Архив
Конкурсы
Итоги конкурса учителей литературы на лучшую методическую разработку уроков
Пришла пора подвести итоги второго конкурса 2006 года на лучшую методическую разработку, который был объявлен нами в прошлом полугодии. Приятно, что на наш призыв откликнулись многие читатели — в общей сложности мы получили 149 работ.
Наибольший интерес вызвала номинация «Трудная тема». Любопытно, какие темы сами учителя считают трудными. Они касаются практически всех разделов программы.
- «Слово о полку Игореве»
- Изучение творчества М.В. Ломоносова
- «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева
- «Светлана» В.А. Жуковского
- Изучение темы «Романтизм» на уроках литературы в старших классах
- Загадка Чацкого
- Поэзия Аполлона Григорьева
- «Бирюк» И.С. Тургенева
- Назначение поэзии и её задачи в понимании А.А. Фета и Н.А. Некрасова
- Новелла Ги де Мопассана «Ожерелье»
- Понятие “пейзаж” на примере рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
- «Диалектика души» в повести Л.Н. Толстого «Юность»
- «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского
- Творчество Александра Блока
- Человек и природа в поэзии Н.А. Заболоцкого
- «Лебедь в зоопарке» Н.А. Заболоцкого
- Поэтические течения в литературе на рубеже веков
- Тема Гражданской войны в литературе ХХ века
- Преподавание позии ХХ века
- Черты агиографии в повести Г.Д. Гребенщикова «Егоркина жизнь»
- Тема милосердия в рассказе Е.И. Носова «Трудный хлеб»
- Смысл названия повести В.С. Маканина «Долог наш путь»
- Опыт медленного чтения рассказа Т.Н. Толстой «Чистый лист»
- Воплощение вечных тем в современном искусстве (на примере рок-оперы «Юнона и Авось»)
Видим, что часть тем содержит в себе литературоведческое понятие — уроки по терминам были вынесены в отдельную номинацию. Здесь учителей привлекли в основном тропы: олицетворения, метафоры, эпитеты, антитеза и т.п., а также звукопись. Уроки, связанные с толкованием этих понятий, как правило, даются в 5–6-х классах.
Присланы также уроки по проблемам жанра, композиции, средствам создания образа.
Материалы по литературным направлениям и течениям ограничились романтизмом, акмеизмом и концептуализмом.
А теперь — лауреаты. Дипломы газеты «Литература» получают десять победителей конкурса. Назовём их (места работы словесников воспроизводятся в том оформлении, как они были ими даны).
Татьяна Владимировна УШАКОВА, МОУ СОШ № 5, г. Тимашевск, Краснодарский край — «Что есть красота?». Читаем стихотворение Н.А. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке».
Валерий Александрович СОНЬКИН, МОУ СОШ № 44, г. Набережные Челны, Республика Татарстан — «Лишь жить в себе самом умей...». Изучение темы «Романтизм» на уроках литературы в старших классах.
Наталья Ивановна ГЛОТОВА, МОУ СОШ № 12, г. Бийск, Алтайский край — «Черты агиографии в повести Г.Д. Гребенщикова “Егоркина жизнь”».
Вера Александровна ЧИКРИНА, г. Чистополь, Республика Татарстан — «“Одиссея последнего романтика”: Поэзия Аполлона Григорьева».
Ирина Борисовна ЯЩЕНКО, МОУ СОШ № 3, г. Череповец, Вологодская область — «Диалектика души главного героя повести Л.Н. Толстого “Юность”»; Смысл названия повести В.С. Маканина «Долог наш путь».
Ольга Юрьевна ГУЛИДИНА, МОУ СОШ № 14, г. Электрогорск, Московская область — «Праздник слова в 5-м классе».
Татьяна Фёдоровна ХОМУТОВА, МОУ СОШ № 3, г. Суровикино, Волгоградская область — «Тема Гражданской войны в литературе ХХ века».
Ирина Геннадьевна ФЁДОРОВА, Преображенская СОШ, п. Преображенский, Назаровский район, Красноярский край — «Изучение творчества Александра Блока».
Галина Калистратовна БУШМАНОВА, МОУ СОШ № 8, г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область — «Концептуализм — теория и практика».
Наталия Вадимовна ЦАРЕГОРОДЦЕВА, МОУ СОШ № 1, г. Яранск, Кировская область — «Изучение теоретико-литературных понятий в 5–8 классе».
Часть работ победителей уже появилась на страницах газеты, часть ждёт своей очереди. Некоторые работы мы, к сожалению, не сможем опубликовать по причине их значительного объёма.