Я иду на урок
Я иду на урок
Людмила Печникова
Людмила Владимировна ПЕЧНИКОВА — учитель русского языка и литературы гимназии № 13 г. Нижнего Новгорода.
Судьбой и ветрами изваян профиль мой…
О поэзии Максимилиана Волошина
К творчеству М.А. Волошина в 11-м классе можно обратиться на завершающем этапе изучения поэзии Серебряного века. Посвятим этому урок, желательно сдвоенный. Личность Волошина давно мифологизировалась, обросла легендами. Чтобы посмотреть по-новому на некоторые их страницы, прочтём ребятам автобиографию поэта. Знакомство с подробностями волошинской судьбы поможет учащимся прочувствовать атмосферу эпохи, они определят основные вехи жизненного и творческого пути этого многообразно одарённого человека, и в результате перед ними раскроется многогранная, очень яркая и привлекательная личность поэта.
В годы послеоктябрьских испытаний гражданскую позицию Волошина истолковывали по-разному. Иногда её определяли, как “стремление остаться над схваткой”. Думается, что это не так. В 1920-е годы Крым переходил из рук в руки, и всем было известно, что Волошин при белых прятал у себя большевиствующих матросов, а при красных — спасал офицеров. Не занимаясь политикой, он занимался людьми. И в белых, и в красных он видел прежде всего людей. Лучше других понимала эту его особенность Марина Цветаева: “Макс неизменно стоял вне: за каждого, не против кого. Он умел дружить с человеком и с его врагом”.
Это было страшное время, которое Волошин запечатлел в своём “белом” стихотворении «Террор» — оно считается одним из самых сильных в русской поэзии на эту тему.
Итогом первого урока должен стать тезисный план в тетради «Ведущие черты поэтического облика М.А. Волошина»:
1) неразрывность лирического и личностного мира;
2) полное соответствие его стихотворных деклараций образу жизни и стилю поведения;
3) все события жизни Волошин мерил с этической точки зрения.
Цель второго урока — выяснить литературные пристрастия М.А. Волошина. Поэт смотрит на мир с высоты тысячелетних культур разных народов. Прочтём ребятам фрагменты поэмы «Четверть века» с тем, чтобы определить ведущий поэтический приём, который использует Волошин, создавая образы времени и пространства. Все три времени — настоящее, прошлое и будущее — сомкнуты в одно, а пространство как бы “сплющено”, и таким образом возникает представление, что лирический герой находится во всех веках и в любой эпохе одновременно. Этот приём позволяет от хаотических впечатлений современной жизни перейти к основам истории мира в связи с историей отдельного человека. В результате этих наблюдений делается вывод, что одна из характерных черт поэтики Волошина — сочетание лирики и эпоса.
В предисловии к книге избранных стихотворений «Иверни» (1918) находим нечто близкое нашим наблюдениям. Волошин так излагает в общих чертах эволюцию своей поэзии, её лирического героя: “Вначале странник отдаётся чисто импрессионистическим впечатлениям внешнего мира… переходит потом к более глубокому и горькому чувству матери-земли… проходит сквозь испытание стихией воды… познаёт огонь внутреннего мира и пожары мира внешнего…”
“Пожары мира внешнего…” — войны и революции. Для Волошина война, убийство, террор неприемлемы. Но поэт оказался свидетелем нескольких революций и войн. В своей автобиографии он писал: “Ни война, ни революции не испугали меня и ни в чём не разочаровали, я их ожидал давно и в формах ещё более жестоких”. Здесь уместно обратиться к стихотворению «Дикое Поле» и вновь отметить передвижение во времени и пространстве как приём, помогающий ввести историю в современность, сочетать эпохи и народы.
Ощущение единения пространства и времени чаще всего появлялось у Волошина в Коктебеле.
В трёх точках Коктебельского залива узнаётся Волошин.
Первая точка — дом, где он жил и работал.
Вторая — могила на высокой горе над посёлком.
Третья точка — склон горы Карадаг. Если смотреть в эту сторону из дома поэта, абрис скалы напоминает профиль Волошина.
