравствуй, — я пожал протянутую мне большую чёрствую руку.
(М.А. Шолохов. «Судьба человека».)
Задание. Сжато передайте содержание предложенного текста. Ответьте на вопрос: какова композиционная роль данного эпизода в повести М.А. Шолохова «Судьба человека»?
Окончание следует.