Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №3/2007

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ: Конспекты уроков для учителя: 11 класс / Составитель Т.Ю. Угроватова; под редакцией В.Г. Маранцмана. М.: Просвещение, 2007. 319 с. (Библиотека учителя). РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ:
Конспекты уроков
для учителя: 11 класс /
Составитель Т.Ю. Угроватова;
под редакцией В.Г. Маранцмана.

М.: Просвещение, 2007. 319 с.
(Библиотека учителя).

Подзаголовок «Конспекты уроков» изначально провоцирует критическое отношение к подобному издательскому продукту. Приятно, что на этот раз мы имеем дело с книгой во всех отношениях достойной. Высокий филологический и методический уровень выгодно отличает её от множества “учительских шпаргалок”.

Книга имеет посвящение, о котором нельзя не сказать. Калининградцы задумали и осуществили этот проект в память о своём методисте Лии Максидоновой. В.Г. Маранцман, под чьей редакцией вышли “конспекты”, написал в предисловии важные и очень тёплые слова.

Но, строго говоря, перед нами всё же не конспекты уроков, а скорее материалы к ним. Все разработки в этой книге авторские, и имена тех, кто придумал их и записал, названы. Это важно. Но не только потому, что можно получить информацию об уровне квалификации автора, узнать, учитель-практик он или учёный-методист, стаж его работы, профессиональные заслуги (такая справка есть в конце книги). Есть редкая возможность заочно познакомиться с человеком, чьи мысли, приёмы, возможно, словесник собирается заимствовать. Так потихоньку мы придём к тому, что станет непреложным правилом: ссылаться на коллег, находки которых мы используем, сформируется “авторское право” учителя на его “изобретения”.

Авторский диапазон представленной в книге прозы достаточно широк и включает уроки по произведениям Владимира Тендрякова и Виктора Пелевина, Светланы Алексиевич и Татьяны Толстой, Виктора Астафьева и Владимира Маканина. Можно упрекнуть составителей в том, что нет, например, Валентина Распутина… Но зато есть Людмила Петрушевская и Людмила Улицкая — и это замечательно! Нельзя не пожалеть, что Михаил Веллер представлен в отсут­ствие Сергея Довлатова!.. Но всё же лучше порадуемся тому, что учитель всё-таки имеет возможность подобрать что-то сообразно своему вкусу и разумению.

Что послужило критерием отбора уроков по прозе, кроме определённой известности имён авторов, компактности текстов (это оговорено в предисловии)?

Те, кто делал книгу, хотят “заставить думать, рассуждать, сопоставлять”. Наличие нравственно-ориентированной проблематики при этом считается обязательным. В книге встретим следующие задания-пожелания, вопросы, реплики.

  • “Вдумайтесь в этимологию слова «совесть»”.
  • “Проанализируем и свой соб­ственный духовный мир”.
  • “Нужно ли писать об этом или это запретная тема?”
  • “Способна красота спасти мир или нет?”
  • “Беспрекословное подчинение приказу — норма или наилучший способ уйти от ответственности?”
  • “Жаль, что те, кто затевал войну в Чечне, плохо знают классику!”
  • “Кто же мы? Почему с нами можно делать всё, что угодно?”

Подростки, как правило, любят высказываться по проблемам такого масштаба, обычно охотно решают глобальные вопросы. Если учитель литературы считает, что это должно происходить именно на его уроке, значит, книга калининградских учителей адресована ему.

Поэзия, к сожалению, представлена в сборнике не так широко, как проза, всего лишь двумя именами. Творчество Николая Рубцова — тема традиционная для школы, а вот поэзия Иосифа Бродского пока толком не освоена. Пять уроков по Брод­скому, принадлежащих двум разным авторам, — это серьёзный, грамотно отобранный, методически освоенный филологический материал: историко-литературные сведения, наблюдения над текстом конкретных стихотворений, сопоставительный анализ и др. Настоящий клондайк и для начинающего учителя, и для опытного.

Заявленная в сборнике тема «Современная русская драматургия», к сожалению, даётся очень ограниченно: только обзорный урок и материалы по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота», ставшей классикой современной литературы. Это кажется странным, так как в предисловии составитель отмечает как недостаток изучение в школе в качестве современных произведений 1960–1970-х годов и даёт понять, что данная книга поможет восполнить этот пробел.

Особого упоминания заслуживают обзорные уроки по прозе, лирике и драматургии. Их составители стремились представить литературный процесс последних десятилетий многогранным, отобрали, систематизировали материал и предъявили его в удобной, компактной форме.

Карточки и таблицы, задания индивидуальные и групповые, чёткое композиционное членение уроков — дидактический аппарат сборника стремится к безупречности. Перед нами, как правило, добротные, порой до скрупулёзности подобранные и выверенные материалы. Чувствуется школа, ощущается единство подходов разных педагогов к проблеме современного урока по современной литературе. Может быть, знакомясь с книгой, вы не почувствуете её дискуссионности, не встретите сценария урока-диспута, но вы всегда можете придумать его сами, а для подготовки вам как раз и пригодится книжка калининградских учителей.

Ирина ЩЕРБИНА
Рейтинг@Mail.ru