Архив
ПРАКТИКА
Галина СНЫТКО
Галина Михайловна СНЫТКО (1960) — учитель московской гимназии № 1538.
Образ осени в рассказе К.Г. Паустовского «Жёлтый свет»
Для урока потребуются ксерокопии фрагментов рассказа «Жёлтый свет»; ксерокопии со стихами об осени; репродукции осенних пейзажей; диск с записью цикла «Времена года» П.И. Чайковского; цветные восковые мелки или цветные карандаши (на каждую парту); ксерокопии статей из «Школьного словаря литературных терминов и понятий» (авторы А.Б. Есин и др.), толкового словаря живописи, музыки.
В начале урока учитель пишет на доске цветным мелом красиво и крупно слово “Осень”, просит учащихся написать его в тетради и даёт задания.
- Расскажите соседу по парте об осени, воспользовавшись словами-ассоциациями, которые вы записали. Можно, слушая товарища, дописать то, что покажется интересным для вас.
- Запишите, какие чувства возникли у вас во время рассказа об осени. Какие цвета соответствуют вашим осенним чувствам?
- Объедините в группы слова-ассоциации, обозначающие цвет, звуки, запахи, свет, природные явления осени и др.
Вы вспомнили свою осень. А сейчас увидим, как описывает осень мастер пейзажной прозы — Константин Георгиевич Паустовский.
В рассказе «Жёлтый свет» есть такое признание писателя:
“Я изучал осень упорно и долго. Для того чтобы увидеть что-нибудь по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни. Так было и с осенью. Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. Это помогло мне пристальнее всмотреться в неё и увидеть многое, чего я не видел раньше, когда осени проходили, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти и мокрых московских крышах”.
Воспользуемся советом писателя и внимательно всмотримся в его описание осени.
Работа по группам (10 минут). Каждой группе предложен свой фрагмент рассказа и к нему вопросы и задания.
- Прочитайте фрагмент рассказа.
- Подготовьтесь выразительно читать его вслух. (Группа сама определяет, кто участвует в чтении.)
- Какие детали осеннего пейзажа выделяет, подчёркивает автор? С помощью какого приёма они показаны?
- Найдите те средства, которыми пользуется автор для создания образа осени (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение). Воспользуйтесь выписками из словаря литературоведческих терминов.
- Выполните задания в таблице.
Фрагмент рассказа | Раскрасьте цветом фрагменты текста | Напишите, как звучит текст | Напишите, какие чувства испытывает повествователь | Напишите, какие чувства испытываете вы, читая этот фрагмент текста |
(В этой колонке печатается фрагмент текста для группы, см. Приложение) |
Основное требование: каждый учащийся должен высказаться по одному из вопросов.
Анализ фрагментов завершается их выразительным чтением и сообщениями учащихся.
Затем они рассматривают репродукции картин (М.В. Нестеров. «Осенний пейзаж», И.И. Левитан. «Золотая осень», В.Д. Поленов. «Золотая осень», К.Коро. «Деревья среди болота», И.С. Остроухов. «Золотая осень» и другие, подобранные учителем) и отвечают на вопросы.
— Как художник создал образ осени?
— Какие выбрал краски?
— Какие чувства, ощущения возникают у вас, когда вы смотрите на картину?
— Каким настроением проникнут пейзаж?
Прочитайте подборку стихотворений об осени (7–10 минут).
— Подберите то, которое по настроению созвучно с выбранной вами картиной.
— Найдите строчки, которые могли бы стать поэтическим эпиграфом к картине.
— Выразительно прочитайте их. Понравившиеся слова и выражения можно записать в тетрадь.
Прослушайте музыкальные пьесы об осени из цикла «Времена года» П.И. Чайковского (на выбор) (7 минут).
— Что вы представляете себе, слушая музыку? Опишите свои впечатления (7–10 минут).
Прочитайте написанные работы в группе. Лучшие работы прочитываем в классе.
Домашнее задание.
Перечитать сказку из рассказа К.Г. Паустовского «Жёлтый свет». Написать сочинение-этюд на одну из следующих тем: «Звуки осени», «Краски осени», «Осенние запахи», «Листопад», «Осенний дождь», «Московская осень».
