События и встречи
Новости и события
Премии полученные и грядущие
В постсоветское время в России появилось столько литературных премий, что, наверное, вскоре не останется ни одного человека, зарабатывающего хлеб насущный на ниве изящной словесности, коего чем-нибудь да не удостоили. Но вообще премий должно быть много, ибо ещё Козьма Прутков в знаменитом афоризме о канифоли и смычке отметил высокую духовную себестоимость поощрительных мероприятий. И мы в меру наших возможностей сообщаем читателям о главных литературных наградах, будем делать это и впредь.
Вместе с тем нельзя не отметить, что нынешняя система российского литературного премирования довольно замысловата. Так, очевидна тенденция создать некую суперпремию, главную литературную премию России. Как сегодня видно, таковой в силу разных причин не стала Государственная премия, непереименованно доставшаяся нашему обществу от советских времён.
Ещё менее авторитетен так называемый Русский Букер (ныне составляет 20 тысяч долларов США), не покидающий, несмотря на все свои непрерывные модификации, круг влияния одних и тех же литературных и окололитературных фигур. Это не раз приводило не только к жанрово абсурдным, но и к этически сомнительным решениям: премия, изначально долженствующая отмечать лучший роман года на русском языке, присуждалась за самые разномастные прозаические сочинения.
Очевидно, печальные уроки Букера по-русски учитывала премия «Антибукер», возникшая при «Независимой газете», но век её был недолог. Потеряв своё финансовое обеспечение, окончательно утратила перспективу своего развития Премия имени Аполлона Григорьева (впрочем, и здесь не только в финансах была проблема)…
Изначально прагматическая, не без эпатажа премия «Национальный бестселлер» (10 тысяч долларов США) была учреждена в 2000 году и должна присуждаться за прозаические произведения на русском языке, ставшие общественным событием национального масштаба. Учредители премии стремятся создать ей репутацию самой независимой и никому не подконтрольной (отметим, это единственная общенациональная литературная премия, итоги которой объявляются в Санкт-Петербурге).
Премии были удостоены романы Леонида Юзефовича «Князь ветра» (2001); Александра Проханова «Господин Гексоген» (2002); Гарроса-Евдокимова «[Голово]ломка» (псевдоним рижан Александра Гарроса и Алексея Евдокимова; 2003); Виктора Пелевина «Диалектика переходного периода (из ниоткуда в никуда)» (2004); Михаила Шишкина «Венерин волос» (2005). Досточтимые читатели соблаговолят сами определить соответствие названных трудов названию премии.
В 2006 году «Нацбест», как запросто называют эту награду, получил Дмитрий Быков за книгу «Борис Пастернак» в серии «ЖЗЛ» (мы тоже рецензировали её. См.: 2006. № 12).
В шорт-листе, между прочим, присутствовала книга с классическими чертами бестселлера — сборник яркой любовной прозы Игоря Сахновского «Счастливцы и безумцы», изданный «Вагриусом», а до этого удостоенный премии «Русский Декамерон» (к сожалению, не ставшей ежегодной).
Выбор «Нацбеста» (жюри возглавлял Эдуард Лимонов) был подхвачен организаторами новой, учреждённой в 2005 году национальной литературной премии «Большая книга». Её получили Дмитрий Быков за роман «Эвакуатор» и книгу о Пастернаке, Александр Кабаков (роман «Всё поправимо» — уже отмечен Премией имени Аполлона Григорьева в 2005 году — и сборник «Московские сказки»), Михаил Шишкин (роман «Венерин волос»). Специальной премией были отмечены мемуары Наума Коржавина «В соблазнах кровавой эпохи». Денежный эквивалент первой премии — три миллиона рублей, второй — полтора миллиона, третьей — миллион рублей. Быков за «Пастернака» получил также один из призов читательских симпатий.
Щедрое премирование Дмитрия Быкова справедливо отметило многогранный литературный и журналистский талант этого современного Дюма. Книга о Пастернаке получилась живая, добрая, приближающая к миру поэтов и поэзии, к родной литературе, к культуре. При этом хочется вспомнить, что в удивительно насыщенной жизни Дмитрия Львовича было и время школьного учительства.
Однако в соответствии с направленностью нашей газеты главное внимание мы стремимся уделять литературным конкурсам и премиям, которые отмечают творчество юных, молодых, и произведения, предназначенные для школьников.
Так, с 2000 года существует Независимая литературная премия «Дебют», учреждённая Международным фондом «Поколение». Ею награждаются поэты, писатели, драматурги и критики не старше двадцати пяти лет (нижней границы возраста нет, премией может быть отмечен даже дошколёнок).
В 2006 году в номинации «Крупная проза» лучшей была названа повесть Виктора Пучкова из Ногинска «Сахарная болезнь», повествующая об одном дне из жизни двадцатилетнего парня, больного диабетом.
В номинациях «Малая проза» и «Поэзия» победили москвички Дарья Тагиль и Мария Мурсалова. Лучшего критика также нашли среди москвичек — это Валерия Пустовая.
В жанре драматургических произведений отмечены пьесы Ника Средина из Белоруссии.
Лучший детский автор — Вадим Селин (книга «Свой в доску! Как научиться кататься на скейте»).
Каждый из победителей получил по 90 тысяч рублей.
Специального приза Федерального агентства по культуре и кинематографии «Голос поколения» удостоена Ярослава Пулинович за пьесу «Учитель химии».
Жюри премии возглавлял Владимир Маканин, а координатором выступала Ольга Славникова, получившая в 2006 году «Русского Букера» за роман «2017».
В следующих номерах «Литературы» мы подробно расскажем об условиях конкурса «Дебют-2007», а также о ходе конкурсов «Заветная мечта», «Добрая лира», шестого открытого Интернет-фестиваля молодых читателей России «Сочи–Мост-2007».
Редакция также открыта для сотрудничества со всеми организациями, проводящими литературные конкурсы школьников, детской, подростковой и юношеской литературы.