Курсы повышения квалификации
Курсы повышения квалификации
Конструирование заданий разных типов для урока литературы и домашней подготовки учащихся
Методический практикум на учебном материале 9–11-х классов
Лектор — И.В. ЩЕРБИНА
Ирина Васильевна ЩЕРБИНА — учитель русского языка и литературы московского лицея № 1502. Автор многочисленных публикаций по методике преподавания литературы.
Учебный план курса
№ газеты | Название лекции |
17 | Лекция 1. Типология заданий: “познавательные задачи”, устные и письменные работы, тесты, другие виды заданий и методические принципы их конструирования. |
18 | Лекция 2. Познавательные задачи в методической науке и педагогической практике. Конструирование познавательных задач разных видов. |
19 | Лекция 3. Особенности тестовых заданий для
литературы как учебной дисциплины и искусства
слова и требования к их конструированию. Контрольная работа № 1 (срок выполнения — до 15 ноября 2006 г.) |
20 | Лекция 4. Комплексные задания для анализа лирических (стихотворных) произведений. |
21 | Лекция 5. Виды заданий при обучении
сочинению — интерпретации стихотворения. Контрольная работа № 2 (срок выполнения — до 15 декабря 2006 г.) |
22 | Лекция 6. Комплексные задания для анализа эпизода (фрагмента) эпического и драматургического произведения. |
23 | Лекция 7. Виды заданий при обучении сочинению — анализу эпизода (фрагмента) эпического, лиро-эпического, драматургического произведения. |
24 | Лекция 8. Урок-практикум по литературе как одна из форм организации учебного процесса. Учебник-практикум, рабочая тетрадь и другие виды учебной книги и их использование на уроке и для домашней подготовки учащихся. |
Итоговая работа должна быть отправлена в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2007 г. |
Лекция № 3. Особенности тестовых заданий для литературы как учебной дисциплины и искусства слова и требования к их конструированию
Ещё совсем недавно большинство учителей категорически отвергало такую форму обучения и проверки знаний по литературе, как педагогическое тестирование. А сейчас иные даже стали злоупотреблять ею: благо, пособий с тестами издано великое множество. У тестирования действительно много преимуществ: это технологичность, экономия учебного времени, беспристрастность оценки. Несомненный плюс заключается ещё и в том, что, имея несколько исходных тестов, их можно легко “перекомпоновать”, составить контрольный вариант, наконец, по аналогии сконструировать новые. Очевидно, что с внедрением в повседневную практику обучения информационных технологий доля такого вида деятельности будет увеличиваться. ЕГЭ по литературе, находящийся в финальной стадии эксперимента, ведёт к тому же. Можно сколько угодно противиться тестам, даже демонизировать их, но против государственного экзамена учителю протестовать нелепо и бессмысленно. Необходимо освоить теоретическую сторону тестирования и создать достойную методическую базу приемлемых тестов по нашей дисциплине.
Обратимся к некоторым наиболее важным положениям текстологии.
В современной науке педагогическим тестом называют систему заданий возрастающей трудности и специфической формы, позволяющей качественно оценить структуру и измерить уровень знаний учащихся. Считается, что создать качественный тест сложно. Действительно, если следовать научным рекомендациям, для начала надо отобрать и структурировать учебный материал, определив вес каждого модуля. Именно с этого начинается работа над тестами, которые входят в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ. После комплектования первичного теста он должен проверяться на испытуемых и корректироваться как минимум дважды.
К тестам обычно предъявляют следующие основные требования:
- валидность (проще говоря, валидность теста показывает, насколько тест выполняет то, для чего его сконструировали);
- надёжность (её определяют опытным путём, соотнося результаты одного и того же человека при повторной проверке знаний посредством параллельного теста);
- однозначность (эксперты не должны расходиться в оценках, формулировки вопросов не должны вызывать разночтений, недопустимы задания, которые могут иметь различное толкование);
- дифференцирующая способность (комплект тестов должен быть составлен так, чтобы получилось выявить различные уровни владения испытуемыми знаниями и умениями в той области, которую проверяют).
Тестовые задания строятся и оформляются стандартно, включая следующие основные элементы композиции.
- Инструкция.
- Содержание задания.
- Ответы к заданиям.
- Оценка (за правильный ответ).
