Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №3/2007

Я иду на урок

МетодикаРепродукция с картины Огюста Ренуара «Две читающие девочки в саду»

Татьяна Ерёмина


Ещё раз о педагогической мастерской

Авторы многих уроков, приходящих в «Литературу», обозначают их жанр как “мастерская”. Подчас так называют любой нетрадиционный урок. Между тем у термина “мастерская” есть чётко определённое содержание. О нём напоминает нам в своей статье питерский словесник Татьяна Ерёмина, многие годы разрабатывающая и внедряющая технологию “педагогических мастерских”.

Педагогические мастерские появились у нас в начале 90х годов ХХ века и сразу привлекли внимание методистов и учителейсловесников. Особенно заинтересовались ими специалисты из Санкт-Петербурга (И.А. Мухина, Л.Д. Фураева, Н.И. Хлебович, Ж.О. Андреева и др.). Учителя, многократно приезжавшие из разных городов на курсы в Санкт-Петербургский университет педагогического мастерства, заговорили о “петербургских педагогических мастерских”.

Петербургские методисты опубликовали много статей, несколько авторских сборников и книг, посвящённых мастерским как новой педагогической технологии1. Однако жанр мастерской иногда толкуется расширительно. Стоит разобраться, каковы “законы жанра” и почему нужны педагогические мастерские учителю литературы и его ученикам.

Это не просто новый вид урока. В мастерской скульптора или оружейника всегда был мастер и… подмастерья, ученики, которые ориентировались на него — иногда как на бога. А мастерская педагогическая опирается на новую, гуманистическую философию в отношениях учителя и учеников.

Идея мастерских пришла к нам из Франции. “Atelie” — так французские педагоги из общественной организации «Новое образование» называют мастерские письма. Параллельно используется слово “демарш” (“la demarche”). Но для русского слуха ни то, ни другое не годится! Поэтому у нас используется прямой перевод слова “atelie” — мастерская.

Вот одно из первых определений, данных порусски этому понятию: “Мастерская педагогическая — это такая форма обучения детей и взрос­лых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия”2. Определение подчёркивает открытие нового и самостоятельность пути.

По типам бывают мастерские творческого письма (или просто — письма), построения знаний, построения отношений, ценностных ориентаций, по самопознанию, проектные и другие (названы те, что важны словесникам).

Всегда говорят и об алгоритме мастерской. Он, при возможной коррекции, должен сохраняться, если нужно провести успешное занятие. Одно из важнейших условий при создании мастерской — её материал должен быть понастоящему проблемным, даже парадоксальным. Тогда на любом из этапов занятия участники смогут пережить некий “прорыв” — открытие, потрясение, острое недоумение с озарением — то, что и делает мастерскую уникальной формой урока.

Алгоритм “мастерской построения знаний”

Первый этап — это индуктор3. Он мотивирует дальнейшую деятельность. Есть два необходимых условия такого задания: оно всегда опирается на личный опыт учащегося и — иногда парадоксально — связано со смыслом дальнейшей деятельности.

Например, в мастерской по философской лирике Тютчева «Вопросы или ответы?» предложим такое задание: “Представьте себе, что перед вами — великий мудрец. Вы можете его спросить, о чём захотите — самом важном для себя. Запишите, какие два вопроса будут первыми”. Так мы получим основные вопросы, на которые обязательно захочется искать ответы.

Второй этап связан с созданием, индивидуально или в группе, творческого продукта. Здесь есть два этапа: деконструкция и реконструкция. Проще говоря, разберём нечто (текст?) на детали, а потом используем их как исходный строительный материал — можно и со своими “добавками”. Например, давно уже предлагается ученикам восстановить “рассыпанное” стихотворение. А не попробовать ли на базе этих, а также дополнительно необходимых слов написать своё?..

Третий этап — это “социализация”, то есть предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.п.). В это время каждый про себя сравнивает, соотносит свои результаты с чужими и — осваивает все возможные открытия. Репродукция с картины Берты Моризо «Читающая девочка»

Иногда на четвёртом этапе нужна промежуточная рефлексия. Он очень важен, если, например, нам пора заканчивать урок, а мастерская ещё не завершена. Здесь же часто появляется у участников работы потребность в новом или дополнительном знании — информационный запрос.

(Мастерская может поместиться и в 30–45 минут. Но этапы деконструкции и реконструкции могут повториться, а если продолжение через деньдва, то понадобится и промежуточный индуктор. Вдохновить на продолжение мастерской способны и результаты чужой деятельности, творческие работы. В подготовленном классе их можно задать на дом.)

Пятый этап — обращение к новой информации и её обработка. Что это будет? Словарные статьи, работы критиков? Фрагменты произведений, высказываний?..

Шестой этап — исправление или обновление созданного учеником. Он сам продолжит или улучшит написанное. А может создать новое произведение — это индивидуальная или групповая работа.

Седьмой этап — итоговая социализация. Все написанные сочинения читаются, все рисунки демонстрируются, все придуманные пантомимы разыгрываются… Здесь важно, что выслушаны все участники мастерской.

Последний этап — рефлексия. Что я открыл сегодня — в себе, в тексте, в окружающих? К каким вопросам вышел? Чего не понял?

