Читальный зал
СТЕНД
Рубрики «Книжная полка», «Каталог», «Стенд» появлялись в нашей газете одна за другой, отражая поиски наших читателей в лабиринтах нынешней печатной продукции.
Не всё в развитии и наполнении этих рубрик у нас получается так, как хотелось бы, но всё же и впредь мы будем стараться не разочаровать читателя (пока главное разочарование было, как нам не раз говорили, — жаль, что не всё это удаётся купить!). Но ведь и просто знать, что то или иное издание существует в подлунном мире, тоже для начала неплохо.
«Книжная полка» будет представлять самые интересные и полезные учебно-методические новинки, а также яркие исследования по истории и теории литературы, разнообразные справочники, энциклопедии, антологии, которые могут оказать словеснику существенную помощь в подготовке к урокам.
«Каталог» — библиографическое описание новинок по методике преподавания литературы, учебников, пособий, филологических, искусствоведческих, культурологических трудов. Мы знаем, что порой в эту рубрику попадали книги откровенно слабые, пустые, но, свято чтя закон полноты информации, полагались на то, что читатель разберётся сам, что ему нужно, а наша задача — сообщить ему, что книга вышла.
Но возникла проблема: порой не только на «Книжную полку», но и на «Каталог» в номерах газеты у нас не находилось места. В 2007 году мы попытаемся снять её следующим образом: «Каталог» несколько сузит своё поле — в нём мы будем представлять только новинки, так или иначе связанные с темами школьного литературного образования. Печататься он будет на свободных местах в номере: «Книжная полка» получает две полосы, и в рамках этого пространства мы продолжим свою нешумную, но полезную работу. В каждом номере будет появляться и «Стенд»: обзор публикаций в периодике, связанных с проблемами литературы в школе, а также обзоры журналов «Вопросы литературы», «Новое литературное обозрение», «Русская литература», значительных материалов в других изданиях.
А начнём мы новогодний «Стенд» с возрождения традиции опроса главных редакторов ведущих российских литературных и литературоведческих журналов. Вопросов на этот раз было три.
1. Какие публикации 2006 года в Вашем издании, а также в России представляются Вам художественно весомыми, выдающимися по своим эстетическим качествам, — иными словами, могут быть включены в рекомендательные списки для школьников по разделу “современная литература”?
2. Какое место на страницах Вашего журнала в 2007 году отводится обсуждению проблем школьного литературного образования?
3. На какие грядущие публикации-2007 в Вашем журнале Вы хотите обратить внимание учителей-словесников?
Печатаем поступившие в редакцию ответы.
Сергей Чупринин,
главный редактор журнала «Знамя»
Ориентироваться лучше всего на литературные премии — их сейчас много, так что практически всё, сколько-нибудь достойное, не рискует остаться незамеченным. И нам, например, радостно, что романы Александра Кабакова «Всё поправимо» и Михаила Шишкина «Венерин волос», впервые опубликованные «Знаменем», только что были удостоены престижной премии «Большая книга».
Весь год мы из номера в номер вели рубрику «Родная речь», где печатали статьи, посвящённые современному состоянию русского языка и в том числе проблемам его преподавания. Не все они, разумеется, равноценны, но размышления, скажем, Михаила Эпштейна, Ирины Левонтиной и Людмилы Зубовой столь содержательны и так блестящи, таким отменным русским языком изложены, что я смело порекомендую эти публикации и учителям-словесникам, и пытливым старшеклассникам.
И нечаянно, уже под конец года, к нам (и соответственно — к читателям) пошли никем не заказанные статьи о молодёжи, о школе, средней и высшей, о том, куда ж плыть свежему поколению и его наставникам. Среди этих статей, вне сомнения, выделилась глубокая и яркая работа известного школьного директора Евгения Ямбурга, который взял на себя труд не только прочесть массу стихов и прозы сегодняшних 20–25-летних писателей, но и сравнить нарисованные ими картины с действительностью.
Отклик на эти публикации был столь существенным, что со следующего года мы затеваем целый проект (или, на нашем жаргоне, рубрику) «Studio», намереваясь в двенадцати номерах подряд снова и снова возвращаться к заботам образования и воспитания. Часть этих статей уже запланирована в ближайшие журнальные книжки, часть пока только заказана, по опыту мы знаем, что самый блеск иногда демонстрируют тексты, никому не заказанные и пришедшие самотёком — по принципу “Чем случайней, тем вернее…”.
Если первый, уже ушедший в типографию номер открывается стихами Сергея Гандлевского, Бахыта Кенжеева, Алексея Цветкова, если вот-вот можно будет прочесть новую прозу Леонида Зорина, Ольги Славниковой и Евгения Попова, если мы уже точно знаем, когда в редакцию поступят долгожданные романы Анатолия Королёва и Андрея Дмитриева, если, параллельно со «Studio», мы начинаем ещё один проект — «Нестоличная Россия», обращённый к тому, как и чем живут люди за чертою МКАД, то… — нам ли и нашим ли подписчикам жаловаться?