Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №23/2006

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Т.Ф. Семьян. ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБЛИК ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА. Челябинск: Библиотека А.Миллера, 2006. 215 с. Т.Ф. Семьян.
ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБЛИК
ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА.

Челябинск: Библиотека
А.Миллера, 2006. 215 с.

Читая стихотворение, мы всегда вольно и невольно обращаем внимание на то, как оно выглядит, и учитываем это при чтении: длинные строки читаем торжественно, короткие — весело; большое стихотворение произносим (вслух или про себя), сберегая дыхание на долгий путь, короткое проговариваем по слогам, стараясь уловить глубокий смысл. В четырнадцатистрочном квадратике сонета ищем резкий поворот хода авторской мысли, в длинных строчках гекзаметра — непременные отголоски античной поэзии. И, как правило, ожидания нас не подводят.

С прозой всё обстоит сложнее: огромные “кирпичи” абзацев кажутся на первый взгляд абсолютно непроницаемыми, неприступными для постороннего взгляда. Но приглядимся чуть повнимательнее, и мы увидим, что и тут внешний облик текста говорит о многом.

Например, диалоги сразу же выделяются своей краткостью и знаком тире перед ними; эпиграфы — положением во вполне определённом месте, перед текстом и так далее. А если взять литературу ХХ века, то тут уж чего только не насмотришься: лесенка Андрея Белого и его последователей, игра разными шрифтами у футуристов и Пильняка, дробление текста на маленькие отрывки у Розанова…

Именно об этом решила написать в своей книге Татьяна Семьян. Как водится, сначала определившись с теорией предмета: ведь о визуальном облике прозы уже писали, оказывается, очень многие: филологи, философы, искусствоведы. А для художников книги и её теоретиков это вообще одна из главных проблем: как подать текст на странице, чтобы он правильно читался и красиво выглядел?

Поневоле автору пришлось разбираться и с “выкрутасами” современных авторов. Благодаря этому в книжке появилась масса забавных и не очень рисунков. Можно сказать, Т.Семьян очень многое нам объясняет нам и здесь: оказывается, применение всякого рода “иконических знаков” в современной прозе — вовсе не каприз и не оригинальничание, а необходимость, вызванная желанием выразить свои мысли и наблюдения наиболее адекватным способом. И к тому же так, чтобы они на равных конкурировали с кино, видео, Интернетом, другими визуальными средствами и искусствами, особенно популярными сегодня: ведь современный человек, особенно молодой, воспринимает мир прежде всего глазами. Значит, ориентируясь на его взгляд, писатель и должен подавать свои мысли.

В конце книги приведены ответы нескольких современных прозаиков на вопросы анкеты, предложенной исследовательницей. Выяснилось, писатели всегда думают о том, что читатель увидит в их книге. “Для меня важно всё”, — признаётся, например, Анатолий Королёв и дальше подробно рассказывает, какими именно средствами выразительности он пользуется в своих книгах. Наверное, примерно то же могли бы сказать и классики (если бы кто-то догадался их об этом спросить).

Очень интересно и поучительно читать это исследование, заставляющее нас ещё раз по-новому взглянуть на книгу как идеальное вместилище для воплощения искусства прозы, на саму эту прозу, в которой мы нередко замечаем только темы и идеи, не обращая внимания на то, как и почему они достигают сознания читателя. Это, поверьте, совсем не лишнее знание.

Клавдия КРЫШИНА
Рейтинг@Mail.ru