Я иду на урок
Я иду на урок: 5-й класс
Татьяна СТОРОЖЕВА
Татьяна Юрьевна СТОРОЖЕВА — учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 6 г. Петровска Саратовской области.
Как ввести в литературу региональный компонент?
Мы регулярно получаем от наших читателей разработки по литературе с краеведческим уклоном — и практически никогда не печатаем их. Дело в том, что речь в них часто идет о материале “местного масштаба”, который большинству читателей оказывается бесполезен. Однако статью Т.Сторожевой мы решили публиковать без колебаний: предложенный ею курс (и вообще подход) обладает мощной моделирующей силой и имеет интересные, проверенные практикой педагогические эффекты (например, в плане национальной самоидентификации школьников). Думаем, что публикацией заинтересуются не только учителя Поволжья, но и словесники других регионов, которые смогут создать похожие курсы на близком им и их ученикам материале.
Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина "KLV-обои". Виниловые, бумажные и флизелиновые Фотообои в кухню, спальню, в прихожую, гостиную, на потолок, в офис и другие помещения. Вы можете выбрать подходящую текстуру и дизайн, а также заказать фотообои со своим изображением. Низкие цены, гарантия качества, профессиональная консультация, удобный поиск обоев по категориям, экологичные материалы. Посмотреть каталог товаров, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: https://klv-oboi.ru/.
В новых стандартах литературе народов России отведена только одна фраза: введено изучение литературы народов России в категории “подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников”. Предлагаемый список произведений является примерным и может варьироваться в разных субъектах Российской Федерации: одно произведение героического эпоса народов России во фрагментах, а также не менее двух авторских произведений. Удивляет и малое количество произведений, и отсутствие времени на их изучение.
Между тем сегодня как никогда остро стоит вопрос о введении регионального компонента по литературе и истории. Его необходимость диктуется тем, что современная молодёжь плохо знает язык, историю, литературу своего народа и имеет поверхностное представление о культуре других народов нашей страны. Отсюда один шаг до возникновения проблем межнационального характера.
Мы в Саратовской области давно поняли, что нам нужна краеведческая программа, отвечающая запросам региона, предотвращающая национальную напряжённость.
В 2005–2006 годы сделан первый шаг: в нашей школе была создана программа «Мифы и легенды народов Среднего Поволжья» для учащихся 5х классов.
Предлагаемый факультативный курс отличается от традиционного курса литературы. Специфика его — двойственная природа, соединение литературы как искусства слова с краеведением. Поэтому курс сохраняет среди своих целей воспитание художественного вкуса и воспитание читателей, а вместе с тем предполагает углубление представлений о Саратовском Поволжье и людях, его населяющих.
Главная цель вводимого факультативного курса — пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с её прошлым и настоящим, чувства толерантности к народам, населяющим наш край.
Тексты для занятий подбираются, как правило, из сборников сказаний и легенд народов, живущих на Волге. Богатый материал, например, представлен в книге «Мифы древней Волги. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, обитавших на берегах великой реки с древнейших времён до наших дней» (Саратов: Надежда, 1966). Нами отобраны в отдельный сборник сказания и легенды народов, населяющих Саратовскую область.
В центре занятий находится работа над бытом, обычаями и произведениями фольклора какоголибо поволжского народа, отрабатываются теоретические понятия, раскрываемые на материале изучаемых произведений. Используются в работе также и термины, характеризующие краеведческую сторону факультативного курса.
Проведение факультатива предполагает сочетание различных видов деятельности школьника и учителя.
1. Учебная:
- классная работа (уроки различных типов, в том числе лекции, литературнокраеведческие викторины, олимпиады, элементы фольклорного и литературнокраеведческого театра, заочные путешествия по Саратовской земле с использованием литературной карты);
- внеклассная работа с книгой (чтение и изучение легенд и сказаний, отыскивание справок в словарях и энциклопедиях; подбор нужных материалов из периодических изданий, их классификация и т.д.);
- развитие устной и письменной речи (классное и внеклассное), в том числе и через сочинения разных жанров и форм.
