Я иду на урок
Я иду на урок: 5-й класс
Оксана Ковальчук
Оксана Валентиновна КОВАЛЬЧУК — учитель литературы школы № 91 г. Воронежа.
Читаем сказку К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»
Занимаясь с пятиклассниками литературой, мы учим их уже в этом возрасте определять проблематику произведения, видеть, как создаётся авторский стиль, учим их говорить о книге. Конечно, всё это должно происходить без нажима, исподволь. Важно построить беседу так, чтобы ребята, не теряя непосредственного читательского интереса, постепенно привыкали к серьёзному разговору о художественном произведении.
Вот как можно организовать подобную работу при изучении сказки Константина Георгиевича Паустовского «Тёплый хлеб».
— Если бы понадобилось пересказать эту сказку одним предложением, как бы вы это сделали?
В сказке говорится о том, как один мальчик поссорился с конём, и изза этого целая деревня, в которой они жили, могла погибнуть, однако добрые люди подсказали мальчику, как исправить положение. (Заметим, здесь могут быть и другие варианты ответа. Это упражнение отрабатывает умение употреблять союзы и обороты.)
— Понравилась ли сказка? Как вы относитесь к её героям?
Сказка интересная. Герои необычные. Очень понравились мельник Панкрат, конь, друзья Фильки. А Филька сначала не понравился, потом мы увидели, каким он может быть.
— К выбору названия для своих произведений писатели подходят серьёзно: ведь оно должно отражать основную мысль книги. Мы попытаемся понять, почему К.Г. Паустовский назвал сказку «Тёплый хлеб». Для этого побеседуем о ней подробнее. Кого бы вы назвали главными героями сказки?
Фильку, коня, мельника Панкрата.
— В какое время в деревне появился конь?
Писатель показывает трудное военное время. Жить было тяжело, есть было нечего, давно не работала мельница. И вот в этото время и появился в деревне конь. Был он ранен немецким снарядом, командир решил оставить его в деревне. Мельник Панкрат приютил раненого, да и жители помогали коню, чем могли, называя его общественным. Конь был благородным животным: после того как его вылечил мельник, он не бездельничал, а стал помогать делать плотину.
— Почему Фильку прозвали “Ну тебя”?
Филька жил в деревне со своей бабушкой. Автор говорит о нём: “Молчаливый, недоверчивый. Он был равнодушен и к людям, и к играм — ко всему, что его окружало”. На многие предложения он отвечал: “Да ну тебя!”. Потомуто его и прозвали так. К тому же ещё Филька был ленивым (он “нехотя встал”, когда к нему пришёл конь).
— Как же Филька встретил коня?
К коню Филька отнёсся так же, как и ко всему: холодно и равнодушно. Мальчик обозвал коня, ударил его по губам, а хлеб, к которому тот потянулся, забросил далеко в снег. Филька не подумал, что коню нужна помощь, поддержка, что без людей он не проживёт.
Виноват Филька и в том, что он надругался над хлебом. В хлеб вложено много человеческого труда, и, бросив его под ноги, Филька обесценил этот важный продукт.
— Автор использует эпитет “злорадный”. Мы видим, сколько зла в мальчике и как это зло распространяется на других. Изменилось ли чтонибудь в деревне после проступка Фильки? Давайте прочтём и сравним два эпизода. Что в них любопытного?
Сравнительный анализ эпизодов
1. Описание природы до встречи Фильки с конём (со слов “Зима в этот год стояла тёплая...”).
2. Описание метели (от слов “Слеза скатилась у коня из глаз...”).
Первый эпизод описывает тёплую погоду, вода не замёрзла, отремонтированная мельница вотвот начала бы работать и дала бы людям жизнь — хлеб. А во втором эпизоде показано, как “ревела, обезумев, метель”. Автор использует приём олицетворения. Метель ведёт себя как рассерженный человек. Очень много глаголов в этом эпизоде. Они показывают, насколько динамично всё происходило, ничто не могло остановить природу. А Филька всё никак не мог найти крыльца (потерян он и в жизни, холод в душе его, холод и вокруг).
