Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №3/2007

Читальный зал

Стенд

Полагаю, что ни у одного из читателей «Литературы» не возникнет возражений, если обзор очередных номеров журнала «Новое литературное обозрение» будет начат с обращения к разделу «Памяти жанра: к истории школьного сочинительства» в № 80 (2006. № 4).

Причины, по которым он появился в одном из ведущих российских литературоведческих изданий, объяснены читателям в редакционном предисловии Марии Майофис, а учителям-словесникам понятны и без этого жёсткого, чёткого предисловия. В последние годы сочинение с упорством, достойным лучшего применения, неуклонно вытесняется из школы. В «НЛО» вновь подчёркнуто то, что никак не хотят (не желают хотеть) признать нынешние российские власти: “навыки создания грамотного, композиционно построенного и при этом интересного читателю текста — «болевая точка» не только среднего и даже не только высшего образования: это необходимое условие полноценной жизни науки, книгоиздания, журналистики, экспертной практики” (С. 170–171). Но не только это. До тех пор пока наши генералы, прокуроры и т.п. своим публичным косноязычием в родной и единственной для них русской речи будут создавать лучезарный фон для боевиков, террористов и других деятелей преступного мира, никогда за словом в карман не лезущих, о каком-либо интеллектуальном развитии России не надо и мечтать.

Бесспорно, кризисные начала в обучении школьников письменной и устной речи были заложены в советскую эпоху (об этом парадоксальным образом свидетельствует статья М.В. Загидуллиной «Неодолимая сила»). Но вместо того чтобы лечить болезнь, больного попросту решили отправить в крематорий. В небольшой, но предстающей как здравая программа неотложных действий статье Л.И. Соболева «Не рано ли прощаться?» дан не только разбор основных претензий к сочинению как жанру, но и вновь сказано об ответственности словесника за то, как он учит.

В этом же номере «НЛО» учителя, находящиеся в постоянном поиске аналитических материалов по современной литературе, найдут немало познавательного и полезного.

Так, в постоянной рубрике журнала «Хроника современной литературы» помещена подробная рецензия на новую книгу Виктора Пелевина «Шлем ужаса: Креатифф о Тесее и Минотавре», а в рубрике «Библиография» — статьи на тему «Умберто Эко в Италии и в России». Здесь же, в «Хронике научной жизни» дан подробный отчёт с очередных, XIV Банных чтений на тему «Гуманитарий: учёный или художник? Меняющиеся критерии и границы гуманитарного знания». Напомним, что Банные чтения были задуманы редакцией «НЛО» как место для свободного, бескомпромиссного обсуждения проблем филологии и культуры, как способ преодоления инерции и рутины, возникающей и в научной среде. Проблематика нынешних Чтений выходит далеко за узкопрофессиональные рамки, она, как знают словесники, постоянно проявляется, пусть в специфической, возрастной форме, на школьных уроках литературы. Вот почему подробности этого научного собрания не станут лишними и для учителей.

В развитие названной актуальной проблематики «НЛО» № 81 (5/2006) даёт раздел «(Само)определение гуманитария», где публикуются статьи на основе докладов XIV Банных чтений. Здесь же нельзя не сказать и о разделе «Восстановление автора, или По ту сторону интенции», выросшем на основе осмысления процессов, прошедших со времени появления знаменитых сочинений Ролана Барта «Смерть автора» (1968) и Мишеля Фуко «Что такое автор» (1969).

В печальном разделе «In memoriam», посвящённом памяти недавно ушедших от нас филологов, представлены статьи о выдающемся медиевисте Ароне Яковлевиче Гуревиче (1924–2006) и культурологе Александре Гольдштейне (1957–2006), авторе известного исследования «Расставание с Нарциссом».

Нашим прилежным читателям, несомненно, будет интересно проведённое в этом же номере обсуждение книги Елены Невзглядовой «О стихе». Вообще, жанр рецензии в умелых руках превращается из более или менее подробного реферата в ёмкое произведение с ясно выраженной и с достаточной полнотой обоснованной концепцией. Здесь можно почерпнуть немало полезного и для повседневной работы. Таковы рецензии В.Щукина на книги польской исследовательницы Барбары Оляшек о взаимоотношении русской литературы с идеями позитивизма и М.Строганова на монографию Н.Н. Старыгиной «Русский роман в ситуации философско-религиозной полемики 1860–1870-х годов». Надо упомянуть и рецензию-мемуар В.Стельмах «В связи и по поводу». Автор, многие годы проработавшая в «Ленинке», выступает со своего рода “заметками на полях” воспоминаний «Просто жизнь» (М.: РОССПЭН, 2006) легендарной С.В. Житомирской, четверть века заведовавшей в главной библиотеке СССР Отделом рукописей. Что и говорить: и сами воспоминания, и “заметки” о них не худо бы прочитать — хотя бы для того, чтобы узнать из первых рук историю о судьбе рукописей М.А. Булгакова.

В этом обзоре следует сказать и о новом общезначимом начинании Издательского дома «Новое литературное обозрение» — ежеквартальном журнале «Теория моды: одежда, тело, культура». Всем нам приходится и слышать, и самим сокрушаться по поводу нашествия массовой культуры, профанации искусства, огрубления общественных отношений и т.д. Тема вечная и всегда актуальная, но перевести её из сферы бытовой демагогии в аналитическую возможно. Вариант «НЛО» (не всеобъемлющий, но весомый) — новый журнал, посвящённый моде как феномену культуры. Его основа — материалы по современной моде; история костюма и дизайна, анализ исторических представлений о красоте и модной фигуре, о значении моды в искусстве и в городской жизни… Пока что вышли первые номера журнала, но уже есть надежда, что круг читателей нового издания не будет ограничен только профессионалами.

