Я иду на урок
Я иду на урок: 9–10-й классы
Полина Русенко
Полина Павловна Русенко — учитель русского языка и литературы гимназии № 13 г. Нижний Новгород.
Лирика Лермонтова: произведения на фоне биографии
В феврале наши читатели получат брошюру «Уроки по Лермонтову в 10-м классе» известного методиста Н.В. Беляевой. Однако Лермонтова много не бывает, и мы намеренно решили сопроводить названную брошюру ещё двумя лермонтовскими разработками в этом номере, а в «Литературной карте» дать информацию о мемориальных местах, связанных с жизнью М.Ю. Лермонтова.
Представляется, что всё это вместе окажет существенную помощь словеснику в разностороннем, свежем представлении творчества нашего величайшего писателя, выведшего русский романтизм на уровень всемирно значимой классики.
Каждый год мы обращаемся к творчеству М.Ю. Лермонтова. Безусловно, ученики должны представлять, чем жил и как мыслил поэт, потому что это один из ключей к пониманию его произведений. Однако ограниченное количество часов, отпущенных на уроки литературы, не позволяет нам очень подробно говорить о биографии. Поэтому нужно предлагать ученикам такие биографические фрагменты, которые бы каждый раз, от урока к уроку, расширяли картину представлений о поэте, делали её целостной.
Мы рассмотрим в статье три темы:
«Мотивы забытья и сна» («Как часто, пёстрою толпою окружён…», «Сон»);
«Тема войны» («Валерик»);
«Земное и небесное» («Молитва», 1837, «Выхожу один я на дорогу…»).
Сразу оговоримся, что биографические фрагменты будут представлены полностью, а для анализа лирических произведений мы даём вопросы и задания учащимся и основные выводы.
Мотивы забытья и сна
Урок начнём с чтения вслух стихотворения «Как часто, пёстрою толпою окружён…» беседы.
— Расскажите о мире, который окружает героя стихотворения.
Этот мир шумен, дик, бездушен, лжив, герой его не принимает.
— Что противопоставляет лирический герой такому миру?
Внутренний мир своей души, сотканный из воспоминаний и мечты. Это пространство овеяно свободой и свежестью мысли и чувства. Только здесь герой живёт.
— Какую роль в стихотворении играет кольцевая композиция?
Она даёт представление о соотношении двух миров — внешнего и внутреннего. Возвращение в мир реальности из мира мечты для героя неизбежно. Тем самым усиливается трагедия одиночества.
— Прочтите фрагменты из воспоминаний И.С. Тургенева и сравните взгляд на поэта со стороны с мировосприятием героя стихотворения.
И.С. Тургенев так запомнил поэта, встреченного на одном из балов: “Внутренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба. На бале Дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза…” Ученики легко отмечают параллели между этим фрагментом и стихотворением.
Соотношение внутреннего и внешнего в этом человеке иллюстрирует ещё один фрагмент воспоминаний И.С. Тургенева: “В наружности Лермонтова было чтото зловещее и трагическое; какойто сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижных глаз. Их тяжёлый взор странно не согласовывался с выражением почти детских нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых широких плечах возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь тотчас осознавал каждый”. Любопытно найти здесь переклички с портретом Печорина из повести «Максим Максимыч».
Любопытные переклички со стихотворением «Как часто, пёстрою толпою окружён...» находим в стихотворении «Сон». Перед беседой прочтём его вслух.
— Какие два мира открывает мотив сна?
Мир смерти (“но спал я мёртвым сном”) и мир жизни (“в грустный сон душа <…> была погружена”), но между ними существует некое “пространство”, которое и означено непосредственно сном. Отсюда герой видит всё со стороны, и себя в том числе, и пространство для него не имеет значения, потому что он находится уже вне жизни, но ещё и вне смерти.
— Как особенности композиции соотносятся с мотивом сна?
Поскольку композиция кольцевая, то в финале снова отчётливо возникает пространство вневременья — только в центре него находится уже героиня.
— Каким себя ощущает человек живущий и человек, готовящийся принять смерть?
И тот и другой одиноки: “лежал один я на песке долины”, “и солнце... жгло меня”; “сидела там задумчиво одна”. Таким образом, тема одиночества выходит за рамки социума и поднимается до масштабов бытия, то есть люди способны чувствовать друг друга только в этом “третьем” пространстве, созданном горем, тоской, отчаянием человеческой души. Возникает мысль о невозможности обретения счастья живущими.
