Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №24/2006

Я иду на урок

Я иду на урокДжек Лондон на Гавайях. Фото. 1915 г.

Оксана Павлова
Евгения Килина


Оксана Павловна ПАВЛОВА — учитель русского языка и литературы; Евгения Викторовна КИЛИНА — учитель географии. Работают в МОУ «Средняя (полная) общеобразовательная школа № 6» г. Юрги Кемеровской области.

Урок литературы – в кабинете географии

Уже несколько лет в своей школе мы проводим интегрированные уроки литературы и географии. У таких уроков есть одно неоспоримое достоинство: они интересны детям. Благодаря слиянию двух дисциплин ребята глубже воспринимают содержание прочитанного произведения, рельефнее представляют себе и сюжет, и героев. Особенно понравился нашим шестиклассникам урок по рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни». Когда они по карте проследили путь, проделанный героем рассказа, измерили его ниточкой, высчитали длину пути, то пришли в настоящее изумление. И сочувствие их герою было огромным.

Готовясь к уроку, мы решили для начала соотнести задачи, которые мы ставим перед собой как учителя. Пришли к выводу, что для нас важно будет рассмотреть содержание рассказа, определить роль пейзажа в произведении, расширить знания учащихся о географическом положении Аляски, показать влияние природы на судьбу героя. Хотелось бы также продемонстрировать ученикам взаимосвязь и взаимодополнение школьных дисциплин через призму творчества Джека Лондона, интегрировать художественный текст с конкретным географическим пространством. Кроме того, нельзя забыть о развитии устной речи и о формировании навыка работы с географической картой.

Для урока нам потребовались — помимо текста рассказа — физическая и климатическая карта Северной Америки, карта природных зон, зоогеографическая и почвенная карта мира, рисунки учащихся, нитки, фломастеры, длинная линейка, календарь погоды.

Эпиграфом к уроку мы выбрали слова английского историка Томаса Карлейля: «Насколько человек побеждает страх, настолько он человек». Опишем теперь ход самого урока — так, как он получился у нас в реальности.

Учитель литературы. Ребята, сегодня на урок литературы мы пришли в кабинет географии. Вы спросите почему? Потому что урок наш необычный. Надеемся, что вы и сами увидите это по ходу работы.

Мы будем говорить о рассказе американского писателя Джека Лондона «Любовь к жизни» (1906). У кого из вас в домашней библиотеке есть книги этого писателя? (Ответы учащихся.) Кто из вас читал эти книги? (Поднимают руки.) Что именно читали и как оцениваете? (Короткие ответы учащихся.)

Мы впервые говорим о Джеке Лондоне на уроке, поэтому сначала познакомимся с самим писателем.

Сообщение о Джеке Лондоне (1876–1916) (индивидуальное задание).

В 1897 году на севере Америки, в Клондайке, нашли золото. Дикие просторы Аляски, страны Белого безмолвия, пустынной и холодной, вдруг показались землёй богатой и щедрой тысячам бедняков и тем, кого называют прирождёнными романтиками.

Американец Джек Лондон, тогда ещё начинающий писатель, был из их числа. Но прежде, чем стать золотоискателем, Лондон перепробовал множество профессий: он был разносчиком газет, рабочим на консервной фабрике, матросом на шхуне, гладильщиком в прачечной, кочегаром. Нужда помешала ему завершить учение. Его университетом стала сама жизнь. И он горел желанием рассказать о ней миру.

На Аляске Лондон не разбогател, но он собрал там ценнейший материал для своих рассказов, которые познакомили американцев с Севером. Оледенелые бревенчатые поселения, сорокаградусная стужа, долгие полярные ночи, споры, где побеждает сильнейший, жизнь, полная смертельного риска, — в таких условиях жили и боролись герои «Северных рассказов».

О противоборстве человека и природы, о мужестве и стойкости написан один из самых знаменитых рассказов писателя — «Любовь к жизни». Также рассказ этот о страшных последствиях предательства (путь героя оказался в воле рока после того, как его бросил товарищ).

Законы природы у Джека Лондона суровы, но справедливы. Беда приходит только тогда, когда человек отступает от этих законов, становится богатым и жадным и стремится установить неравенство. Об этом говорится и в «Северных рассказах», и в повести «Белый Клык», и в других произведениях писателя.