— Как вы объясните фразу: “...сквозь её [метели] рёв Филька слышал тонкий и короткий свист, — так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам”?
Метель началась именно в тот момент, когда Филька обидел коня. В этом поступке проявилось неуважение к природе, а конь — часть природы. Конь — друг человека, многое делает ради людей. Филька не просто прогнал его, он спугнул счастье. И конь “заржал жалобно и протяжно, взмахнул хвостом”. В природе всё взаимосвязано. Обидев коня, Филька оскорбил окружающий мир. Природа решила заступиться за коня. Злой человек принёс зло живому существу, зло стало править в мире. И недаром слышалось ржание коня…
А так как конь был общественным, то Филька принёс горе и всей деревне.
Всё сковало льдом, “воды нет, мука у всех вышла, а мельница теперь работать не сможет...” Слёзы бабки олицетворяли слёзы всей деревни, и даже Филька “тоже заплакал от страха”.
(Чтение по ролям диалога бабки с Филькой.)
— Зачем бабка рассказала Фильке историю столетней давности? Почему истории так похожи?
То, что произошло сто лет назад в деревне, очень похоже на ситуацию с Филькой. И конь, и старый солдат были ранены в ногу, защищая родину. Оба пришли к людям за помощью. Но люди оказались злые, ленивые. Хлеб давали со злыми словами. И тогда свистнул мужик (как и конь). И наступила пурга, буря, а мужик умер. Закономерность: принёс зло другому — приобрёл зло себе. Бабка рассказала Фильке историю, чтобы он задумался над тем, что он совершил.
— Почему Филька, равнодушный, ленивый, боязливый, побежал ночью к мельнице?
Филька понял, что только тот, кто сделал зло, способен его исправить. Испугался он и того, что зло может вернуться к нему.
(Выразительное чтение описания ночи со слов “Снег пел под ногами...” до слов “Бежать он уже не мог, а тяжело шёл, загребая снег валенками”.)
— Как вы понимаете сравнение “снег пел под ногами, будто артель весёлых пильщиков пилила под корень берёзовую рощу за рекой”?
Несоответствие: пильщики губили рощу, которая могла бы принести ещё много добра, приятных минут, и их веселье не соответствовало ситуации, возможно, оно было напускное. Так же и снег пел, грозя всей деревне гибелью.
— Легко ли было идти Фильке к мельнику? Почему?
Вопервых, было очень много снега. Он мешал идти мальчику. Вовторых, автор передаёт душевное состояние Фильки: мальчик понимает, какую беду сотворил, он испытывает беспокойство и смятение, боится, что его накажут или что он не сможет ничего исправить.
И всётаки Филька, несмотря на все страхи и трудности, доходит до Панкрата.
— Послушаем разговор мельника и Фильки.
(Инсценирование эпизода с условным названием «Филька у Панкрата» со слов “Филька постучал в окошко Панкратовой избы...” до слов “В сенях у Панкрата жила сорока”.)
— Смог ли рассказать Филька о своём проступке? Как это его характеризует?
Филька повёл себя мужественно. Он сумел признаться в том, что поступил некрасиво, значит, сможет и всё исправить. Это же ему посоветовал и Панкрат, потому что он, мудрый, знающий людей, понял, что Филька начинает меняться в лучшую сторону.
— Что означает выражение “меняться в лучшую сторону”? Как назвал Панкрат Фильку?
Сначала Панкрат называет Фильку бессмысленным человеком, то есть живущим без смысла, без цели в жизни, не знающим, что и для чего делать. Такой человек может совершать как злые, так и добрые поступки, ни перед кем за них не отвечая. Панкрат надеется, что в будущем Филька будет “чистым человеком”, весёлым. Весёлым — значит без зла. Таким, как ребята из деревни. Ведь очень уверен в них Филька: хорошие они, трудолюбивые, честные, добрые, дружные. И Филька обязательно станет таким. Он почувствовал ответственность за других людей, это помогло ему измениться.