2. Эвристическая (участие в читательских конференциях, экскурсиях в музеи областного и районного города).
3. Творческая (выпуск специальных стенных газет, бюллетеней, альманахов, проведение литературнокраеведческих вечеров, подготовка заметок и статей в стенные газеты, в местные и областные газеты, подготовка докладов, работа над проектами).
Факультатив связан с родственными учебными дисциплинами — основным курсом литературы, курсом русского языка, отечественной истории, географии.
Проведение литературнокраеведческого факультатива на должном уровне зависит прежде всего от учителя. В одном лице он совмещает литературоведа, языковеда, историка, исследователя, скрупулёзно собирающего материальные следы прошлой и нынешней культуры, пропагандиста краеведения и энтузиаста.
В конце учебного года мы уже можем подвести первые итоги. К положительным результатам можно отнести:
- заинтересованность ребят в изучении курса, что позволило повысить качество знаний и по литературе;
- развитие творческих способностей учащихся;
- участие в различных краеведческих литературных конкурсах;
- и самое главное — признание учащимися своей национальности.
Если на начало года в классе все признавали себя исключительно русскими, то в конце года выяснилось, что из 16 учащихся:
- мордва — 2 человека;
- немцы — 1 человек;
- казахи — 1 человек;
- татары — 1 человек.
Очень интересной была работа по выполнению проекта «Мы разные, но мы вместе» на фестивале исследовательских работ учащихся «Портфолио», проводимом Издательским домом «Первое сентября».
Были и трудности:
- отсутствие литературы по теме, даже такой элементарной, как малые жанры устного творчества народов, населяющих область;
- некоторые темы были перенасыщены текстами, на знакомство с которыми не хватало времени.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.
1. В среднем звене нужна региональная программа по литературе, позволяющая изучить произведения народов, населяющих регион, район, город, село.
2. Нужен учебникхрестоматия для учащихся среднего звена, содержащий произведения, заявленные программой.
Вот как выглядит сама программа.
Мифы и легенды народов Среднего Поволжья
Содержание программы
Жанры устного народного творчества
Пословицы и поговорки. Страшилки. Дразнилки. Былички. Сказки. Мифы, легенды, предания, сказания как формы познания и эстетического восприятия окружающего мира. Родословная. Начальные сведения о топонимике.
Творческая работа. Моя родословная (с привлечением иллюстративного материала по устному народному творчеству, собранного ребятами в семье).
Топонимика
Что изучает топонимика? Район, область, где мы живём. Краткий исторический экскурс в историю населённого пункта, в котором проживают учащиеся, области, в которой находится населённый пункт. Место моей семьи в истории родного края и на карте области. Предания о родном городе. Литературные произведения о родном городе.
Творческая работа. Предание, сказание, легенда, миф о происхождении города, в котором живёшь.
Экскурсии
1. Экскурсия по улицам города «О чём рассказывают названия улиц и районов населённого пункта?».
2. Экскурсия в местный краеведческий музей «История города».
3. Экскурсия в областной краеведческий музей (если есть такая возможность).
Предания волгарей
Сколько названий у Волги? Что такое Среднее Поволжье? Специфика местности (краткий обзор географического положения, растительного и животного мира).
Предания, записанные М.Ежовым, — «Как вас прозывают», «Первый силач Волги», «Машинист», «Лоцман»; В.Н. Марохиным — «Городецкие мастера», «Про Никитушку Ломова», «Медвежий парад», «Потаённое подземелье»; Г.Шенеманом — «Пароход на лугу» (по выбору учителя), «Ковыли» — легенда о происхождении ковыля. Структура легенды.
Использование языковых средств для создания образа.
Творческая работа. Создание легенды о происхождении растения, произрастающего в вашей местности.