— Какие события из жизни писателя легли в основу рассказа? (Ответы учащихся.)

А сейчас узнаем, насколько внимательно вы читали рассказ.

Ответьте на вопросы викторины.

1. Сколько спичек было у главного героя? (67 спичек.)
2. Сколько золота нёс с собой главный герой? (15 фунтов = 6 кг.)
3. Чего не было в тайнике, к которому стремились герои?
Патроны, крючки и лески, бинокль, компас, маленькая сеть, мука, кусок грудинки и бобы. (Не было бинокля и компаса.)
4. Что произошло с Биллом? (Погиб, его съели волки.)
5. Как герой узнал, что кости принадлежат Биллу? (По кожаному мешочку.)
6. Куда наш герой прятал сухари? (В матрас, в подушку.)

Читатели вы внимательные. А с каким настроением вы читали рассказ? (Ответы учащихся.)

Действительно, рассказ рождает грустное настроение. Мне, как читателю, ещё грустнее от того, что в наших учебниках практически отсутствуют цветные иллюстрации к рассказу. Поэтому, когда я узнала, что на уроках рисования вы иллюстрируете книгу, я попросила вас выполнить рисунки к этому произведению. (Учащийся показывает свой рисунок классу, ребята пересказывают эпизод, изображённый на нём. Советуем заранее составить очерёдность показа рисунков, сопоставив их с сюжетом произведения.)

Теперь, когда “белых пятен” в содержании не осталось, вы сможете ответить на следующие вопросы.

— Как ведётся повествование? В чём особенность?

(Повествование ведётся от третьего лица. Но создаётся впечатление, что автор находится очень близко к своим героям.)

— Как вы поняли, что герои прошли уже большое расстояние?

(Прихрамывали, зашатался.)

— Почему Билл не оглянулся, когда товарищ вывихнул ногу?

(Не захотел дополнительных трудностей, испугался.)

— Как реагирует наш герой на предательство товарища?

(Не верит.)

— Почему автор не дал имени главному герою?

(Самое важное — характер.)

— Всех ли героев рассказа мы перечислили? Билл ушёл, наш герой остался один… Или не один? Есть ещё кто-то?

(Да, природа.)

Вот об этой северной природе пришло время поговорить. Передаю слово учителю географии.

Учитель географии. Итак, изначально маршрут золотоискателей был намного длиннее: они собирались идти к югу до Большого Медвежьего озера. Переправившись через него, они хотели устремиться на восток, до Гудзонова залива — там было наибольшее на то время количество факторий (поселений). В районе реки Диз у путешественников был схрон с запасом продуктов питания. Они уже два месяца в своём нелёгком странствии. Но прошло две недели, как герой сбился с пути, поэтому маршрут изменился.

Путешественники вышли к устью реки Коппермайн, которая впадает в залив Коронации. И там совершенно случайно оказалось китобойное судно «Бедфорд» с представителями научной экспедиции на борту. Двое учёных и спасли героя рассказа.

В тетрадях по географии записываем название практической работы «Оценка природных условий на пути следования героя произведения Джека Лондона “Любовь к жизни”».  К доске вызывается один учащийся, который будет работать с картой и просчитывать длину пути главного героя.

Пока ведётся работа с картой, мы обсудим, в каких суровых природных условиях шёл наш герой (для этого используем приготовленные карты). Герой двигался в пределах Северного полярного круга: от 67о северной широты до 69–70о северной широты. Что можно сказать про эту территорию?

1. Рельеф. Какой рельеф вы представили по рассказу? (По карте — от 0 до 500 м, то есть рельеф равнинный: низменности и возвышенности, холмы.)

2. Климат. Описывается июль–август — а это самый тёплый период в году. Но средняя температура этого времени года здесь +8оC.

— Ребята, посмотрите в наши календари погоды и скажите, когда у нас в Сибири бывает среднемесячная температура +8о? (Октябрь.)

— Давайте опишем погоду этого периода. (Осадки: снег и дождь.)

— Как мы одеваемся в это время? (Тёплая одежда, сапоги.)

