Я иду на урок
Я иду на урок
Татьяна Ушакова
Татьяна Владимировна Ушакова (1970) — учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 5 г. Тимашевска Краснодарского края. Работа поступила на конкурс, объявленный «Литературой» в № 13, 17.
“...Что есть красота?..”
Читаем стихотворение Н.А. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке»
Идея этого урока пришла со страниц газеты «Литература». Однажды я прочитала детские сочинения о стихотворении Н.А.Заболоцкого «Лебедь в зоопарке», опубликованные Р.Храмцовой. Захотелось и со своими шестиклассниками поговорить об этом произведении. Урок, по признанию детей, получился ярким, эмоциональным, захватывающим. Осмелюсь предложить его вниманию коллег — с надеждой на то, что он тоже кому-нибудь окажется полезным.
Оформление. На центральной доске записаны тема и эпиграф, справа — словарик, к которому мы обращались по ходу урока, слева — иллюстрация с изображением лебедя (к уроку рисовала сама, можно использовать фотографию) и репродукция картины М.В. Врубеля «Царевна-лебедь».
...Что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н.А. Заболоцкий
Словарик
- Грёза — мечта.
- Аметист — драгоценный камень фиолетового или голубовато-фиолетового цвета.
- Изваяние — скульптурное изображение, статуя.
- Лира — древнегреческий струнный инструмент, который считается символом высокой поэзии.
Вступление
Добрый день, дорогие мои шестиклассники. Сегодня я приглашаю вас в волшебный мир поэзии в гости к Николаю Алексеевичу Заболоцкому, человеку, который очень хорошо знает, что такое добро, дружба, любовь, истина, красота.
Скажите, ребята, какие произведения этого автора вам уже знакомы? (Обычно дети вспоминают «Журавлей», «Не позволяй душе лениться...».)
А сегодня я хочу познакомить вас со стихотворением «Лебедь в зоопарке», хочу, чтобы мы подумали над ним и ответили на вопрос, вынесенный в эпиграф.
Затем читаю стихотворение, дети следят за текстом, который у каждого на столе.
Беседа
— Красивое стихотворение и немного грустное… Как вам кажется, почему?
(Лебедь одинока.)
— Давайте посмотрим внимательно на лебедь. Какая она? Что о ней пишет поэт?
(Это гордая, красивая, независимая птица и в то же время хрупкое создание.)
— Найдите в тексте слова, подтверждающие сказанное.
(“Высокая лебедь”, “головка её шелковиста”. Ещё автор говорит о лебеди так: “белоснежное диво”, “крылатое диво”.)
Посмотрите, ребята, какие точные, ёмкие слова нашёл поэт. В одном слове целая характеристика! Такое определение, чаще всего прилагательное, которое помогает ярче представить предмет, называется эпитетом. (Записываем в тетрадях и на доске справа: “Эпитет — художественное определение”.)
Её глаза — “дивные два аметиста”. И снова, ребята, обратите внимание на красивые сочетания слов, помогающие поэту нарисовать яркий образ. Такие сочетания называются метафорами. (Записываем в тетрадях и на доске: “Метафора — скрытое сравнение”.)
Крылья птицы напоминают царскую мантию, ведь лебедь — царица. Она как бы приподнята над миром. Не случайно эта высота подчёркивается дважды: эпитетом “высокая лебедь” и сравнением (в тетради, на доске пишем определение):
И вся она как изваянье
Приподнятой к небу волны.
Вспоминается картина Михаила Врубеля «Царевна-лебедь» и слова из произведения А.С. Пушкина «Сказка... (дети вспоминают, заканчивают фразу и цитируют строчки Пушкина) о царе Салтане»: “По лону вод лебедь белая плывёт”.
— Обратите внимание: и Пушкин, и Заболоцкий употребили в своих произведениях устаревшую поэтическую форму женского рода слова лебедь. Почему, как вы думаете?
(Такая форма подчёркивает женственность, поэтичность образа.)
— А ведь Николай Алексеевич называет свою лебедь ещё и дикаркой. Почему?
(Наверное, она дичится остальных обитателей зоопарка. А может быть, потому, что нам лебедя привычнее видеть в естественном водоёме, а не в... “искусственных водах”, как пишет Заболоцкий. Эпитет “искусственный” здесь употреблён неслучайно. С одной стороны, водоём создан руками человека, поэтому и вода в нём “искусственная”, а с другой, этот эпитет говорит о неживой, бездушной среде.)
— Кстати, ребята, а в какое время суток поэт описывает красавицу и почему?
(В сумерки (падают “лиловые тени берёз” — цветовой эпитет, определение в тетрадях, на доске) белый цвет более выразителен, он излучает сияние, и, кажется, сама лебедь наполнена необыкновенным светом.)
Между прочим, для многих поэтов, писателей свет, внешний светлый образ означает внутреннюю чистоту, ясность помыслов, открытость души.
— А ведь не только белое оперение делает птицу непохожей на других, царственной, но и ещё что-то. Как вы думаете, что?
(Возможно, плавный изгиб шеи, возможно, характер её движения по воде. Она плывёт медленно, плавно, торжественно, едва колебля “лиловые тени берёз”, как и подобает двигаться царице.)
Обратите внимание: первая строфа заканчивается, а вторая начинается глаголом “плывёт”. Это художественное средство называется повтор (запись в тетрадях, на доске).
А теперь вслушаемся в строчки:
Плывёт белоснежное диво...
Колебля на лоне залива
Лиловые тени берёз.
..............................
И светлое льётся сиянье
Над белым изгибом спины,
И вся она как изваянье
Приподнятой к небу волны.