— Получилось ли задуманное у Фильки? Как это объяснили Панкрат, Сорока?
Панкрат считал, что это тёплый ветер помог ребятам и старикам отколоть лёд. Сорока рассказывала всем, что это именно она, жалея людей, попросила летний ветер прогнать лютый мороз.
— Кто же прав?
(Выразительное чтение эпизода со слов “В морозные дни солнце восходит багровое, в тяжёлом дыму...” до слов “В воздухе запахло весной...”)
И старики, и молодые ребята — все с раннего утра начали работать на реке (“Слышался частый стук ломов”). Дружно, весело скалывался лёд у мельницы. Молодое поколение училось у старого. Из Филькиного сердца со слезами, со страхом, в совместной работе ушла злоба. Вновь автор говорит о берёзовой роще, только теперь она “весело, гулко зашумела над рекой”. Природа оттаяла, как оттаивает сердце матери при виде раскаявшегося ребёнка. Шумят берёзы весело: с надеждой на жизнь, а не на смерть.
— Что было наградой жителям деревни за дружную работу?
Заработала мельница. После холода и стужи можно было опустить “свои озябшие руки” в горячую муку.
— Почему женщины при этом смеялись?
Смех — это счастье, радость, светлые надежды. Очень хорошо, когда люди смеются, — к ним возвращается жизнь. Избы светились от огня, всё живое “вертелось около хозяек”, ожило, а не замёрзло в слезах и печали. В домах опять поселилось добро.
— Что ещё символизировало жизнь в этой деревне?
Хозяйки ночью испекли хлеб. Это “тёплый”, “чудесный” хлеб. Он дарит хорошее настроение, покой. Есть замечательная пословица “Хлеб — всему голова”. В рассказе говорится о душевном тепле, о тёплых человеческих руках, вдохнувших в хлеб жизнь. Хлеб — символ уюта, дружбы.
— Почувствовал ли Филька себя искупившим вину? Почему вы так считаете?
Нет, пока Филька не пообщался с конём, он не смог признать, что вина его исчерпана. Мальчику нужно было увидеть того, кого он обидел, лично попросить у него прощения.
(Чтение по ролям от слов “На следующее утро Филька пришёл вместе с ребятами к мельнице...” до слов “А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия...”)
— Почему конь не принял хлеб, который нёс ему Филька?
В душе коня осталось недоверие к этому человеку. Очень важная мысль: если раз обманешь, то навсегда потеряешь уважение. И Филька этого испугался. Он понял, что плохой поступок совершается быстро и легко, а вернуть хорошее мнение о себе трудно.
— Кто помог Фильке помириться с конём?
Панкрат поверил в Фильку, попросил поверить в него и коня. Очень вовремя это сделал мельник, иначе Филька снова мог бы озлобиться. В этой сказке показано значение взрослого друга в жизни детей. Много мудрости и у бабки, и у мельника. Поданный вовремя совет сможет предотвратить любую беду.
— Прочитайте сцену примирения Фильки с конём. Какие чувства стали испытывать главные герои? Как вы думаете, сохранится ли у Фильки прозвище “Ну тебя!”?
Конь простил Фильку, он поверил, что мальчик не сможет больше обидеть ни его, ни какоелибо другое существо. Главный герой изменился, перестал быть равнодушным ко всему. Это трогательный момент сказки: прощение врага, обретение друга. И никто никогда не назовёт Фильку “Ну тебя!”.
— Как вы объясните название сказки Паустовского «Тёплый хлеб»?
В названии используется и прямое, и переносное значение слов. Главное, что случившееся помогло Фильке разобраться в себе, в людях, стать другим, понять, что любой поступок (добрый или злой) связан со всей последующей жизнью человека.
Домашнее задание. Составить план устного рассказа на тему «Преображение Фильки».