С.Д.


Имя Пушкинского Дома, то есть Института русской литературы Российской Академии наук, воспето ещё Александром Блоком в одноимённом стихотворении, ставшем в ХХ веке символом веры отечественной филологии и всей русской словесности на их кремнистом пути под властью большевистских комиссаров. Основанный в декабрьские дни смутного 1905 года, санкт-петербургский Пушкинский Дом сегодня наряду с московским Институтом мировой литературы — ведущие учреждения, определяющие лицо, перспективы и профессиональный кодекс российской науки о литературе.

А в науке спешки, торопливости не любят. Может быть, и поэтому, а не только по причинам экономического свойства, обозначать которые стало уже трюизмом, ежеквартальный “историко-литературный журнал” «Русская литература» выходит не в ритме обычных повременных изданий, а с некоторыми вольностями. Его издатели и авторы знают: напечатанное здесь почти не зависит от злобы дня, от конъюнктуры. Тем более сегодня, когда страна свободна от идеологической цензуры и для принятия здравых решений не требуется гражданская смелость.

Словом, по совокупности причин в этом «Стенде» мы даём обзор всех четырёх номеров «Русской литературы» за 2006 год. Как известно, у учителей литературы к филологическим изданиям есть свой живой интерес. Во-первых, чтение их позволяет поддерживать свои профессиональные знания на достойном современном уровне, помогать своим подопечным в их выборе жизненного пути. Во-вторых, новейшие исследования помогают учителям преодолевать многие разнородные стереотипы в истолкованиях классики, уничтожать пресловутый хрестоматийный глянец, восстанавливая живой мир литературного произведения. Есть и “в-третьих”, и “в-четвёртых”, но достанет и названного.

Вот и «Русская литература»–2006 даст немало каждому словеснику и для работы, и для души (без которой, как все мы знаем, и работа не работа, а каторга). № 1/2006 открывается статьёй С.А. Фомичёва «О жанровой природе сказок Пушкина». Эта часть наследия нашего гения на слуху у всех с раннего детства, но именно поэтому из пушкинских сказок можно извлечь и такие намёки, которые позволят приобщиться к важнейшим началам искусства чтения книг. Ведь важно понять не только то, как это написано, но и почему для нас это привлекательно. С.А. Фомичёв обоснованно связывает успех пушкинских сказок с их свободой от фольклорных канонов и учётом опыта “народных книг”, с умением автора преодолеть традицию, виртуозно “сдвинуть жанр” (пользуюсь выражением Виктора Шкловского), удержать наш архетипический интерес к сказке как таковой.

Материал статьи С.А. Фомичёва находит новое развитие в статье Е.А. Костюхина «Русский народный роман» (№ 2/2006). Недавно скончавшийся литературовед в своей последней работе указывает на важнейшие начала формирования произведений массовой культуры не только прошлого, но и нынешних. Анализируя, почему в России XVIII и XIX веков запоем читали лубочные романы, Е.А. Костюхин помогает нам понять, почему сегодня для многих так притягательны сочинения Марининой, Бушкова, Донцовой и им подобные.

Центральный блок № 3/2006 — подборка материалов к 140-летию со дня рождения Вячеслава Иванова. К счастью, в нынешнее время русская литература рубежа XIX–XX столетий — Серебряный век представлен в школьном изучении довольно весомо, но всё же и в академическом литературоведении с этой эпохой не всё безоблачно ясно. Исследования, посвящённые конкретным проблемам изучения жизни и творчества одного из литературных лидеров Серебряного века, позволяют вплотную приблизиться к этому обаятельному времени, глубже понять суть тогдашних художественных исканий, само направление этого поиска.

В № 4/2006 петербургский музыковед и культуролог С.В. Фролов выступает со статьёй «“Пиковая дама” П.И. Чайковского и “Песня Судьбы” А.А. Блока». В ней скучноватое литературоведческое определение “образно-идейные связи” наполняется живым смыслом, не только помогая воспринять яркий диалог между поэзией и музыкой, но также давая ключ к изучению художественного мира многих других хрестоматийных произведений.

В этом же номере нельзя пройти мимо статьи Е.В. Ивановой «В.В. Розанов и его апокалипсис литературы» в блоке юбилейных розановских материалов. Известная исследовательница даёт яркий очерк литературных взглядов В.В. Розанова, а одновременно предостерегает против безоглядного увлечения ими. Обаяние Розанова в известной степени опасно: у него можно и нужно учиться свободе мысли, но его суждения далеки от взвешенных научных выводов. “Писательская оптика Розанова была нацелена на нечто большее, чем осмысление и воспроизведение фактов, которые он безбожно перевирал, — делает вывод Е.В. Иванова. — Происходило ли в Розанове «разложение литературы»? Литературы как учебника жизни, претендовавшей служить «столпом и утверждением Истины», — несомненно, да. Но <…> разлагая её, Розанов открывал для литературы новые пути”.

В этом обзоре намеренно названы лишь немногие статьи четырёх номеров журнала, насчитывающих в общей сложности тысячу страниц. Перефразируя замечательный анекдот, можно сказать: “Не знаю, что вы там преподаёте, а читать надо!”. Надо читать газету «Литература» Издательского дома «Первое сентября», а также журналы «Вопросы литературы», «Новое литературное обозрение» и, конечно, «Русская литература». Как респектабельное издание, выходящее без малого уже сорок лет, «Русская литература» всеми своими рубриками — от статейных до «Полемики», «Заметок», «Обзоров и рецензий», «Хроники» — будет поддерживать вашу уверенность в собственной профессиональной энергии, в умении не только учить, но и учиться. В том, наконец, что вы — прекрасный учитель, а у вас — прекрасные ученики.

С.Д.

Рейтинг@Mail.ru