Архив
Лицом к лицу с профилем
Вы держите в руках тематический номер газеты «Литература», который полностью посвящён проблеме профильного обучения. Многие школы страны уже включились в эксперимент по переходу к профилизации, многим ещё предстоит это сделать. Чем обернётся для предмета “литература” этот переход? В чём плюсы и минусы, опасности и выгоды профильного обучения? Как преподавать литературу в новых условиях? На эти и другие вопросы отвечают вместе с нами авторы нашей газеты.
Номер организован по тематическим блокам.
Во вступительной статье разъясняется само понятие “профильное обучение”, даётся справочная информация, определяются термины.
Отдельный блок практических материалов рассчитан на тех, кто занимается проблемой предпрофиля в средних классах. Его задача — показать, как можно построить программу по литературе, чтобы она ориентировала учащихся на выбор гуманитарного профиля.
Два следующих блока — литература в непрофильных и профильных классах — вступают в своеобразный диалог. Здесь собраны материалы дискуссионного характера. Это симптоматично, поскольку нет и, очевидно, не может быть единого подхода к тому, что такое гуманитарность, каковы задачи нашего предмета, как преподавать литературу детям, выбравшим разные профили. В качестве профиля-“антагониста” в отношении гуманитарно-филологического часто называют математический — именно поэтому проблему непрофильных классов мы ставим на примере матклассов.
В отдельный блок помещён материал, касающийся элективных курсов по литературе. Мы хотели не просто напечатать конкретный элективный курс (их сейчас издаётся очень много), а показать, как его можно строить самому.
Особого разговора требуют учебники для профильных и непрофильных классов. В этом блоке вас ждёт встреча с двумя новыми учебниками, которые в скором времени, надеемся, выйдут в свет.
Весьма серьёзным при переходе к профильному обучению становится вопрос об экзамене. Мы знакомим вас с новым, оригинальным взглядом на возможности ЕГЭ по литературе, а также представляем систему работы по созданию учебного исследования, защита которого может стать одной из экзаменационных форм.
Все материалы нашего номера утверждают: профильное обучение — это эксперимент, которого не надо бояться. Как и любой эксперимент, он, конечно же, имеет свои риски, но одно несомненно — этот эксперимент будит творческую активность, высвобождает энергию поиска. Давайте будем делиться ею.