Сегодня считается общепринятой и используется повсеместно следующая классификация тестовых заданий с точки зрения их формы.
1. Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов.
1.1. Задания с выбором одного правильного ответа.
1.2. Задания с выбором одного наиболее правильного ответа.
1.3. Задания с выбором нескольких правильных ответов.
2. Задания открытой формы.
3. Задания на установление соответствия.
4. Задания на установление правильной последовательности.
Рассмотрим каждую из форм по порядку.
Задания с выбором одного правильного ответа
Правильный ответ в таких заданиях уже имеется
наряду с неправильными, и задача испытуемого
состоит
в его узнавании. Эти задания считаются самыми
простыми, хотя многое зависит от сложности
вопроса и психологических особенностей
испытуемого. Большинство из нас встречалось с
учащимися, которых наличие нескольких ответов
затрудняет. Если им предложить тот же вопрос без
ответов, они не станут сомневаться. Однако
тестирование по определению не учитывает
личностный фактор. Ответы-дистракторы (от англ.
to distract — отвлекать) предлагаются для повышения
качества теста. В хорошо составленном задании
правильные и неправильные ответы выбираются с
равной вероятностью теми, кто не обладает
твёрдыми знаниями.
Формулировка задания представляет собой утверждение без окончания, но не вопрос. Варианты ответов должны выглядеть как окончание предложения. В конце содержательной части задания нет знаков препинания. Ответы должны быть содержательными и по возможности короткими. В конце ответов нет знаков препинания.
При подготовке ответов избегают повторов слов, применения малопонятных, редко употребляемых слов, а также неизвестных, иностранных слов, затрудняющих восприятие смысла. Чтобы смысл задания лучше понимался, сильные слова “самый”, “наибольший”, “наименьший”, “наилучший” рекомендуется ставить в самом начале основной части задания. Не следует использовать в разных вариантах ответов одновременно глагол, прилагательное и существительное.
Типичной ошибкой разработчиков считаются слишком длинные формулировки как заданий, так и ответов. Чем короче ответы, тем яснее логика. С этим не поспоришь, но, учитывая специфику литературы как учебного предмета, возможно, к этому пункту стоит отнестись снисходительнее.
В соответствии с каноном, содержание задания не должно иметь форму отрицательного утверждения, так как слово “не” при дефиците времени не попадает в поле зрения испытуемых. Если же тестирование проводится как обучающее, против “не” трудно найти возражения.
Задание 1 (ответ в конце лекции)
Найдите ошибки, допущенные при разработке следующего теста.
1. Классицизм как направление в русской литературе связан с именами:
а) Ломоносова, Фонвизина, Державина;
б) Карамзина, Радищева, Державина;
в) Ломоносова, Радищева, Карамзина.
2. Сентиментализм как течение в русской литературе связан с именами:
а) Ломоносова;
б) Карамзина;
в) Фонвизина.
3. “Просвещение” как культурно-историческое явление в России ХVIII века — это:
а) литературное течение в рамках классицизма;
б) название творческого союза единомышленников;
в) система взглядов на роль государства в развитии и поддержке науки, культуры, образования.
4. В названии «Путешествие из Петербурга в Москву» отражено:
а) сопоставление двух российских столиц, новой и старой, в пользу последней;
б) восхищение обеими российскими столицами, старой и новой;
в) направление движения повествователя.
5. В названии «Недоросль» отражено:
а) название сословия, жизнь и нравы которого изображены в комедии;
б) прозвище главного героя;
в) так в ХVIII веке называли несовершеннолетнего дворянина.
6. В названии «Бедная Лиза» не отражается:
а) сожаление автора о плачевной судьбе девушки;
б) прозвище героини: так её называют остальные герои;
в) имущественное положение героини.
7. Что объединяет «Оду на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года» и «Фелицу»?
а) оба произведения соответствуют всем канонам жанра оды;
б) оба произведения посвящены одной и той же русской императрице и написаны одним автором;
в) в обоих произведениях авторы приветствуют просветительскую деятельность русских императриц.
8. Что объединяет «Бедную Лизу» и «Недоросля»?
а) Авторы определяют ценность личности не сословной принадлежностью человека, а его нравственными качествами;
б) произведения имеют похожие жанровые признаки;
в) имена героинь в обоих произведениях одинаковы.
