Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №2/2007

Архив

Предпрофильная подготовка

От редакции

Мы сознательно ограничили себя в этом разделе практическими материалами и напечатали только уроки по программе углублённого изучения литературы. Дело в том, что если с профильными классами на старшей ступени есть хотя бы какая-то теоретическая ясность или по крайней мере поле для дискуссий (в чём вас, надеемся, убедят материалы следующих разделов нашего спецвыпуска), то с предпрофилем ситуация другая. Здесь пока нет ничего, кроме общих и заранее понятных слов, с которыми не поспоришь. Смысл их сводится к тому, что нужно помочь девятиклассникам выбрать наиболее подходящий для них профиль на следующий год.

Однако перед учителем встаёт более существенная проблема: а как это сделать? Мы убеждены, что здесь есть один путь — показать ученику, как и чем именно интересен мир того предмета, который мы преподаем. Ведь интерес на этапе выбора — один из самых сильных мотивов, руководящих ребенком, и учитывать его часто вынуждены даже прагматически настроенные взрослые. А интерес этот, по нашему мнению, нужно начинать формировать задолго до девятого класса. То есть проблема предпрофиля должна постоянно держаться в поле зрения учителями, работающими на всей средней ступени.

Одновременно, двигаясь по пути “приманивания”, “привораживания”, мы должны помнить, что выбранный профиль — это начало будущей профессии. А для неё требуется не только интерес, но и профпригодность. Поэтому мы не вправе скрывать от детей и те трудности, которые есть в нашем “предметном мире” — мире литературы. За время предпрофиля (повторимся, широко понимаемого) мы должны показать школьникам, чем занимается филология и как именно, то есть чем предстоит заниматься им самим, если они выберут филологический профиль. Именно поэтому нам так интересна в средних классах углубленная программа по литературе, задающая серьёзный уровень постижения произведения. Кого-то она, вероятно, отпугнёт, но может быть, это в некотором смысле и неплохо: ведь таким образом мы не дадим ребенку обмануться относительно своих профессиональных перспектив.

Иными словами, проблему предпрофиля можно сформулировать и так: важно не только сознательно выбрать, но и не менее сознательно отказаться от не подходящих именно тебе вариантов. Работая с детьми на этапе предпрофиля, мы должны об этом помнить.

Рейтинг@Mail.ru