— Тогда что подразумевается под сном, вынесенным в заглавие?
Сон — это не просто мечта о взаимопроникновении человеческих душ, а это ещё и выражение философского представления поэта об участи человека, которая печальна, — одиночество абсолютно.
В стихотворении «Сон» отразились собственные впечатления и переживания Лермонтова, связанные с кавказской войной. Кроме того, из воспоминаний современников мы знаем, что М.Ю. Лермонтов был искренне привязан к В.А. Лопухиной и сохранил добрые с ней отношения. Свидетельством этому является стихотворение «Валерик», написанное в жанре послания.
В качестве домашнего задания предлагаем прочитать «Валерик», сформулировать темы, затрагиваемые в нём, и определить композиционные части.
Тема войны
В октябре 1840 года М.Ю. Лермонтов сообщает брату В.А. Лопухиной: “Пишу тебе из крепости Грозной, в которую мы, то есть отряд, возвратился после двадцатидневной экспедиции в Чечне. Не знаю, что будет дальше, а пока судьба меня не очень обижает: я получил в наследство от Дорохова, которого ранили, отборную команду охотников, состоящую изо ста казаков — разный сброд, волонтёры, татары и проч., это нечто вроде партизанского отряда, и если мне случится с ним удачно действовать, то авось чтонибудь дадут; я ими только четыре дня в деле командовал и не знаю ещё хорошенько, до какой степени они надёжны; но так как, вероятно, мы будем воевать ещё целую зиму, то я успею их раскусить. Вот тебе всё обо мне самое интересное”.
Исходя из этого письма, ученики определяют, что поэта занимают люди — люди на войне.
А несколькими месяцами раньше представленного письма, 11 июля, у речки Валерик произошло сражение, описанное в послании «Валерик». Учащимся предлагается определить, такие же акценты расставляет лирический герой, являющийся участником военных действий, или нет.
Опираясь на домашнюю подготовку, ученики выделяют две композиционные части, связанные с описанием военных событий. И чтобы вполне понять лирического героя, предлагается сопоставить эти части по следующим позициям: 1) символика цвета; 2) подготовка к сражению; 3) описание боя; 4) состояние лирического героя после битвы.
Лучше всего сделать таблицу, состоящую из цитат; после каждого пункта записывается краткий вывод, а в конце даётся обобщение. Приведём фрагмент подобной работы.
Первая часть |
Вторая часть |
|
Подготовка к сражению |
“дальний выстрел”, “прожужжала шальная пуля”, “крик”, “затихло”, “ведут коней”, “зашевелилася пехота”, “проскакал один, другой”, “шум, говор”, “подъём ударил барабан”, “гудит музыка”, “звенят орудья”, “рассыпались с гиком казаки” |
“на братный зов толпы стекались”, “мелькали маяки кругом”, “оживилися леса”, “скликались дико голоса” |
Описание боя |
“мюрид... ездит важно”, “он машет, кличет — где отважный?”, “казак пустился”, “выстрел”, “ранен!.. — Ничего, безделка…”, “завязалась перестрелка”, ”в этих сшибках удалых забавы много, толку мало” |
“в арьергард орудья просят”, “ружья из кустов выносят”, “тащат за ноги людей”, “кличут громко лекарей”, “с гиком кинулись на пушки”, “градом пуль... отряд осыпан”, “вдруг залп… глядим: лежат рядами”, “«вон кинжалы, в приклады!» — и пошла резня”, “в струях потока бой длился”, “резались жестоко, как звери, молча, с грудью грудь” |
Из таблицы видно, что звуки, предвещающие битву, в первой части нарастают медленно, постепенно, от единичных к массовым; во второй же части сразу чувствуется огромное скопление людей, которое наводит ужас своими криками. Сам бой в первой части представляется как игра, развлечение, не несущее горя; тогда как во второй части внимание обращается на оружие, на жертвы и на бесстрастность противоборствующих сторон.
Проведя таким образом анализ, ученики приходят к выводу, что в центре внимания лирического героя находится тоже человек. Однако он, являясь частью мира, его же и разрушает; отдаляясь от гармонии, он движется в противоположную сторону от своего “высокого предназначения”. Поэтому и появляется применительно к человеку эпитет “жалкий”.