Он сам замечает это, когда в стихотворении из цикла «Киммерийская весна» (1928) говорит о Коктебеле.
Его полынь хмельна моей тоской,
Мой стих поёт в волнах его прилива,
И на скале, замкнувшей зыбь залива,
Судьбой и ветрами изваян профиль мой.
Цветаева говорила, что Волошин — “порождение земли”, дух земли. Действительно, поэт всегда ощущал себя частью природы. Друзья не зря в шутку называли его «Макс де Коктебель». Лучшие его произведения связаны с крымской землёй — Киммерией, как любил называть её Волошин. И конечно же, многие стихотворения поэта посвящены этой земле. Здесь проявляется ещё одна грань таланта этого человека: в Волошине соединились поэт и художник.
Покажем учащимся репродукции акварелей
Волошина. На них изображена не природа, а её лики.
Пейзажи скорее воплощают идею, отношение
художника к земле, чем просто копируют
действительность. Вот как говорил об этом сам
Волошин: “Чувство Родины неизбежно связано с
пейзажем. Если мы упоминаем о «дыме отечества»
или тоске родных песен, то только потому, что они
более властно, чем зрительные ощущения,
раскрывают перед нами душу пейзажа… Пейзаж —
это лик родной земли, лицо матери. От созерцания
этого лица в душе подымается та тоска, жалость,
нежность, та надрывающаяся и безысходная любовь,
с которой обычно связано чувство Родины”.
Волошин часто называл акварели строками из своих
стихотворений, делал к ним стихотворные подписи.
В начале своего творческого пути Волошин прошёл через увлечение поэзией “парнасцев” — группы французских поэтов ХIХ века (Эредиа, Сюлли-Прюдома, Леконта де Лилля, Малларме). В их произведениях поэту импонировало живописное начало, умение видеть и передавать краски мира, его тона и полутона. Эта эстетическая программа “парнасцев” воплощалась в стихах Волошина, посвящённых Киммерии.
Прочтём некоторые из них. Говоря о стихотворении «Старинным золотом и желчью…», отметим его особенность: в нём слышны… “краски”. Нередко, прежде чем создать пейзажное стихотворение, Волошин записывал слова, передающие оттенки красок, цветов, чтобы в произведении добиться нужного цветового соотношения. Стихотворение «Старинным золотом…» вполне можно назвать “акварелью в стихах”. Цвета, формы, запахи — всё вместе создаёт такую картину, которую хочется видеть так же, как “слышать звучание” волошинских акварелей.
При анализе стихотворения «Звонки стебли трав…» спросим ребят: “В чём «аромат» этих строк Волошина?” Можно заметить, что здесь изображены не просто живописные уголки природы, но и “говорящие”: мы слышим голос земли, истории, трав и камней, будто сама природа рассказывает о том, что навек запечатлелось в её памяти.
В декабре 1926 года Волошин написал стихотворение «Дом Поэта», в котором выразил раздумья о собственном творчестве.
Дверь отперта. Переступи порог.
Мой дом раскрыт навстречу всех дорог.
После чтения этих строк спросим ребят: “Как вы понимаете, навстречу каким дорогам открыт «Дом Поэта»?”, “Какой смысл имеет название «Дом Поэта»?” В результате поиска ответов учащиеся должны подойти к выводу, что в творческой биографии “Дом Поэта” расширяется до понятия “Мир Поэта”. После этого уместным будет рассмотреть фотографии с видами дома Волошина, который напоминает корабль. Л.Озеров в статье «М.Волошин, увиденный его современниками» пишет: “Дом Волошина был похож на корабль. Его так и называют — корабельным. Дом-пристанище? Не только. Над Домом — башня с площадкой для наблюдения над звёздами. Стартовая площадка для полёта мысли”. Завершающие строки стихотворения звучат итогом жизненных раздумий поэта. Учащимся предлагается письменно проинтерпретировать их.
Будь прост, как ветр, неистощим, как море,
И памятью насыщен, как земля.
Люби далёкий парус корабля
И песню волн, шумящих на просторе,
Весь трепет жизни всех времён и рас
Живёт в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.