Обитатели Среднего Поволжья
Народы, жившие в нашем крае в глубокой древности. Народы Саратовской губернии. История заселения. Народы района, в котором проживает школьник. Предания и легенды о народах, проживающих в вашем крае.
Творческая работа. Литературноизобразительный проект «Мы на карте области» (оформление миникарты с литературными цитатами о народностях, заселяющих область, район).
Экскурсии
1. Экскурсия в местный краеведческий музей «Народы нашего края».
2. Экскурсия в областной краеведческий музей (если есть такая возможность).
3. Экскурсия в Саратовский музей этнографии «Народы Саратовского Поволжья».
Сербы
Сербы на Волге. Сербские сказки. Сюжеты и герои разных сказок. Их построение. Особенности манеры их исполнения. Нравственные идеалы в сказках.
«Рубаха счастливого человека»
«Сливы за сор»
«Кто не работает, тот не ест»
«Правда и кривда»
«Счастье и ум»
«Век живи — век учись»
Творческая работа. Образ автора сербских сказок (сочинениеколлаж по цитатам из сербских сказок).
Татары
Татары на Волге. Быт и обычаи в татарских легендах. Близость нравственных идеалов, утверждаемых в сказках, легендах, преданиях. Отражение действительности в легендах и сказках.
«Предания о Казани»
«Завещание»
«Правда спасает, а неправда подводит»
«О кривой берёзе»
Творческая работа. Народы разные, а мораль... (сочинение на основе анализа сказок «Правда и кривда» и «Правда спасает, а неправда подводит»).
Экскурсии
Возможна экскурсия на раскопки в районе Увека и в областной краеведческий музей на выставку, рассказывающую об Увеке.
Возможна экскурсия в школы татарских сёл, где изучают историю своего народа (УстьУза, ТатароПакаевка).
Чуваши
Чуваши на Волге. Быт и обычаи в чувашских мифах и легендах. Мифы как форма познания и эстетического восприятия мира. Яркость поэтического представления об окружающей природе. Отражение действительности в мифах. Чувашские мифологические персонажи — УлыпВеликан.
«Земля Улыпа»
«Гора Чабырлы»
«Мост Азамата»
«Отчего ласточка двухвостая»
«Почему сосна и ель вечно зелёные»
«Как ловили луну»
Творческая работа. Сочинение мифа о какомлибо явлении природы, характерном для нашей местности.
Экскурсии
Возможна экскурсия в краеведческий музей районного центра Новые Бурасы.
Мордва
Быт и обычаи в мифах и легендах мордвы. Средства художественной выразительности. Герои. Сюжеты.
«Ехал по Волге князь Мурза»
«ВолгаРав и Каспий»
«Алтырь и Инсар»
«Как кузнец соседа подковал»
Творческая работа. Сочинение мифа о происхождении города, посёлка, деревни, района, в котором проживает школьник (обязательное условие — учитывать исторические факты).
Экскурсии
Возможна экскурсия в школы мордовских сёл, где изучают историю своего народа (НовоЗахаркино, Савкино).
Русские
Что значит быть русским? Быт и обычаи, история страны в преданиях княжеской Руси. Обрядовая поэзия.
«Про град Китеж»
«Легенды о граде Китеже»
«Утёсы над Волгой»
«Воцарение Ивана Грозного»
«Наказание Волги»
«Свеча»
Творческая работа. Сочинение о происхождении русского народа (жанр выбирают учащиеся).
Немцы
Немецкие колонии на Волге. Борис Пильняк. «Немецкая история». Роль фольклорных вставок в произведении. Сказания о немцах Поволжья.
Творческая работа. Как немцы на Волгу попали (жанр выбирают учащиеся).
Экскурсии
1. Экскурсия в областной краеведческий музей (если есть такая возможность) на выставку «Из истории немцев Поволжья».
2. Возможны экскурсии в краеведческие музеи городов Маркса, Энгельса.
