Архив
Задание со звёздочкой*
Вопрос
В одной из статей номера вам было предложено всмотреться в стихотворение Н.Заболоцкого «Лебедь в зоопарке». Тема зоопарка возникала в поэзии (и вообще литературе) неоднократно — и каждый раз наполнялась разными смыслами. Зоопарк — это и место праздничных встреч ребёнка с миром животных, и пространство ужаса и неволи для самих его обитателей. Прочтите стихотворение Б.Слуцкого «Зоопарк ночью». Какие мотивы сближают его со стихотворением Н.Заболоцкого? Можно ли сказать, что это стихи об одном и том же? Одинаковое ли впечатление они производят?
Зоопарк ночью
Зоопарк, зверосад, а по правде —
так зверотюрьма, —
В полумраке луны показал мне свои терема.
Остров львиного рыка
В океане трамвайного рёва
Трепыхался, как рыбка
На песке у сапог рыболова.
И глухое сочувствие тихо во мне подымалось:
Величавость слонов, и печальная птичая малость,
И олень, и тюлень, и любое другое зверьё
Задевали и трогали
Сердце моё.
В каждой клетке — глаза —
Словно с углями ящик…
Но проходят часы,
И всё меньше горящих,
Потухает и гаснет в звериных глазах,
И несчастье
Спускается на тормозах…
Вот крылами накрыла орлёнка орлица,
Просто крыльями,
Просто птенца,
Просто птица.
Львица видит пустыню в печальном
и спутанном сне.
Белке снится, что стынет
Она на таёжной сосне.
И старинное слово: “Свобода!”
И древнее: “Воля!”
Мне запомнились снова
И снова задели до боли.
Ответ
Cтихи Заболоцкого и Слуцкого роднит между собой мотив зоопарка как острова в чуждом океане, причём океане звука (“скрежещут трамваи” — “в океане трамвайного рыка”). Любопытно, что пространство города, куда заброшен этот остров, организовано вертикально, и зоопарк занимает в этой иерархической вертикали нижнюю точку, не вознесён, а попран (“весь город сверкающий наш над маленьким парком теснится” — “остров… трепыхался, как рыбка на песке у сапог рыболова”). Отмечается читателем и сгущённая метафоричность обоих стихотворений, которая своей напряжённостью передаёт напряжённость переживания, вызванного зоопарком.
Однако в стихотворении Слуцкого эта метафоричность соединена с очень простыми и страшными в своей определённости образами, которые с самого начала не оставляют пространству зоопарка возможности быть пространством не только неволи, но и красоты (как у Заболоцкого). Иностранное, нейтральное “зоопарк” сразу же “переводится” на русский (честный, без эвфемизмов): это “зверосад” — и ещё определённее — “зверотюрьма”. Животные не описаны так ярко и подробно, как у Заболоцкого (самое развёрнутое описание подчёркнуто простое — “просто крыльями, просто птенца, просто птица”). От всех слонов, “тюленей и оленей” остались лишь глаза, горящие как угли, за прутьями решётки. Этот контраст ещё сильнее, может быть, потому, что мелькнула здесь строка из детского и беззаботного стихотворения Чуковского (“То тюлень позвонит, то олень”). “Тюлени и олени” Слуцкого не то что позвонить (SOS!) не могут — они вообще безгласны и подавленны (вот глаголы стихотворения: трепыхаться, потухать, гаснуть, спускаться на тормозах, видеть во сне). Единственный звук — львиный рык — тоже бессилен и бесплоден (ср. рифму рыка — рыбка).
Весь огромный город у Заболоцкого слышит песню лебеди. Дома теснятся вокруг зоопарка, как бы вытягивая шеи, чтобы не пропустить ни одного звука этой песни. Мир у Слуцкого глух и безразличен. Единственный, кто поражён в самое сердце открывшейся ему картиной, это лирический герой стихотворения. Любопытно, что пришедшие ему на память слова “свобода” и “воля” написаны с восклицательным знаком и оформлены как предложения. Это — призыв. Остаётся лишь гадать, чей и к кому. Жест героя, раскрывающего клетки и выпускающего животных на волю? Крик порабощённых животных? Требование поэта, направленное к людям, устроившим эту тюрьму?
Может быть, не случайно стихотворение Слуцкого называется «Зоопарк ночью». Это оборотная сторона жизни, которая скрыта от дневных посетителей. Когда потухает свет солнца, тогда загораются глаза тоскующих животных. Об этом знают только поэты и дети.