Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №22/2006

События и встречи

Новости и события

Лесков в школе: орловский опыт

В конце сентября в Орле состоялась международная научная конференция «Наследие Н.С. Лескова и проблемы литературоведения в изменяющейся России», посвящённая 175-летию писателя. В самом названии этого представительного собрания лесковистов, вузовских филологов и учителей-словесников главным словом, бесспорно, является “проблемы”. Гуманитарных проблем в современной, посткоммунистической России действительно накопилось много, и тенденции к их разрешению, увы, пока малозначительны.

Трудности процесса издания Полного собрания сочинений Лескова, столкнувшегося со многими, прежде всего — финансовыми препонами, прямо или косвенно влияют на дело школьного литературного образования и подготовки педагогов-филологов. В советский период наследие этого крупнейшего мастера русского слова, с аскетической последовательностью исследовавшего парадоксы русской национальной жизни и русского национального характера, вынужденно рассматривалось сквозь призму оценок М.Горького, зачастую упрощённых и политиканских.

В наше свободное от цензурного гнёта время Лесков во многих толкованиях стал отнюдь не чудесным образом превращаться в православного мыслителя, в полном пренебрежении к его конфликтным взаимоотношениям с Церковью и церковниками того времени. Корневая для лесковской художественной философии категория праведничества то и дело профанируется, интеллектуально огрубляется и спрямляется… Академическое издание с фундаментальными комментариями могло бы противостоять нагромождению наукообразных вымыслов, но пока что педагогам приходится самим искать истину, и здесь многое зависит от их филологической культуры, от умения избежать соблазна конъюнктурных интерпретаций, от тяготения к работе именно с текстом произведения…

Вот почему одним из центральных событий конференции оказался круглый стол «Лесков в школе», в котором приняли участие многие филологи-лесковисты, орловские педагоги, методисты, преподаватели Орловского университета. Здесь героями дня были школьные учителя-словесники. В их выступлениях радовало как понимание самобытности художественного мира Лескова, так и разнообразие предлагаемых форм изучения жизни и творчества писателя, чаще всего свободных от литературоведческой моды.

Приведём здесь названия сообщений, итожащих результаты работы педагогов.

· “Проектная” деятельность школьников при изучении жизни и творчества Н.С. Лескова (Л.И. Подолёнкова, г. Орёл);

· Лесков в школе: система работы по изучению произведений писателя в 10-м гуманитарном классе (С.И. Софронова, г. Глазов);

· Реферирование статей о Н.С. Лескове как способ формирования литературоведческой компетенции учащихся,

· Конференция как форма образовательной деятельности учащихся (из опыта работы городских конференций «Изучение жизни и творчества Н.С. Лескова в современной школе») (обе работы — А.И. Павлова, г. Орёл);

· Методика урока «Музей литературных героев» (по рассказам Н.С. Лескова «Под Рождество обидели», «Кадетский монастырь» и «Дурачок») (Е.А. Мажорина, г. Орёл);

· Внеклассная работа по изучению жизни и творчества Н.С. Лескова (И.В. Терехова, г. Орёл);

· Место действия — Орёл: Методика заочной экскурсии по следам лесковских героев (Н.Л. Фёдорова, г. Орёл);

· Орловская действительность в художественном мире Н.С. Лескова и жанровое своеобразие рассказа «Грабёж»: Интегрированный урок по литературно-историческому краеведению (Н.А. Новикова);

· Восприятие старшеклассниками повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» (И.М. Некрасова, г. Екатеринбург).

Также была обсуждена работа «Детские впечатления Н.С. Лескова в рассказе “Зверь”», подготовленная орловской одиннадцатиклассницей Анной Мельниковой для городской научно-методической конференции (ныне Анна — первокурсница филфака Орловского университета).

Нельзя не заметить, что представленные формы изучения Лескова в школе применимы и к наследию других писателей. Редакция предполагает подготовить на основе материалов круглого стола в Орле соответствующий учебно-методический блок для публикации.

Рейтинг@Mail.ru