Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №20/2006

События и встречи

Новости и события

ЕГЭ: эксклюзивы и реальность

6 сентября в рамках XIX Московской международной книжной выставки-ярмарки состоялась презентация проекта «ЕГЭ» издательства «Вентана — Граф», получившего эксклюзивные права на издание репетиционных материалов по ЕГЭ. В пресс-конференции принимали участие директор издательства Константин Леонидович Рыжков, главный редактор издательства Надежда Вячеславовна Иванова, а также директор Федеральной инспекции педагогических измерений (ФИПИ) Андрей Геннадиевич Ершов.

Изначально специализацией издательства является издание федеральных школьных учебников. На вопрос “Почему же издательство пошло в ЕГЭ?” ответил К.Л. Рыжков, который подчеркнул, что деятельность в области ЕГЭ вовсе не “дань моде”.

“Мы считаем, — пояснил Константин Леонидович, — что ЕГЭ — не менее важная часть федерального образования, чем учебники. Мы занимаемся проектами государственной значимости. В этом смысле ЕГЭ — один из самых значимых”.

Что же касается потребляющей стороны, ЕГЭ стал значимой или, вернее, школьно значимой проблемой как для учителей, так и для их подопечных. Часто, впервые сталкиваясь с такой формой экзамена, они приходят в ужас — лихорадочно ищут материал для подготовки. Скорее всего здесь имеет значение и психологический фактор — страх перед незнакомым форматом заданий и отсутствие критериев оценивания части “С”, особенно важной для прохождения аттестации по литературе.

С тем, что такая форма проверки знаний, как ЕГЭ, представляется довольно непривычной как для учителей, так и для школьников, согласны и участники пресс-конференции, и учителя. При том что издатели материалов преследуют вполне благородные цели: “обеспечить учащихся материалами для подготовки к успешной сдаче ЕГЭ” и “снабдить преподавателей необходимым инструментарием для оказания учащимся компетентной помощи”.

Предполагается, что хорошие материалы по ЕГЭ должны содержать образцы заданий, рекомендации по их выполнению и ответы к ним, разборы наиболее сложных заданий, информацию об их типологии, а также экзаменационные бланки (с прилагаемой инструкцией по заполнению).

Заявленный проект представляется весьма нужным и перспективным. Хорошо и то, что проект будет проходить под контролем ФИПИ, хотя весьма странным оказался тот факт, что организаторы не знали о присутствии на пресс-конференции директора ФИПИ, который оказался “роялем в кустах”. Не хотелось бы видеть в этой несогласованности действий что-то большее, чем обыкновенные накладки.

Тем не менее К.Л. Рыжков и А.Г. Ершов сошлись на том, что “на рынке появилось множество контрафактной или просто некачественной продукции по ЕГЭ”. Однако в подходах директора ФИПИ и издателя есть существенное различие: А.Г. Ершов выступает как сторона, обеспечивающая государственный контроль за качеством продукции, а для издательства улучшение качества едва ли является самоцелью. Скорее это средство для достижения некоторых коммерческих целей, ведь, как справедливо признал К.Л. Рыжков, “рынок материалов по ЕГЭ переживает свою юность”. То есть это малоосвоенная область рынка, ниша, которую можно удачно заполнить.

Нам стоит надеяться на осуществление гармоничного варианта, когда материалов будет достаточно и они будут качественными (хотя что такое качество — школьные учителя и авторы ЕГЭ представляют себе по-разному). Печально лишь то, что целесообразность замены, скажем, школьного сочинения по литературе тестированием по программе ЕГЭ уже ни у кого не вызывает сомнения. От вопроса «Готовиться ли к ЕГЭ?» мы как-то незаметно перешли к вопросу «Как готовиться к ЕГЭ?».

Нам кажется, что ещё не пришла пора окончательно сдаваться. Многие наши читатели прекрасно понимают, что подготовка к ЕГЭ скоро станет занимать в школе существенную часть уроков, а значит, сократится время на изучение самого предмета. Мы считаем своим долгом ещё раз громко сказать об этом.

Рейтинг@Mail.ru