9. Оду «Вольность» Радищева и «Властителям и судиям» Державина объединяет:
а) антикрепостнический пафос;
б) мысль о неотвратимости наказания для власти, пренебрегающей интересами своих граждан;
в) призыв к свержению самодержавия.
10. С его именем связано создание Московского университета:
а) Ломоносов;
б) Радищев;
в) Карамзин.
Задания с выбором одного наиболее правильного ответа
Такие задания, конечно, малоприменимы для контрольно-измерительных материалов, но их можно с успехом использовать в развивающих тестах, особенно если результаты (ответы) обсуждаются вслух и даётся объяснение, почему тот или иной ответ наиболее правилен.
Задание 2 (ответ в конце лекции)
Отметьте пункты текста, содержательная часть которых требует внесения слов “наиболее” (правильный, важный, точный и т.п.)
1. В заглавии романа Лермонтова «Герой нашего времени» слово “герой” употреблено в значении:
а) литературный персонаж, играющий важную роль в произведении;
б) человеческий характер, отражающий особенности эпохи;
в) человек, который выходит победителем из всех сложных ситуаций.
2. «Герой нашего времени» — это роман, потому что:
а) состоит из отдельных повестей, объединённых одним главным героем;
б) написан прозой;
в) история отдельной личности в нём соотносится с социальными, нравственными проблемами всего общества.
3. Печорин и Грушницкий в романе — это:
а) злейшие враги;
б) друзья, поссорившиеся по недоразумению;
в) это герои, чьи отношения нельзя определить понятиями “друзья” или “враги”.
4. Общее в конфликте Чацкого с “фамусовским” обществом и Печорина с “водяным” обществом — это:
а) взаимоотношения незаурядной личности и ограниченных, замкнутых в кругу своих незначительных интересов обывателей;
б) индивидуализм героя, его презрение к окружающим, вызывающее их гнев;
в) просветительская позиция героя и неприятие её косным, отсталым обществом.
5. Самое существенное отличие характера Онегина от Печорина состоит в том, что:
а) Онегин чуждается общества провинциальных помещиков, Печорин же конфликтует с “водяным обществом”;
б) Онегин сначала отверг Татьяну, а потом полюбил её, а Печорин сначала полюбил Бэлу, а впоследствии разлюбил;
в) Онегин пассивен, Печорин активно вмешивается в жизнь.
6. Наиболее важная черта сходства между Онегиным и Печориным как представителями русской дворянской интеллигенции:
а) материальный достаток, дающий возможность путешествовать по миру;
б) неудовлетворённость жизнью людей своего круга;
в) знатное происхождение, придающее вес в светском обществе.
7. Оценка эгоизма Печорина В.Г. Белинским состоит в том, что:
а) виновато общество, которое сделало Печорина таким: он эгоист поневоле;
б) это одна из тех черт, которые портят впечатление о герое;
в) поскольку Печорин презирает и ненавидит себя, недоволен собою и испытывает нравственные страдания, это не эгоизм.
9. Причина, названная самим Печориным, которая определяет его драму как драму “лишнего человека”, — это:
а) “несчастный характер”;
б) равнодушие к “радостям и бедствиям человеческим”;
в) “не угадал своего назначения”.
Задания с выбором нескольких ответов
Будут представлены немного проще в конструировании, так как не требуют придумывания большого количества неправильных позиций. Информационная же ценность заданий этого вида выше, чем у заданий с выбором одного правильного ответа.
Можно несколько отступать от канона и составлять в любом количестве тесты приблизительно такого вида с выбором нескольких правильных ответов. Сфера их применения на уроке — в основном проверка знания текста произведения, внимания к важным деталям при самостоятельном прочтении.
Задание
Укажите номера верных утверждений
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1. Во время польского мятежа генерал Аносов отказался однажды расстреливать пленных, несмотря на личное приказание полкового командира.
2. Браслет, присланный Анне в подарок, был старинный, из золота высокой пробы.
3. Письмо Желткова было подписано инициалами П.П.Ж.
4. Чтобы чаще видеть княгиню, Желтков в одежде деревенской бабы поступает к Шеиным на кухню служить посудомойкой.
5. Имя Желткова — Георгий.
6. Муж подарил Вере серьги из грушевидных жемчужин.
7. Сестра подарила Вере записную книжку, переделанную из старинного молитвенника.
