Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №3/2007

Я иду на урок

Я иду на урок: 6–7-й классыКадр из первой серии кукольного мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей» (1971, «Экран»; режиссёр Ю.Трофимов, художники-постановщики Б.Моисеев, Г.Смолянов, Ю.Трофимов).

Наталья Илюшина


Наталья Борисовна Илюшина — учитель русского языка и литературы лингвистической гимназии № 6 г. Пензы.

«Рифм зеркальное лицо»

Поэтическая мастерская по теме «Виды рифм»

Слово учителя

Сегодняшнее наше занятие посвящено рифмам. На нём мы повторим и обобщим то, что знаем о рифмах; узнаем о новой разновидности рифм; послушаем стихи, понаблюдаем, как “работают” рифмы в них. А назвать занятие я предлагаю так: «Рифм ... лицо».

— Какое слово, умное, точное, вы подберёте, чтобы охарактеризовать лицо рифм? Предлагайте свои определения-прилагательные.

Учащиеся предлагают слово “зеркальное”, так как рифмующиеся слова, как в зеркале, отражают друг друга, и если это зеркало идеально правильное, то рифма будет точной, богатой, если оно искажено, то рифма будет неточной, бедной; слова “красивое”, “яркое”, “изменчивое”, “разное” (в ед. числе), “различные” (во мн. числе). Пусть ребята запишут понравившееся им определение на лежащих перед каждым листахраспечатках «Узловые моменты занятия» (см.: Приложение 1).

— Нашими помощниками сегодня будут «Школьный поэтический словарь» А.П. Квятковского и «Таблица умножения для молодых поэтов» В.Т. Шаламова. Из «Таблицы…» и первая необходимая для занятия мысль: “Научиться писать стихи нельзя <…> Стихи — это вопрос таланта”, “...тайны искусства имеют мало общего с поиском размера, овладения рифмой и т.д. Размеры и рифмы — это тайны сапожной мастерской, а не тайны искусства”. Так что мы с вами сегодня в поэтической сапожной мастерской, моделируем стихотворные формы, учимся технике стихосложения, но, конечно же, прикоснёмся и к творчеству, слушая ваши замечательные, “живые” стихи.

Просмотр видеофрагмента

Разговор о рифмах хотелось бы начать с обращения к видеофрагменту из детского мультфильма про Незнайку — «Незнайка­поэт».

Беседа

— Какую ошибку вначале сделал Цветик, объясняя Незнайке, что такое рифма?

— Попробуйте дать более точное определение этого понятия.

Обратимся к «Школьному поэтическому словарю», отдельные фрагменты которого составляют своеобразный минисловарик (см.: Приложение № 2), соотнесём определения учащихся со словарным определением.

— Какие виды рифм вы знаете?

(Рифма бывает точной, приблизительной, составной, богатой, бедной, мужской, женской, открытой, закрытой. Ученики отвечают “по цепочке”, выигрывает назвавший последнюю характеристику.)

— Действительно ли Незнайка был неспособен к поэтическому творчеству?

— Какие рифмы Незнайка подобрал к необычному слову “пакля”?

(Рвакля, шмакля. Они точные, женские, открытые.)

— Чего не хватало герою мультфильма?

(Словарного запаса и знаний по технике стихосложения.)

Индивидуальное творческое задание

— Сможете ли вы выполнить задание Цветика — подобрать рифмы к слову “пакля”? Запишите рифмующиеся слова в соответствующую графу таблицы из «Узловых моментов занятия».

— Имея перед собой словарик рифм, нарисуйте “портрет” каждой из них, докажите его верность. Вспомним алгоритм, который поможет выполнить это задание:

  • поставить ударение в рифмующихся словах;
  • подчеркнуть созвучные части слов;
  • обратившись к собственным знаниям и словарю, найти нужные определения.

Вот что у нас получилось.

пакля пакля пакля пакля пакля
сакля не так ли цапля капля маклер
точная точная приблизительная приблизительная приблизительная
женская женская женская женская женская
открытая открытая открытая открытая закрытая
  составная      

Знакомство с новым видом рифм

— Сегодня мы познакомимся с новым видом рифм. Вы знаете, что если ударение падает на последний слог в слове (например, конь — огонь), она называется мужской, если на предпоследний (например, лето — света) — женской. А если на третий от конца слова слог (травушка — муравушка)? (Учитель простукивает ударный и безударные слоги.)

— Стопу какого стихотворного размера такая рифма напоминает?

(Дактиля.)

— Простучите ритм дактиля, ритм вальса… Ритм этого стихотворного размера как братблизнец схож со своей сестрой — дактилической рифмой.

— Попробуйте дать своё определение: дактилическая рифма — это…

— Обратимся к словарной статье «Школьного поэтического словаря» и прочитаем определение понятия “дактилическая рифма”.

— Запишите по памяти в соответствующую графу «Узловых моментов занятия» определение дактилической рифмы.

Индивидуальное творческое задание

— Для осмысления техники такой рифмы нам понадобится подобрать трёхсложные слова с ударением на первом слоге. Добрые, красивые, интересные. Предлагайте!

(Учащиеся предлагают слова “зимушка”, “реченька”, “солнышко”, “облачко”, “белые”, “просятся”, “майское”, “искренность” и т.д.)