Казахи
Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. Сюжет, герои. «Сказания об орлах».
Легенда о ЕрКаптагае.
Творческая работа. Волжские просторы в легендах казахского народа. Возможно сочинение «О чём поёт ветер?» (жанр выбирают учащиеся, обосновывая свой выбор).
Украинцы
«Откуда есть пошла украинская земля?». Обычаи и быт малороссов. Обрядовая поэзия. «Иванда-Марья».
Тематическое поанирование
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1 |
Жанры устного народного творчества. Моя родословная | 3 |
2 |
Топонимика. История в названиях | 2 |
3 |
Предания волгарей | 2 |
4 |
Обитатели Среднего Поволжья | 2 |
5 |
Сербские сказки | 2 |
6 |
Татарские легенды | 2 |
7 |
Мифы и легенды чувашей | 2 |
8 |
Мифы и легенды мордвы | 2 |
9 |
Предания княжеской Руси | 2 |
10 |
Сказания о немцах Поволжья | 2 |
11 |
Мифы и легенды казахов | 2 |
12 |
Предания о волжских малороссах | 2 |
13 |
Создание итогового проекта «Мы разные, но мы вместе — Россия» | 4 |
14 |
Защита проектов | 2 |
15 |
Резерв (желательно использовать на экскурсии) | 5 |
В заключение приведу несколько творческих работ учащихся 5-го класса.
В течение года ребята выпустили семь классных газет, семь журналов «Родничок», каждый из которых посвящён народности, проживающей в Среднем Поволжье. Сами сочинили легенды. Конечно, до тех, что сочинял народ веками, им далеко...
Но ведь это только начало!
Ромашка
В древние времена люди поклонялись богу Солнца. Они обращались к нему за советами, но бог Солнца не успевал всем ответить. И послал он на Землю помощниц — цветы с белыми лепестками и жёлтым сердцем в середине. Первые, кто задавал вопросы этим необыкновенным цветам, были Рома и Маша. Так и назвали цветок по именам героев — «Ромашка».
Лена Герасимова
Одуванчик
Одуванчик считается символом солнца. Сначала он жёлтый, потом превращается в воздушные солнышки. Однажды в далёкие времена молодая мама гуляла с мальчиком Ваней. Увидели они цветок — воздушное солнышко.
— О, дуй, Ванечка, — сказала мама сыну.
— Одуванчик... — подхватило эхо.
Так и пошло с тех пор: в мае зацветают одуванчики...
Настя Минаева
Медведица
Давнодавно Медведица была большой и полноводной, зеркально чистой, на её берегах не было мусора, а в воде было много рыбы. Весной река ревела, как медведица, защищающая своего медвежонка. Так и пошло с тех пор название — «Медведица»...
Сейчас наша река не так красива и полноводна, но весной рычит она пострашнее всякой медведицы...
Сергей Верин
Волга и Медведица
Жилабыла красивая голубоглазая женщина Волга. Пошла она в лес по ягоды да наткнулась на бешеного медведя. Закричала страшным голосом, услышал крик её муж Рав, да не успел на помощь. Сам он погиб, смертельно ранив медведя. Соединились вместе Рав и Волга и превратились в могучую и красивую реку Волга (а мордовский народ её до сих пор называет Рав).
А параллельно ей течёт кровьвода убитого Равом медведя — река Медведица. Рядом, а соединиться не могут... Не судьба...
Денис Корсаков
Почему на земле бывают ураганы
Однажды бог Ветра приказал своему сыну послать на Землю сильный ураган. Сын отказался выполнять просьбу отца. Рассердился отец и отправил сына на Землю, лишив его бессмертия.
Сын, оказавшись на Земле, встретил добрую и красивую девушку, женился на ней и жил долго и счастливо. А бог Ветра в гневе, вспоминая о сыне, посылает на Землю ураганы, чтобы люди знали о его могуществе.
Анастасия Акимова