Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №2/2007

Архив

Введение в тему

Литература и профильная школа — роман с продолжением?

Словосочетание “профильная школа” в последнее время по индексу цитируемости в образовательном сообществе уступит разве только что словосочетанию “Единый государственный экзамен”. Между тем, как оказывается на практике, в него вкладываются разные смыслы. Коль скоро наш тематический номер посвящается профильной школе, стоит пояснить, что стоит за этим понятием.

О профильной школе начали говорить в конце 2001 года, когда появилось распоряжение Правительства РФ № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года1. В нём сказано, что на старшей ступени школы предусматривается профильное обучение, то есть создаётся система специализированной подготовки, “ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся”. На базе этого документа в 2002 году была разработана, обсуждена и принята «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования», которая является сейчас основным документом, определяющим конфигурацию профильной школы.


1 Все цитируемые и называемые нами документы можно увидеть на специализированном сайте «Профильное обучение в старшей школе» http://www.profile-edu.ru

Сразу отметим, что понятия “профильная школа” и “профильное обучение” — не синонимы. Профильное обучение — это, если хотите, общая идея, принцип, в соответствии с которым ученику позволяется на старшей ступени школы выбирать, как теперь модно говорить, “индивидуальную образовательную траекторию”. Не надо заставлять учить всё всех — дадим возможность старшекласснику в соответствии с его интересами, склонностями и способностями построить свой учебный план (в конце концов, на деле и так многие старшеклассники, особенно в выпускном классе, занимаются серьёзно лишь теми предметами, которые надо сдавать в вуз). Профильная школа — это способ реализации такой идеи, организационная форма, которая позволит осуществить на практике профильное обучение. Помимо этой формы могут быть и другие: ученик может заниматься на курсах при вузе, в кружках на базе детских дворцов творчества или даже вовсе перейти на домашнее обучение. Не посещая профильную школу, он будет при этом получать профильное образование.

Эксперимент по введению профильного обучения начался сразу после принятия «Концепции...» и, в соответствии с приказом Министерства образования № 2757 от 26.06.2003, “с 2006/07 учебного года должен начаться широкий переход на профильное обучение в старших классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации”. Иными словами, всех нас если не затронула, то в скором времени затронет проблема профильной школы и более конкретные вопросы: Как преподавать литературу в условиях профильного обучения? Не обернётся ли для литературы намечающийся союз браком поневоле? Будет ли у этого романа продолжение — и какое?

Понятно, что переход к профильному обучению может произойти лишь при существенной перестройке всей школьной системы на старшей (и отчасти средней) ступени. Если ученик углубляется в какую-то образовательную область, то он должен получить больше часов на соответствующие предметы. Эти предметы будут для него основными, профильными. Другие, непрофильные предметы, естественно, будут сокращаться, изучение материала здесь станет скорее ознакомительно-обзорным. При этом следует учесть, что есть обязательные базовые предметы, одинаково необходимые для любого старшеклассника, независимо от выбранного им профиля — их нужно освоить достаточно серьёзно.

Таким образом, при новой организации учебного процесса каждый предмет начинает подразделяться на уровни — базовый и профильный. Соответственно, для каждого уровня должно быть разработано своё содержание предмета, определены подходы и методы преподавания, должны появиться свои учебники и — возможно — типы экзамена.

Присмотримся к базовым и профильным предметам пристальнее. К базовым предметам «Концепция» относит следующие: “математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей)”. Как видим, литературы здесь нет. Однако в примерных учебных планах для разных профилей, которые приведены в «Концепции», используется формулировка “русский язык и литература”. А в Базисном учебном плане литература вынесена в отдельную строчку в разделе «Инвариантная часть». Думаем, что в «Концепции» допущена элементарная неточность, которая, кстати, исправлена в разъясняющей статье академика-секретаря отделения общего среднего образования РАО А.А. Кузнецова и проректора МГТА Л.О. Филатовой «Базисный учебный план старшего звена школы в условиях введения профильного обучения»2. Соответствующий фрагмент текста выглядит здесь так: “Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных курсов: математика, русский язык и литература, иностранный язык, история, физическая культура” (далее без расхождений; выделено нами. — С.В.). Итак, в любом классе профильной школы независимо от выбранного профиля ученик обязательно будет изучать литературу. Тем самым наш многострадальный предмет, по поводу которого в последнее время сломано столько копий, получил своего рода “охранную грамоту”.


Вопросы образования. 2004. № 3. С. 162–192.

В соответствии с примерным Базисным учебным планом в 10-м и 11-м классах на литературу базового уровня отводится три часа в неделю. Много это или мало? Вопрос риторический — смотря с чем сравнить. Лучше чем ничего. Но явно недостаточно для того, чтобы освоить материал, определённый стандартом, на том уровне, который предписывается его же требованиями.

С литературой в таком объёме столкнётся подавляющее большинство старшеклассников. Те немногие, кто выберет гуманитарный или филологический профиль, будут изучать литературу на повышенном, профильном уровне. Это — пять часов в неделю. И, соответственно, другая программа.

В дополнение к этим двум “разновидностям” литературы существует ещё одна — так называемые элективные курсы. Как явствует из перевода, это “курсы по выбору”. Однако при этом они являются и обязательными: учащийся обязан выбрать определённое количество (1–2) курсов из предложенных школой, однако какие именно, он решит сам. Естественно, что эти курсы касаются тех дисциплин, которые являются профильными для ученика (хотя в принципе никто не может запретить “математику” выбрать элективный курс «Поэзия Серебряного века»). Часы на элективные курсы берутся из школьного компонента учебного плана.