8. Николай Николаевич назвал чувства князя Шеина по отношению к Желткову декадентством.
9. Желтков служит телеграфистом.
10. Лицо покойного Желткова напоминает Вере посмертные маски Пушкина и Достоевского.
Каноническая форма задания открытой формы представляет собой начало утверждения, рядом с которым надо дописать от руки свой ответ так, чтобы в результате получилось полное высказывание. Чем ближе к концу предложения находится место для ответа, тем лучше понимается смысл задания.
В конце задания открытой формы ставится точка.
Пример
Литературное направление, к которому традиционно относят поэтическое творчество Г.Р. Державина, называется .....................................
Такие задания, с одной стороны, более сложные, так как не содержат вариантов ответов и сводят к минимуму возможность догадки. С помощью открытых тестов проверяют знание названий, имён, фактов, признаков, дат, причинно-следственных отношений и т.п.
В контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по литературе1 задания открытой формы представлены в виде традиционного вопроса и ответа из одного-двух слов, который от руки записывается в специально отведённом месте.
Примеры
Одним из характерных приёмов классицизма является раскрытие характера героя посредством его фамилии. Как называются такие фамилии?
Ответ: ……………………….
Укажите термин, которым в литературоведении называют развёрнутое высказывание героя в пьесе, например речь Сатина.
Ответ: ……………………….
Очень интересны и важны задания на установление соответствия. С их помощью проверяются ассоциативные знания. Для творческого учителя здесь огромное поле деятельности. По форме такой тест представляет собой два списка (две колонки), из элементов которых “собираются” правильные ответы. Прекрасные примеры таких тестов имеются, например, в книжках Т.Г. Кучиной, А.В. Леденёва «Контрольные и проверочные работы по литературе». У многих учителей есть и свои разработки.
Выглядеть тест на установление соответствия может следующим образом.
Задание
Составьте из двух частей названия произведений древнерусской литературы ХII–XVII веков.
1) Поучение 2) Моление 3) Повесть 4) Слово 5) Житие |
а) Даниила Заточника б) Владимира Мономаха в) о Горе-Злочастии г) протопопа Аввакума д) о погибели Русской земли |
Ответы: 1)… 2)… 3)… 4)… 5)…
Задание 3
На примере приведённых ниже тестов на установление соответствия продемонстрируйте, какие возможности предоставляет эта форма работы.
Соотнесите реплики о Москве и персонажей, их произносящих.
Реплика | Персонаж |
1) Что нового покажет мне Москва? | а) Фамусов |
2) На всех московских есть особый отпечаток. | б) Чацкий |
3) Гоненье на Москву. Что значит видеть свет! |
в) Софья |
4) Пожар способствовал ей много к украшенью. | г) Скалозуб |
Соедините фрагменты высказываний Базарова.
1) Рафаэль | а) сам себя воспитать должен |
2) Мой дед | б) гроша медного не стоит |
3) Порядочный химик | в) землю пахал |
4) Твой отец | г) отставной человек |
5) Всякий человек | д) в двадцать раз полезнее всякого поэта |
6) Ты славный малый, но всё-таки ты | е) мяконький либеральный барич |
Соотнесите начало и конец фрагментов высказываний критика Н.Н. Страхова о романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
1) Базаров отворачивается от природы; но не корит его за это Тургенев, а только рисует… | а) со всею роскошью и
проницательностью поэзии б) картину родительской любви |
2) Базаров не дорожит дружбою и отрекается от романтической любви, но не порочит его за это автор, а только изображает… | в) дружбу Аркадия к самому Базарову и его любовь к Кате |
3) Базаров отрицает тесные связи
между родителями и детьми; не упрекает его за это автор, а только развёртывает перед нами… |
|
4) Базаров чуждается жизни; не выставляет его автор за это злодеем, а показывает нам… | г) жизнь во всей её красоте |
5) Базаров отвергает поэзию; Тургенев не делает его за это дураком, а только изображает его самого… | д) природу во всей красе |
Соотнесите даты исторических событий с характеристиками, данными Толстым в статье о романе «Война и мир».
Даты | Толстовская характеристика событий |
а) 1805–1807 годы | а) славная для России эпоха |
б) 1812 год | б) эпоха заблуждений и несчастий моего героя |
в) 1825 год | в) эпоха неудач и поражений |
Задания на установление правильной последовательности
Задания на установление правильной последовательности используются в нашей дисциплине достаточно редко, так как более пригодны в точных науках, однако в некоторых случаях к таким тестам мы всё-таки прибегаем.
