Архив
Практика
Лариса ТОРОПЧИНА
Побуждая делать добро…
Изучение в 5–6-х классах отдельных глав Священного Писания станет осмысленным, если обратиться к идее нравственного начала в человеческой жизни.
Так, знакомясь в 5-м классе с эпизодами Ветхого Завета «Кто сотворил мир», «Кто сотворил человека», «Каин и Авель», «Потоп» и другими, учащиеся разных национальностей и веро-исповеданий (среди них, возможно, будет немало таких, кто ещё серьёзно не задумывался над вопросами религии и не знает её истории), могут по-разному отнестись к изложенному в великой Книге: принять описываемые события как данность, воспринимать их как легенду или же вовсе не согласиться с историей сотворения мира в том варианте, который утверждают иудаизм и христианство. Но вот оспорить вечные истины они вряд ли смогут.
Стоит обратить внимание учеников на то, что людям изначально присуща вера в разумное и иерархичное устройство мира, где, по замыслу Творца, человек и природа должны находиться в гармонии и соподчинении, а человек считается венцом творения.
В связи с этим учащиеся, конечно же, вспомнят героев русских сказок, которые вступают в борьбу со злом, защищая слабых, отстаивая добро и справедливость.
Здесь же можно отметить, как часто животные в сказках наделены не только способностью говорить, но и чутким, отзывчивым сердцем. Они неоднократно выступают в роли верных помощников хорошего человека, попавшего в беду.
Возможно, кто-то из пятиклассников уже прочёл сказку-притчу Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и вспомнит слова Лиса: “Ты в ответе за тех, кого приручил”, а вспомнив, задумается над их смыслом.
Полагаю, что здесь будет уместен вопрос учителя, насколько гармоничен наш мир сегодня и что нужно сделать, какие шаги предпринять, чтобы жестокая современная действительность хотя бы немного смягчилась?
Думаю, дети вспомнят о добрых делах, которые совершили их близкие и они сами, и придут к выводу: мир вокруг нас изменится в лучшую сторону, если мы не станем грешить, то есть не обидим слабого, не будем жадничать и завистничать, протянем руку помощи нуждающимся и даже, наконец, не сломаем ветку с только что распустившимися листьями, чтобы через несколько шагов бездумно отбросить её.
Анализируя историю Каина и Авеля, следует обратить внимание учащихся на тяжкий грех убийства не только ближнего своего, но и убийства вообще; отметить, что на Руси такое преступление всегда осуждалось, а разбойника, промышляющего грабежом и убийством, называли каином. Поэтому о грешниках, чьи руки обагрены кровью ими убитых, говорят, что у них на лбу видна каинова печать.
В современном мире, страдающем от волн массовых убийств, кровопролитных войн, ханжески называемых локальными, гибельных конфликтов якобы под знаменем защиты веры и свободы, к проблеме насилия обязательно надо привлечь внимание детей, пока их сердца ещё не очерствели.
В начале 6-го класса ученики вновь возвращаются к Библии, знакомясь с фрагментами Нового Завета, рассказывающими о рождении, жизни и деяниях Иисуса Христа.
В 5-м классе ученики познакомились с произведениями русских и зарубежных писателей, в которых рассказывается о жизни их сверстников и поднимаются важные проблемы осознания ребёнком своего места в жизни, его связи с семьёй и окружающим миром, обоснованности тех или иных поступков, совершаемых маленьким человеком.
Учащиеся, конечно, вспомнят Петю Ростова, пятнадцатилетнего подростка, доброго, отзывчивого, восторженного, стремящегося на войну с французскими захватчиками и погибшего в первом же бою (Л.Н. Толстой, отрывок из романа «Война и мир»); Егорушку, отправляющегося в город на учёбу и сердцем воспринимающего себя как часть природы, любующегося очарованием степи, казалось бы, “бесконечно унылой”, а на самом деле завораживающей своим разнообразием, которое нужно увидеть и почувствовать (А.П. Чехов. «Степь»); дерзкого Фильку, несправедливо обидевшего раненого коня, а потом осознавшего свой проступок и искренне раскаявшегося в содеянном грехе (К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»); шестилетнего Ваню, растущего в дружной, трудолюбивой, глубоко верующей семье, с его детским ожиданием чуда в грядущие праздники и искренним желанием жить по Христовым заповедям (И.С. Шмелёв. «Лето Господне», глава «Масленица»).
Эти герои очень разные, но они чем-то похожи на современных мальчишек и девчонок, их волнуют подчас те же проблемы, что и современных детей. Они, совершая хорошие поступки, сближаясь с природой, стремясь к добру, часто даже не задумываются над тем, что выполняют Божьи заповеди, то есть живут так, как призывал более двух тысяч лет назад жить Иисус Христос.
Читая главы Нового Завета, размышляя о деяниях Сына Божьего, о значении притч, поведанных им своим ученикам (притча о блудном сыне, притча о добром самаритянине), вспоминая как литературных героев, так и людей из своего окружения, шестиклассники так или иначе обратятся и к собственным делам и поступкам. Хотелось бы только, чтобы справедливая оценка своих действий и черт характера не закончилась после уроков, посвящённых Священному Писанию.
Излагая историю подвижнической жизни Иисуса Христа, можно обратиться к Нагорной проповеди, содержащейся в Евангелии от Матфея. “Возлюби ближнего твоего, как самого себя”, — наставлял Христос, подразумевая под ближним не только родных и друзей, но и тех, кто просто встречается на твоём пути и нуждается в помощи (вспомним притчу о добром самаритянине).
Сын Божий говорил: “Проявляйте милосердие... Как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними”. Попытаемся строить свои уроки так, чтобы эти мудрые слова отозвались добротой и милосердием в душах наших учеников.