Приложение. Фрагменты текста для групп
Первая группа
“...Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным жёлтым светом, будто от керосиновой лампы. Свет шёл снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок.
Странный свет — неяркий и неподвижный — был непохож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска.
Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я её почти не замечал: в саду ещё не было запаха прелой листвы, вода в озёрах не зеленела, и жгучий иней ещё не лежал по утрам на дощатой крыше.
Осень пришла внезапно. Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей — от далёкого пароходного гудка на Оке или от случайной улыбки...”
Вторая группа
“...Осень пришла врасплох и завладела землёй — садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. Всё сразу стало осенним.
В саду суетились синицы. Крик их был похож на звон разбитого стекла. Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клёна.
Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелётные птицы. Под свист, клёкот и карканье в ветвях поднималась суматоха. Только днём в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.
Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождём облетавшей листвы. Этот дождь шёл неделями. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей...”
Третья группа
“...Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далёкие пространства земли и неба.
Я видел листву, не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, чёрную, серую и почти белую. Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. Небо, покрытое облаками, всё же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. В сосновых чащах дрожали от холода берёзы, осыпанные сусальной позолотой. Эхо от ударов топора, далёкое ауканье баб и ветер от крыльев пролетевшей птицы стряхивали эту листву. Вокруг стволов лежали широкие круги от палых листьев. Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем ещё зелёные на верхушках...”
Четвёртая группа
“...Однажды осенью я ехал на лодке по Прорве. Был полдень. Низкое солнце висело на юге. Его косой свет падал на тёмную воду и отражался от неё. Полосы солнечных отблесков от волн, поднятых вёслами, мерно бежали по берегам, поднимаясь от воды и потухая в вершинах деревьев. Полосы света проникали в гущу трав и кустарников, и на одно мгновенье берега вспыхивали сотнями красок, будто солнечный луч ударял в россыпи разноцветной руды. Свет открывал то чёрные блестящие стебли травы с оранжевыми засохшими ягодами, то огненные шапки мухоморов, как будто забрызганные мелом, то слитки слежавшихся дубовых листьев и красные спинки божьих коровок...”
Пятая группа
“...Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.
Я был, конечно, не прав. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли...”
Шестая группа
“...Как-то поздним вечером я вышел в сад, к колодцу. Я поставил на сруб тусклый керосиновый фонарь «летучую мышь» и достал воды. В ведре плавали листья. Они были всюду. От них нигде нельзя было избавиться. Чёрный хлеб из пекарни приносили с прилипшими к нему мокрыми листьями. Ветер бросал горсти листьев на стол, на койку, на пол, на книги, а по дорожкам сада было трудно ходить: приходилось идти по листьям, как по глубокому снегу. Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах — всюду. Мы спали на них и насквозь пропитались их запахом...”
Седьмая группа
“...Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над чёрным лесистым краем…
Была как раз такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клён под забором и растрёпанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.
Я посмотрел на клён и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услышал шелест падающего листа — неясный звук, похожий на детский шёпот...”
Восьмая группа
“...Солнце садилось за рекой. Между нами и солнцем лежала серебряная тусклая полоса. Это солнце отражалось в густой осенней паутине, покрывшей луга.
Днём паутина летала по воздуху, запутываясь в нескошенной траве, пряжей налипала на весла, на лица, на удилища, на рога коров. Она тянулась с одного берега Прорвы на другой и медленно заплетала реку лёгкими и липкими сетями. По утрам на паутине оседала роса. Покрытые паутиной и росами ивы стояли под солнцем, как сказочные деревья, пересаженные в наши земли из далёких стран.
На каждой паутине сидел маленький паук. Он ткал паутину в то время, когда ветер нёс его над землей. Он пролетал на паутине десятки километров. Это был перелёт пауков, очень похожий на осенний перелёт птиц. Но до сих пор никто не знает, зачем каждую осень летят пауки, покрывая землю своей тончайшей пряжей...”
Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина "Климатпрофф". Посетив сайт магазина, расположенный по адресу http://www.klimatproff.ru/, Вы можете ознакомиться с огромным ассортиментом климатической техники для дома, офиса или коттеджа. Широко представлены товары таких известных брендов, как Panasonic, Toshiba, Mitsubishi, Electrolux. "Климатпрофф" также осуществляет доставку, монтаж и обслуживание кондиционеров.