Хрестоматийный пример
Установите правильную последовательность частей романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
...«Фаталист»
...«Бэла»
...«Максим Максимыч»
...«Княжна Мери»
...«Тамань»
В отведённых для ответов местах в начале каждой строчки следует расставить порядковые номера последовательности частей.
На основе формы задания по установлению правильной последовательности можно, пофантазировав, предложить комбинированные задания, например такие.
Задание
Укажите, в каких главах даны следующие характеристики Онегина. Пронумеруйте их в правильной последовательности. Какие из них принадлежат автору, а какие — другим лицам? Какие слова чаще других повторяются в характеристиках? Почему? (См. табл. справа.)
Тестовые задания могут быть объединены в системы. Различают следующие основные системы заданий в тестовой форме.
Наиболее часто встречаются тематические задания — это система заданий для контроля знаний по одной теме. По форме тесты могут быть как одинаковыми, так и разными: с выбором ответа, на установление соответствия или правильной последовательности. Последним также можно при желании придать форму тестов с выбором ответа.
Задание 4 (ответ в конце лекции)
Какие виды тестов использованы в помещённой ниже системе заданий?
Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»
1. Предыстория главного героя располагается в поэме:
а) в первой главе;
б) в одной из центральных глав;
в) в последней главе.
2. Такое расположение предыстории Чичикова объясняется тем, что этого требует:
а) жанр авантюрного романа, которого придерживается Гоголь;
б) логика развития характера главного героя;
в) цель подчеркнуть заурядность Чичикова, у которого не оказалось “загадки”.
3. От сделки, предложенной Чичиковым, категорически отказался:
а) Собакевич;
б) никто;
в) Ноздрёв.
4. Качества, которые сближают Чичикова и помещиков:
а) пренебрежительное отношение к представителям низших сословий — крестьянам;
б) отсутствие духовных интересов, готовность пренебречь законом и моралью ради обогащения;
в) стремление к достижению жизненного успеха, деловая хватка.
5. Соотнесите детали портрета, пейзажа с героем, с которым они связаны, располагая в той последовательности, в которой Чичиков посещает помещиков.
Глава | № | Кому принадлежит | Характеристика |
неисправленный чудак бестолковый ученик спутник странный добрый малый учёный малый, но педант глубокий эконом умён и очень мил забав и роскоши дитя порядка враг и расточитель уж верно был не Грандиссон опаснейший чудак чудак печальный и опасный чужих причуд истолкованье безмолвный и туманный корчит так же чудака добрый мой приятель |
Деталь портрета | Деталь пейзажа | Герой |
а) “…С полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами, с чёрными, как смоль, волосами”. | а) “Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый…” | а) Манилов |
б) “…Маленькие глазки ещё не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши…” | б) Пруд, в котором, по словам хозяина, “водилась рыба такой величины, что два человека с трудом вытаскивали штуку”. | б) Плюшкин |
в) “…От удовольствия почти совсем зажмурил глаза, как кот, у которого слегка пощекотали за ушами пальцами”. | в) “По огороду были разбросаны кое-где яблони и другие фруктовые деревья, накрытые сетями для защиты от сорок и воробьев…” | в) Собакевич |
г) “Цвет лица имел калёный, горячий, какой бывает на медном пятаке”. | г) “…Две-три клумбы с кустами сиреней и жёлтых акаций; пять-шесть берёз… возносили свои мелколистные жиденькие вершины…” | г) Коробочка |
д) “…Пожилых лет, в каком-то спальном чепце… с фланелью на шее”. | “Деревня… довольно велика, два леса, берёзовый и сосновый, как два крыла, одно темнее, другое светлее, были у ней справа и слева”. | д) Ноздрёв |
а) а, б, д; б, а, б; в, в, г; г, г, в; д, д, а;
б) а, б, д; б, а, б; в, г, а; г, д, в; д, в, г;
в) а, а, б; б, б, д; в, г, а; г, д, в; д, в, г.
