Я иду на урок
Я иду на урок: 9-й класс
Наталья СМОЛЯННИКОВА
Наталья Ивановна СМОЛЯННИКОВА — учитель литературы. Живёт в рабочем посёлке Радищево Ульяновской области.
Первая любовь в изображении И.С. Тургенева
Но смерти для твоих созданий нет,
Толпа твоих видений, о поэт,
Бессмертием навеки озарилась.
Урок проводится после изучения поэзии Ф.И. Тютчева и начинается с фронтальной беседы по стихотворениям «Всё томлюсь тоской желаний…» и «Она сидела на полу…».
— Каковы основные темы поэзии Ф.И. Тютчева?
— Что сближает эти стихотворения? В чём их отличия? (В первом — обилие эпитетов; любовь — радостное воспоминание; во втором — только один эпитет, выражающий крайнюю степень потери — “убитая любовь”.)
После такого лирического вступления — слово учителя.
— Сегодня мы продолжим изучение темы любви и посмотрим, как ее решает И.С. Тургенев, с чьим творчеством мы начали знакомство на предыдущем уроке. Имя И.С. Тургенева давно и тесно связано с поэтическим и возвышенным чувством любви. А при произнесении словосочетания “тургеневские девушки” сразу же возникает ряд ассоциаций, если не сказать — видений.
И там, вдали, где роща так туманна.
Где луч едва трепещет над тропой,
Елена, Маша, Лиза, Марианна,
И Ася, и несчастная Сусанна
Собралися воздушною толпой.
Знакомые причудливые тени,
Создания любви и красоты,
И девственной, и женственной мечты —
Их вызвал к жизни чистый, нежный гений,
Он дал им форму, краски и черты…
(Строки из стихотворения К.Бальмонта звучат на фоне романтической музыки, создавая определённый эмоциональный настрой.)
У Ивана Сергеевича Тургенева всё — о движении сердца, о юношеских устремлениях — словом, о “кипении жизни”, юной и свежей. Его проза созвучна поэзии великого английского драматурга и поэта Уильяма Шекспира.
Пою всегда тебя, моя любовь,
Тобою вдохновляюсь, как и прежде,
И славен я лишь тем, что вновь и вновь
Для старых слов шью новые одежды. (Сонет 76)
Да и не может она звучать по-другому, потому что вечна, как и сама жизнь.
Три повести о любви И.С. Тургенева — «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды», написанные в разное время, держатся особняком, кружатся в одном хороводе. Они о первой любви. С одной из них — «Асей» — мы уже знакомились, а вот сейчас — «Первая любовь».
Далее идет индивидуальное сообщение заранее подготовленного ученика об истории создания повести, после этого — беседа с учащимися по вопросам и заданиям.
— Попробуйте вкратце передать сюжет повести, не стремясь воспроизводить детали и частные события.
— Что отражено в названии повести: тема или идея?
— Какова, по вашему мнению, идея повести?
— Что такое композиция? Назовите элементы композиции.
— Где экспозиция повести?
— Завязка? (Глава 1 — сообщение о Засекиных, знакомство с Зинаидой.)
— Кульминация? (Глава 12 — опустошение в душе главного героя после догадки о том, что Зинаида любит, но… не его.)
— Эпилог? (Глава 22 — сообщение о замужестве и смерти Зинаиды.)
— Что связывает воедино все элементы композиции? (История любви Вольдемара.)
После этого — работа в группах. Каждая группа получает карточку с тремя вопросами и заданиями.
1. Проанализируйте душевное состояние героя. Докажите, что в его жизнь “ворвалась” любовь.
2. Функции пейзажа в повести (анализ глав 7, 11, 14).
3. Зинаида. Кто она: живой человек или бездушная красавица?
После обсуждения в группах начинаются выступления учащихся.
Дополнительные вопросы для первой темы.
— В каком возрасте Владимира впервые посетило чувство любви?
— Исследуя душевное состояние героя, докажите, что это первая любовь.
— Почему, придя на следующий день после вечеринки к Засекиным, Вольдемар нашёл, что Зинаида внешне изменилась? Как это его характеризует? (Наблюдателен.)
— А как этот поступок характеризует отца? (Анализ эпизода «Объяснение с отцом» — жалость к сыну; вывод: нельзя играть чувствами.)
— Что такое “любовь” по мнению Вольдемара?
— Что ещё служит средством раскрытия душевного состояния героя? (Пейзаж.)
После обсуждения второго вопроса приходим к выводу, что природа:
1) отражает душевное состояние героя (гроза символизирует порыв человеческих страстей — гл. 7; тишина является символом умиротворённого безмолвия — гл. 9);
2) выступает в роли фона, на котором развёртывается действие (гл. 2) или в роли экспозиции, подготавливая читателей к дальнейшему ходу событий;
3) контрастна душевному состоянию героя (гл. 11 — безысходность человеческих страданий).
— Что собой представляют пейзажные зарисовки? (Лирические миниатюры, своеобразные “стихотворения в прозе”.)
— Работая над ночным пейзажем, Тургенев трижды вписывал и затем зачёркивал эпитет “зловещий”. Как можно это объяснить?