Рефлексия может быть эмоциональная и логическая. Выплеск впечатлений, по законам психологии, — облегчение и даже исцеление (особенно это видно в мастерских для взрослых). Логический “самоотчёт” нужен для саморазвития: вот здесь я открыл нечто, а здесь было трудно, потому что… Вопросы к рефлексии предлагает педагог, продумывая их для каждой мастерской.

Хорошо, если удаётся провести рефлексию устно — высказываются все. Но часто нет времени — можно сделать это письменно за 5–8 минут. Тогда результаты прочитаем потом или вывесим их для всеобщего обозрения.

“Возможны иные варианты алгоритма работы при соблюдении общих принципов и правил ведения мастерской”4. Эти законы подробно рассмотрены в специальных работах.

Законы мастерской

Ценностносмысловое равенство всех участников. (Учитель может участвовать в работе наравне с учениками.)

Право каждого на ошибку: она может быть исправлена самим учеником или станет окном в открытие.

Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний. Этому приходится учиться. (Особенно трудно не хвалить!) Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.

Предоставление свободы в рамках принятых правил. Это означает возможность выбора своей темы и поведения в рамках общих задач и при условии взаимного уважения участников. (Тот, кто не хочет сейчас оглашать своё мнение, обязательно захочет потом — известно из опыта.)

Значительный элемент неопределённости, даже загадочности в заданиях. Только при этом условии возникает творчество.

Диалог — главный принцип сотрудничества. Диалог создаёт атмосферу постижения любого явления в разных “цветах”, которые вместе дают ощущение “радуги” мира.

Организация и перестройка реального пространства, в котором проходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной или групповой работы, место для инсценировок, пантомим и т.д. В реальной практике школы эта перестройка возможна полностью или в элементах. Например, если ученик отправляется сочинять в угол класса — имеет право.

Решительное ограничение практической деятельности мастера­руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. В идеале мастер формулирует задание и не отвечает на вопросы.

Из наблюдений: что постоянно в мастерскихПочтовая марка Республики Бурунди (1977): иллюстрация к сказке Андерсена «Ледяная дева».

  • Доброжелательные отношения, позволяющие вести диалог, в том числе в системе учитель–ученик.
  • Законы проведения мастерской.
  • Соединение трёх компонентов: учения, общения, творчества.
  • Эмоциональные и эстетические переживания в процессе работы с произведениями, при взаимодействии с товарищами, с разными мнениями и реакцией на происходящее.
  • Воспитательная составляющая занятия — связанная и не связанная с содержанием учебного материала (результат общения).
  • Свобода выбора — в рамках заявленных правил — поведения, ассоциаций, собеседников, тем.
  • Неочевидность результатов, их непредопределённость, а иногда и непредсказуемость.
  • Психологическая насыщенность каждого из этапов мастерской, повышенная готовность ведущего к психологическому анализу, выводам и принятию немедленных решений.
  • Постоянное побуждение к деятельности извне и внутри ученика.
  • Постоянная смена типов деятельности: от индукции к дедукции, от личных — к чужим наблюдениям, гипотезам и знаниям, от фрагмента — к целому…
  • Тенденция к интегрированной деятельности и интегрированному знанию. Почти всегда подключаются философские, этические, культурологические, психологические проблемы и знания из разных наук и из жизни. Мастерская сама (законами построения) приводит к широкому полю познавательной деятельности, потому что не ограничивает, а подталкивает воображение, ассоциации, память, творчество.

Почему мастерские оказались нужны современному словеснику?

1. Интерес к литературе возникает у всех, кто становится участником мастерской даже по далёким от искусства предметам.

2. Работа со словом в мастерской становится первостепенной.

3. Мастерские — отличный способ развивать собственное “письмо”, а значит, готовиться к сочинению.

4. Мастерские “запускают” ассоциативное мышление. Это путь для проявления собственных представлений, чувств и мыслей и для понимания художественного творчества, прежде всего — поэзии.

5. Являясь рефлексивной технологией, мастерская на практике вызывает, тренирует, развивает способность к аналитической деятельности: к анализу произведений и ситуаций общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения, интерпретации; к самоанализу и самоконтролю. Эти умения и навыки необходимы для воспитания грамотного читателя.

6. Очевидно развивающее воздействие мастерских, что не раз фиксировали на этапе рефлексии в разных мастерских сами старшеклассники. Эти занятия поощряют аналитическую и творческую деятельность, развивают доверительные отношения в коллективе, уважительное и радостное отношение к учителю и к учению как к труду и творчеству.

Примечания

1 См. например: Педагогические мастерские по литературе. СПб., 2000; Ерёмина  Т.Я. Мастерские по литературе. 10 класс. СПб., 2004; Ерёмина Т.Я. Мастерские по литературе. 11 класс. СПб., 2004.

2 Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская? // Мухина И.А., Ерёмина Т.Я. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. СПб.: СПб ГУПМ, 2002. С. 4.

3 Термин позже — без ссылок — был заимствован технологией «Критическое мышление».

Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская? // Указ. раб. С. 15. Законы перечисляются с опорой на указанную статью.

Рейтинг@Mail.ru