— Какие согласные встречаются чаще других в этих строфах?
([л], [л’], [н], [н’].)
— Автор использует аллитерацию — повторение согласных звуков (запись в тетрадях, на доске). Как вы думаете, что помогает автору сказать, подчеркнуть эти согласные звуки?
(Сочетания [л], [л’], [н], [н’] передают плавность, красоту, торжественность движения лебеди.)
— А какие звуки появляются в следующей, пятой, строфе, во второй части стихотворения?
Скрежещут над парком трамваи,
Скрипит под машинами мост,
Истошно кричат попугаи,
Поджав перламутровый хвост.
(Звуки [скр], [кр], [тр], [гр] контрастны плавным, мягким, нежным [л], [л’], [н], [н’] .)
— Автор противопоставляет маленький мир лебеди большому городу и обитателям зоопарка. Почему так произошло? Давайте посмотрим, какие ещё птицы, звери живут в этом парке, как их изображает Заболоцкий.
(Попугай — яркая, экзотическая птица, но его “перламутровый хвост” (цветовой эпитет) не привлекает наш взгляд, наоборот, отталкивает. Да и кричит он “истошно” (какое выразительное наречие подобрал поэт!), то есть некрасиво, неприятно. Звери изображены неподвижными, застывшими, они “приделаны к выступам нор”, словно это не живые существа, а чучела животных. Мне кажется, автор нарисовал их так, потому что зверей здесь демонстрируют, а это не может радовать душу человека.)
— Обратите внимание на оленя. Каким мы его видим?
(Не олень, а фигура его смотрит на лебедь сквозь тонкий забор. Но ведь олень — животное тоже гордое, красивое, изящное, а в этом зоопарке он под стать истошно кричащему попугаю.)
— Как поэт изображает город? Что это за город?
(Заболоцкий пишет, что это мировая столица, наверное, Москва. Город бездушный, искусственный, скучный. Он весь сверкает, то есть специально привлекает к себе внимание внешним ярким, неестественным светом, потому что его душа мертва. В нём нет дома с ярко освещёнными окнами, за которыми нас кто-то ждёт, любит (вспомним пьесу Петрушевской «Два окошка»). В этом бездушном, холодном городе, наполненном металлом (трамваи, мосты), “этаж громоздится на этаж” (олицетворение, запись в тетрадях, на доске), словно пытаясь задавить друг друга.)
— Посмотрите, о чём последняя строфа?
(В конце стихотворения поэт вновь возвращается к прекрасной птице, единственному по-настоящему живому существу в этом мире.)
Обратите внимание: Николай Алексеевич начал произведение с рассказа о лебеди и заканчивает стихотворение, возвращаясь к её образу. Такую композицию произведения мы называем кольцевой (запись в тетрадях, на доске).
— Как вы думаете, о каком счастье весны поёт лебедь на лире?
(Весной просыпается природа, преображается каждое живое существо. С приходом весны хочется измениться не только внешне, но и внутренне, наверное, именно к этому призывает лебедь живущих в зоопарке зверей, людей из большого города. Лебедь зовёт их в свой волшебный, сказочный мир.)
Кстати, лира — символ высокой поэзии. Петь “о счастье весны” — петь о возрождении прекрасного живого мира, о солнце, надеждах, о счастье, о красоте.
— А в какое время года поёт лебедь?
(Лето, весна уже далеко, но мечтать о возрождении, о счастье никогда не рано.)
— Чему учит нас поэт на примере этой гордой, прекрасной птицы? Разве это стихотворение только о животных?
(Поэт учит нас никогда не сдаваться, всегда, в любой ситуации стараться сохранить своё достоинство, не подчиниться безликой толпе, не потерять индивидуальность, а сделать это порой очень нелегко.)
И Н.А. Заболоцкий знает по собственному опыту, как это трудно, ведь восемь страшных лет он провёл в сталинских лагерях по ложному обвинению.
— Неслучайно главный герой этого произведения Н.А. Заболоцкого — лебедь. Почему?
(Лебедь — это символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, мудрости, поэзии, мужества и совершенства.)
Лебедь в стихотворении Заболоцкого — это образ вечно живой красоты, которая своим поэтическим обликом вселяет надежду на просветление и возрождение гармоничного мира из суеты и хаоса, пробуждает чувства поэта, его глубокие размышления о смысле земного бытия, о вечном, о непостижимости мира, о любви, которая связывает человека с этим миром, вносит в его душу гармонию.
А теперь давайте попробуем так прочитать это стихотворение, чтобы передать восхищение автора прекрасной, с одной стороны — хрупкой, а с другой — сильной лебедью, показать, что ничто не может сломить её гордый дух. (Выразительное чтение произведения учащимися, комментарий учителя.)
Послушайте, пожалуйста, пьесу К.Сен-Санса и скажите, музыкальной иллюстрацией к какому образу в стихотворении она может служить? (Звучит «Лебедь» Сен-Санса.)
Творческое задание — письменный ответ на вопрос (пять-десять предложений), заданный в самом начале урока: “Что есть красота?” Любящим рисовать можно предложить изобразить героев стихотворения Н.А. Заболоцкого. (Ребята пишут и рисуют под тихо звучащую Сонату ре минор Доминико Скарлатти.)
Затем читаем детские работы, обсуждаем рисунки.
Домашнее задание. Письменно ответить на вопрос: “Как я понимаю (или воспринимаю) стихотворение Заболоцкого «Лебедь в зоопарке»?” Обязательное условие: включить в ответ изученные на уроке термины и понятия.