— А что было на герое? (Ответы учащихся.)

3. Природная зона. Тундра и лесотундра — территория, открытая для свободного проникновения воздушных масс с Северного Ледовитого океана. Плюс к этому — низкие средние температуры лета и зимы, плюс большое количество озёр, рек, ручьёв. Следовательно, почва насыщена влагой, но из-за низких температур она оттаивает в летний период только на несколько десятков сантиметров — от 10 до 30 см. А на остальной территории — вечная мерзлота.

— Может ли здесь вырасти большое дерево? (Конечно, нет.)

Как мы понимаем, корневая система крупных, даже средних по размеру растений не может существовать в таких условиях, потому наш герой встречает на своём пути растительность, присущую этой природной зоне: мох, лишайник, карликовые кустарники, разнообразные ягоды, ближе к югу появляется камыш.

4. Животный мир. В данной природной зоне водятся (работа с картой) медведи, олени, песцы, лисицы, куропатки. Волки приходят сюда лишь летом на совсем короткий период. Вот почему Билл, который ушёл вперёд, съеден волками. Потом, с наступлением холодов, они мигрировали. Остался только один больной волк, который обречён на гибель здесь, так как перехода ему не выдержать.

А теперь посмотрим, какой путь проделал герой в этих условиях. Не забудьте учесть, что он был истощён, очень ослаб, нёс груз 12 килограммов. Вспомним, что последние километры он преодолевал с большим трудом и проходил в день 2–3 мили (1609 метров), а затем и вовсе делал по 20 шагов в час.

(Учащиеся по карте измеряют ниткой путь главного героя. Полученную длину нити в сантиметрах умножают на масштаб карты. Приблизительное полученное расстояние — 940 километров. Можно для наглядности сопоставить его с размерами той области, в которой живут ученики. Например, Кемеровскую область герой рассказа “пересёк” дважды: с севера на юг и обратно. Такие моменты обыкновенно поражают учеников, для которых единицы измерения часто остаются абстракциями.)

Слово берёт учитель литературы. В художественном произведении описание природы или, другими словами, пейзаж нужен не только для того, чтобы мы представили место и время действия, но и для того, чтобы мы могли лучше понять и состояние героя, и оценку автора, даваемую всему происходящему. Посмотрим на пейзаж в рассказе с этой точки зрения.

А) Первый отрывок: “Он взобрался на небольшой холмик и осмотрелся кругом…”

— Какой цвет преобладает в пейзаже и почему? Почему в этом пейзаже нет солнца?

(Настроение героя соответствует пейзажу — ему грустно, страшно. Полная неизвестность — вот что ожидает героя.)

Б) Второй отрывок: “Он проснулся озябший и больной…”

— Что изменилось в пейзаже?

(Серый цвет ещё больше сгустился, настроение стало совершенно безрадостным, надежда на спасение становится всё призрачней.)

В) Третий отрывок: “Долгое время он лежал неподвижно…”

— Какие изменения помогают понять состояние героя?

(Появилось солнце, оживились цвета, значит, появилась надежда на спасение.)

Ещё несколько дополнительных вопросов для беседы.

— Во время своего путешествия герой встречается со многими животными. Но самая острая встреча… С кем?

(С волком.)

— Почему в этой смертельной схватке умирающий, обессилевший человек одерживает победу над волком? Какое значение, по-вашему, имеет этот эпизод в развитии действия?

(Кульминация произведения, теперь ясно, что герой не погибнет.)

— Почему герой рассказа оказался победителем?

— В чём смысл рассказа «Любовь к жизни»? Почему он так называется?

— Вам известны многие произведения о смелых и мужественных людях, вспомните их. Чем рассказ «Любовь к жизни» от них отличается?

Гороскоп Джека Лондона

Итог урока подводим коллективно.

Рассказ «Любовь к жизни» — рассказ о мужественном человеке, который выстоял в таким страшным испытаниях, как одиночество, предательство друга и борьба с суровой северной природой. Самое главное — герой преодолел себя, свой страх, свою боль.

Домашним заданием может стать небольшое сочинение на тему «Вернётся ли наш герой за золотом?».

Рейтинг@Mail.ru