Основная цель элективных курсов — удовлетворить индивидуальные образовательные потребности ребёнка. При этом элективные курсы могут выполнять разные задачи. Они могут “углублять профиль” — в этом случае ученик получает возможность, кроме пяти часов в неделю, заниматься той же литературой ещё два часа в неделю. Таким образом, перед нами фактически возникает модель существующих и сейчас спецклассов или классов с углублённым изучением предмета. С другой стороны, электив может дополнять предмет, изучаемый на базовом уровне. Скажем, существует много серьёзных математических или физических классов, которым явно недостаточно будет изучать литературу по три часа в неделю. Объявленный в таком классе элективный курс (при условии интереса к нему со стороны учеников) может восполнить возникший дефицит. Наконец, элективный курс может быть и “экзотическим”, направленным на изучение каких-то специфических вещей (скажем, «Литература и кино», «Основы стихосложения», «Современная драматургия»). Электив может строиться и на межпредметной основе.

Весьма полезно при разработке элективных курсов (а в эту работу постепенно будут вовлечены все словесники) познакомиться с информационным письмом Министерства образования № 14–51–277/13 от 13.11.2003. В нём в частности сказано: “...В примерных учебных планах отдельных профилей в рамках времени, отводимого на элективные курсы, предусмотрены часы в 10–11 классах на организацию учебных практик, проектов, исследовательской деятельности. Эти формы обучения, наряду с развитием самостоятельной учебной деятельности обучающихся, применением новых методов обучения (например, дистанционного обучения, учебных деловых игр и т.д.), станут важным фактором успешного проведения занятий по элективным курсам...

Широкий спектр и разнообразный характер элективов может поставить отдельную школу в затруднительное положение, определяемое нехваткой педагогических кадров, отсутствием соответствующего учебно-методического обеспечения. В этих случаях особую роль приобретают сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений. Сетевые формы предусматривают объединение, кооперацию образовательного потенциала нескольких образовательных учреждений, включая учреждения начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования…

В качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы также учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания…”3


Полностью текст письма, в котором изложены важные для учителя организационно-методические вопросы, связанные с элективными курсами, можно найти на указанном нами сайте (cм. с. 2).

Важно, что в соответствии с «Концепцией» количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся — только тогда это будет настоящий выбор. Естественно, что по элективным курсам единый государственный экзамен не проводится. Примерное соотношение объёмов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется в «Концепции» пропорцией 50 : 30 : 20.

Говоря об элективных курсах, мы вплотную подошли к одной из самых серьёзных проблем профильного обучения — проблеме выбора. Все мы знаем, что современный ребёнок в силу разных причин зачастую не может совершить самостоятельный, ответственный выбор. Это значит, что система профильного обучения не должна быть жёсткой; ребёнок, выбравший “не то” или не определившийся до конца, не должен быть этой системой “сломан”.

Здесь особую роль должна играть предпрофильная подготовка, ориентирующая ученика на выбор профиля. Её надо интенсивно вести в 9-м классе, а начинать — гораздо раньше. На профильное самоопределение работает и выбранная учителем программа по предмету (в нашем номере мы показываем это на примере одной из программ), и курсы по выбору (похожие на элективы, но рассчитанные на учеников 9-го класса). Важно знать, что на курсы по выбору отпускается весьма существенное время (всего на предпрофильную подготовку отводится 100 часов в год, две трети из них уходит на курсы по выбору), а класс на занятиях такого типа разрешено делить на подгруппы.

Ещё одно из узких мест профильного обучения — это экзамен. Соотношению профильной школы и ЕГЭ в «Концепции» посвящено всего лишь одно предложение. Это означает, что пока никто толком не может дать ответ на вопрос, одинаковые ли экзамены должны сдавать по одному и тому же предмету выпускники, изучавшие этот предмет на базовом и профильном уровнях. И если эти экзамены должны быть разными, то как их увязать с идеей ЕГЭ? Мы предлагаем в нашем номере некоторые подходы к проблеме экзаменов по литературе в профильной школе.

Есть ещё один вопрос более общего характера, о котором стоит, с нашей точки зрения, знать и учителям литературы. В «Рекомендациях по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов» от 20.04.2004 № 14–51–102/13, разработанных Департаментом общего и дошкольного образования Министерства образования, сказано: “Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранный профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения).

Кроме того, общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, однако за счёт значительного увеличения числа предлагаемых профильных и элективных курсов предоставлять обучающимся (в том числе, в форме учебных межклассных групп) в полной мере реализовать свои индивидуальные профильные образовательные программы через ИУП”.

Это означает, что насильственной профилизации школы быть не должно. Профили могут и должны возникать лишь там, где есть для них условия. Поэтому отнеситесь к анализу этих условий ответственно — и помогите это сделать администрации. Цель наша в этом процессе должна быть одна: мы должны предоставить каждому ученику возможность изучать литературу на том уровне, на котором он хочет и может. В случае если этот уровень серьёзен и глубок, мы (имеем в виду всю систему образования) должны постараться ему соответствовать; если уровень запросов “нулевой”, наша задача — попробовать дотянуть его до того минимума, который мы считаем базовым, необходимым для любого человека.

Организация профильного обучения — дело новое и во многом непонятное. Мы будем рады, если наш тематический номер хоть немного поможет вам в этой работе. Постараемся также ответить на все ваши вопросы, которые связаны с профильным обучением.

Сергей Волков
Рейтинг@Mail.ru