— Придумайте к найденному слову рифмующееся, нарисуйте “портрет” рифмы. Можно поработать в парах: проверить, верны ли характеристики рифм друг у друга. Работайте в соответствующей графе «Узловых моментов занятия».

Примеры ответов — в таблице.

зимушка реченька солнышко белые просятся
силушка далеченько донышко смелые доносятся
неточная точная неточная точная точная
дактилическая дактилическая дактилическая дактилическая дактилическая
открытая открытая открытая открытая открытая

Индивидуальное творческое задание повышенной сложности

Белые, ландыши, капельки, радости (свежести, нежности). Из этих слов составьте первую строку двухстишия. Сочините вторую, используя дактилическую рифму. (Комбинация слов такова, что любое из предложенных в ней может быть последним и потребует подбора рифмы.) Нарисуйте “портреты” полученных рифм.

Примеры ответов семиклассников.

Ландыши белые — капельки нежности,
Радугой светятся, полные свежести.
Полякова Анастасия

Белые ландыши — капельки радости —
Нежно мне дарят запахи сладости.
Тихо колышет лесной ветерок
Этот прекрасный ранимый цветок.

Ларина Полина

Капельки свежести — ландыши белые,
Маме на радость букетик я сделаю.

Ахапкина Анастасия

Капельки радости — ландыши белые,
Нежные, свежие, чистые, смелые.
Демидочкин Даниил

Индивидуальное задание повышенной сложности

— Это сложное задание потребует от вас тонкости, поэтического чутья. В предложенном четверостишии восстановите рифмующееся слово, нарисуйте “портрет” этой рифмы. Оно принадлежит Александру Квятковскому, сказавшему о своей душе так:

Благословенна ты вовек, —
Дитя мгновения и вечности —
Душа полей, библиотек,
И музыки, и ............ .

Пропущено пятисложное в родительном падеже и четырёхсложное в именительном падеже слово, рифмующееся со словом “вечности”. Попробуйте найти его и защитить свой вариант размышлениямидоказательствами.

(Учащимися были предложены варианты “человечности”, “бесконечности”, “скоротечности”, но ни одно из них не выдержало общей критики в плане органичности, точности в ткани стихотворения. Наконец авторское рифмующееся слово найдено — “безупречности”, но ученики затруднились объяснить его значение. Учитель помогает им это сделать: “Безупречный” — ничем не опороченный, безукоризненный, совершенный. “Душа безупречности” — чистая, совершенная, ничем не опороченная душа.)

Чтение и обсуждение новых стихотворных произведений учащихся

— Теперь предлагаю вам понаблюдать, как “работает” рифма в ваших собственных стихах, которые вы приготовили дома. Была задана тема «О себе». Читаем стихи по кругу и наблюдаем за рифмой.

В результате обсуждения ребята приходят к выводу, что используют в своих стихах различные виды рифм, но никогда подбор рифмы не определяет, не диктует содержания. Они предпочитают даже вовсе отказаться от рифмы, если не удаётся подобрать рифмующегося слова, точно и красиво передающего мысль автора.

Иллюстрация художника А.М. Лаптева

Приложение № 1

“Узловые” моменты занятия «Рифм зеркальное лицо»

На занятии учащиеся работают с листом из рабочей тетради «Узловые моменты занятия», вписывая в него информацию во время выполнения заданий.

1. Рифма — это... _____________________

2. Портрет рифмы: точная, приблизительная (неточная), богатая, бедная, составная, муж­ская, женская, закрытая, открытая.

пакля пакля пакля пакля пакля
         
         
         
         
         

3. Дактилическая рифма — это…_________________________________

4. Запишите трёхсложное слово с ударением на первом слоге и подберите к нему рифму. Нарисуйте её портрет ________________________

5. Белые, ландыши, капельки, радости (свежести, нежности). Из этих слов составьте первую строку двухстишия. Сочините вторую, используя дактилическую рифму.

6. Попробуйте найти рифмующееся слово.

Благословенна ты вовек, —
Дитя мгновения и вечности —
Душа полей, библиотек.
И музыки, и .............................

Приложение № 2

Словарик видов рифм

Рифма — композиционно­звуковой повтор преимущественно двух или нескольких стихов, чаще начиная с последнего ударного слога в рифмуемых словах.

Точная рифма — полное совпадение в рифмуемых словах заударного комплекса: точка — кочка.

Приблизительная (неточная) — неполное совпадение в рифмуемых словах заударного комплекса: зайчик — мальчик.

Богатая рифма — наиболее полное совпадение в рифмуемых словах звуков, не только согласных, начинающих ударный слог, но и звуков, предшествующих ударному слогу: демократ — стократ, лето — билета.

Бедная рифма — совпадение в рифмуемых словах лишь ударных гласных: огня — уходя.

Составная рифма — рифма, составленная из двух или трёх слов: не пылитека — политика.

Мужская рифма — связанные рифмой слова, оканчивающиеся ударным слогом. Различаются открытая мужская рифма с гласным звуком на конце (душа — дыша) и закрытая муж­ская рифма, оканчивающаяся согласным звуком (конь — огонь).

Женская рифма — рифма с ударением на предпоследнем от конца слоге: лето — света.

Дактилическая рифма рифма с ударением на третьем от конца слоге: деревенская — женская.

Рейтинг@Mail.ru