Итог обсуждения формулирует учитель.
В русской литературе пейзаж — одно из важнейших слагаемых национального образа мира. У И.С. Тургенева пейзаж слит с ландшафтом средней полосы России. Природа в произведениях И.С. Тургенева одухотворена, живёт, изменяется, гармонируя или контрастируя с переживаниями героев. Лиризм придает пейзажам эмоциональность и задушевность, превращая их во вполне законченные поэтические описания. Изображая природу, И.С. Тургенев во многом опирался на опыт поэзии А.А. Фета и Ф.И. Тютчева, подмечавших, по его словам, “многие оттенки, многие почти неуловимые частности”.
Далее следует чтение вслух 57-го сонета Шекспира.
Я твой слуга, и вся моя мечта —
Лишь в том, чтоб угадать твои желанья.
Душа тобой одною занята,
Стремясь твои исполнить приказанья.
— Кому и кто в повести мог бы посвятить эти строки?
Работа по третьей теме карточки (“Зинаида. Кто она: живой человек или бездушная красавица?”) может быть дополнена следующими вопросами.
— Как автор рисует характер героини в главе 9?
— Как объяснить, что автор испробовал целых пять определений, прежде чем остановился на окончательном цвете её глаз: “прекрасные глаза”, “глубокие тёмно-синие глаза”, “ласковые чудесные глаза”, “светлые живые глаза” и, наконец, “светлые глаза”? Как вы объясните этот выбор?
— Исследователи отмечают, что в первоначальном варианте образ героини лишён был каких бы то ни было недостатков. Но автор сделал добавления, которые дают основание считать её кокеткой (в словаре слово “кокетка” обозначает женщину, стремящуюся своим нарядом, поведением понравиться кому-либо, заинтересовать собой). Как вам кажется, зачем?
— Может ли Зинаида любить?
— Какую роль играет стихотворение А.С. Пушкина «На холмах Грузии», прочитанное Вольдемаром по приказу Зинаиды, в раскрытии её душевного состояния? (Может прозвучать стихотворение, чтобы все учащиеся вспомнили его.)
— Исследователи отмечают, что в первоначальном варианте следующая за прочтением фраза героини начиналась со слов: “Я оттого люблю поэзию…”, а в окончательном варианте она начата по-другому: “Вот чем поэзия хороша”. Как вам кажется, зачем автор производит эту замену “личного” предложения на более обобщённое?
— Какие приёмы использует автор для раскрытия душевных страданий героини?
(Гл. 9 — анализ эпизода; параллелизм (стихи — отражение её души); недоговорённость (“Вы когда-нибудь узнаете… только не сердитесь на меня!”; а до этого — о Майданове: “У маменьки сидит Майданов; он мне принёс свою поэму, а я его оставила, он также огорчён теперь… что делать!”); поступки и жесты (“торопливо пожала мне руку и побежала вперёд…”, “она опустила их [глаза] и слегка покраснела…”)).
— Как Зинаида относится к Вольдемару? (То снисходительна — играет с ним, как кошка с мышкой, то глубоко тронута его искренней, настоящей любовью — гл. 15.)
— Что делает близкими образы Зинаиды и Вольдемара? (Страдание от неразделённой любви.)
— Итак, что же приносит с собой любовь? (И радость, и боль.)
Готовя учеников к сравнительной характеристике героев, составляем опорный конспект.
Две повести И.С. Тургенева о любви («Ася», «Первая любовь»)
Общее
• Общая тема: утраченное счастье, которое было так близко и так возможно.
• Горькое и бесплодное раскаяние героя.
• Главный герой не устроитель, а разрушитель своей судьбы (слабый мужчина — сильная женщина).
• В основе сюжета — биографические факты.
• Изменчивы внешность и характер.
• Чистое, честное сердце; не в силах противиться порывам своего сердца.
• Любовь — трагедия.
Различия
«Ася»
• Дочь дворянина и крепостной.
• Первая любовь.
• Искренна, открыта.
• Обострённое чувство собственного достоинства.
«Первая любовь»
• Дворянка.
• Влюблялась не раз, но полюбила впервые.
• Кокетка (за внешней лёгкостью хочет скрыть настоящее чувство).
• Психологическая неустойчивость как следствие условий жизни.
В заключение урока — слово учителя.
Сила искусства — прямая помощница и пособница силы любви, потому что искусство неизменно стремится заглянуть “куда-то, куда не следует заглядывать человеку”. Эти силы соединяются в повестях И.С. Тургенева, посвящённых первой и чаще всего неразделённой любви.
Дворянских гнёзд заветные аллеи.
Забытый сад. Полузаросший пруд.
Как хорошо! Как всё знакомо тут!
Сирень, и резеда, и ипомеи,
И георгины гордые цветут.
Затмилась ночь. Чуть слышен листьев ропот.
За рощей чуть горит луны эмаль.
И в сердце молодом встаёт печаль,
И слышен чей-то странный, грустный шёпот,
Кому-то в этот час чего-то жаль… (Константин Бальмонт)
(Строки из стихотворения лучше читать на фоне музыки, завершая урок так же, как он и начался, — на эмоциональной волне.)