Говоря о том, что в произведении существует ещё одна композиционная часть, связанная с непосредственным обращением к В.А. Лопухиной, учащимся можно предложить следующее домашнее задание: детально прокомментировать оттенки чувства лирического героя и сопоставить их в этой связи с письмом Татьяны из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Земное и небесное
Урок начинается с работы, проделанной дома. Ученики, безусловно, выделяют в “палитре чувств” стихотворения любовь как ведущее чувство героев, замечая, однако, и попытку оправдания, и мнимое равнодушие, и невозможность не любить, и раскаяние за любовь, и душевное одиночество, и, может быть, в какойто степени упрёк, и насмешку, и искреннее желание счастья и, в конце концов, прощение.
Далее учащиеся знакомятся с ещё одним стихотворением, посвящённым В.А. Лопухиной, — «Молитвой» (1837). Обращаем внимание на то, что его М.Ю. Лермонтов записывал, находясь в заключении (поводом к аресту послужило стихотворение «Смерть Поэта»), на клочках серой бумаги, куда завёртывали приносимый ему хлеб, при помощи вина, печной сажи и серных спичек.
Вопросы для беседы
- К кому обращается герой стихотворения?
- Кем является этот герой, обращающийся к Богородице?
- За кого молит лирический герой?
- Какой приём подчёркивает отношение лирического героя к миру и тем самым даёт обоснование молитвы?
- Что желает лирический герой своей возлюбленной?
После предварительного анализа учащие определяют, какие образы представляют земную сферу, а какие небесную, и приходят к заключению, что холодность земного мира не должна коснуться возлюбленной героя. Здесь любовь рассматривается как любовь к человеку (герой желает счастливой жизни, полной благодати, “покойной” старости и надёжного небесного покровителя для души “девы невинной”), но во всечеловеческом масштабе.
В отличие от «Молитвы» в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» лирический герой хочет ощутить в себе разные “сферы” — тело его на земле, душа стремится к небу. Ученики выписывают фрагменты, связанные с земным миром, это позволяет увидеть нарастание желания лирического героя жить с “небом” в душе, но на земле. Рассмотренное противопоставление открывает перед нами возможность постичь пути достижения прекрасного. В этой связи любопытно рассмотреть ещё одну «Молитву» (1829): это стихотворение, быть может, приблизит нас к обоснованию позиции лирического героя в «Выхожу один я на дорогу…» (1841).
Учащимся предлагается написать тезисы к вопросу “К каким сферам бытия тянется герой стихотворения?”. В качестве примера приведём две такие работы.
В «Молитве» герой не хочет полностью уходить в небесное. Он любит землю и связанное с нею (“мрак земли могильной с её страстями я люблю”). Герой “привязан” к земле, но его также волнует спасение его души (“Пускай… освобожусь, тогда на… путь спасенья к тебе я снова обращусь”). Спасение можно обрести, только “оставив” земную жизнь (“останови голодный взор… тогда… к тебе я снова обращусь”). На первый взгляд герой не может сделать выбор между землёй и небом, но на земле он мыслит и чувствует, на небе превратится “сердце в камень”. Земное — благо, а небесное — мука, так как лирический герой — поэт, а лишив его творчества, Бог убьёт его душу...
Лирический герой, полный переживаний и гнетущих мыслей, обращается к “всесильному”. В его душе два мира — небесный и земной —взаимодействуют очень сложно. Вначале герой говорит о привязанности к земному миру с его “страстями” и о том, что он далёк от неба и Бога. В своём творчестве он видит жизнь (“лава вдохновенья клокочет на груди моей”). В конце стиха герой говорит о небе (“Тогда на тесный путь…”), что свидетельствует о том, что оно не является для него спасением. Герой находится на своём собственном пути — пути творца, поэта, который не может ограничиваться только земной или только небесной сферой, а хочет вобрать в себя их разнообразие.
На доске заранее записаны вопросы для анализа стихотворения.
- Обращение к Богу — это просьба или покаяние?
- Кем является лирический герой?
- В чём заключается основа земной жизни поэта?
- Изменится ли он, принадлежа полностью небу?
- Какой образ свидетельствует о невозможности для героя выбрать одну из сфер мира?
Сопоставляя свои тезисы с ответами на предложенные вопросы, ученики приходят к выводу о стремлении лирического героя к некому равновесию между сферами бытия, то есть к гармонии, которая, как известно, является одной из составляющих прекрасного. К её обретению стремится творец.
Нельзя не заметить, как в этом стихотворении намечается тема зла, нисходящего с неба. Развивая мысль в этом направлении, можно плавно перейти к изучению поэмы «Демон».