6. Художественная роль такой детали, как “какой-нибудь бисерный чехольчик на зубочистку”, который дарит своему мужу Манилова, в том, что она подчёркивает:
а) Манилова искусная рукодельница и заботливая жена;
б) в этой семье знают толк в красивых вещах;
в) автор иронически относится к идиллии, царящей в этой семье.
7. Иван Антонович кувшинное рыло — это:
а) один из купленных Чичиковым мёртвых крестьян;
б) чиновник, оформляющий купчую на приобретённых Чичиковым крестьян;
в) повытчик, на дочери которого Чичиков обещал жениться.
8. Женский персонаж, которому принадлежит следующее портретное описание: “…с очаровательно округлившимся овалом лица, какое художник взял бы в образец для мадонны и какое только редким случаем попадается на Руси…”, — это:
а) Манилова;
б) губернаторская дочка;
в) дама, приятная во всех отношениях.
9. Автор замечает: “…видно, и Чичиковы на несколько минут обращаются в поэтов…”, когда Чичиков:
а) говорит комплименты дамам на балу у губернатора;
б) Чичиков читает письмо незнакомки;
в) узнаёт в дочери губернатора блондинку, которую он встретил на дороге.
10. Кульминация в эпизоде бала у губернатора — это:
а) приезд Коробочки;
б) появление Ноздрёва;
в) поиски Чичиковым дамы, приславшей ему любовное письмо.
11. Слова Чичикова “претерпеть по службе за правду” относятся к тому, что:
а) его оклеветали и обвинили в неблаговидных делах, к которым он не был причастен;
б) крупная сумма, полученная во время службы на таможне, была конфискована, а сам Чичиков с трудом избежал суда;
в) Чичикову отомстил повытчик, который ранее помог ему получить должность, но Чичиков “надул” его.
12. “Птица-тройка” в финале поэмы — это:
а) экипаж, на котором Чичиков поспешно покидает город;
б) символический образ Руси;
в) тройка, на которой мечтает прокатиться автор, любящий быструю езду.
В повседневной практике можно с интересом и пользой применять цепные задания, то есть такие, в которых выбор правильного ответа на последующее задание зависит от правильного ответа на предыдущее. Несколько взаимосвязанных заданий в рамках одного комплекса — это правильный подход к составлению обучающего теста. Однако если одна ошибка может повлечь за собой ещё несколько при неправильном выборе ответа, вряд ли это рационально и корректно по отношению к экзаменующемуся или абитуриенту.
Пример
Фамусов предпочитает Скалозуба Чацкому в качестве возможного жениха своей дочери, потому что Скалозуб:
а) богатый и знатный, а Чацкий очень бедный и безродный;
б) военный, а Чацкий штатский;
в) делает блестящую карьеру, а Чацкий отказывается от службы.
Аргументируйте предыдущий ответ цитатой:
а) “Кто беден, тот тебе не пара”;
б) “А главное, поди-тка послужи”;
в) “К военным людям так и льнут, а потому что патриотки”.
Задание 5 (ответ в конце лекции)
В предложенной ниже системе тестовых заданий назовите цепные задания.
В.А. Жуковский. «Море»
1. По своим жанровым особенностям стихотворение Жуковского «Море»: а) дума; б) элегия; в) баллада.
2. Аргументируйте предыдущий ответ:
а) размышление поэта на философско-социальную тему;
б) лиро-эпическое стихотворение с ярко выраженным сюжетом;
в) стихотворение, проникнутое грустью, раздумьем, размышлением.
3. По своему основному содержанию это стихотворение:
а) философское;
б) пейзажное;
в) любовное.
4. Аргументируйте предыдущий ответ:
а) под морем автор подразумевает себя, под небом — свою возлюбленную, под тучами — преграды, которые мешают им соединиться;
б) в стихотворении изображён морской пейзаж;
в) картины природы в стихотворении важны не только сами по себе, но и как часть размышлений лирического героя.
5. Море в стихотворении Жуковского — это:
а) лирический герой;
б) романтический символ;
в) часть пейзажа.
6. Поэт наделяет море человеческими чувствами и мыслями для того, чтобы: а) показать, что оно тоже может любить и страдать; б) соотнести его переживания со своими; в) создать яркий, психологически глубокий образ.
7. Стилистический приём, о котором шла речь в предыдущем задании, называется:
а) олицетворением;
б) аллегорией;
в) параллелизмом.
8. В стихотворении противопоставлены:
а) лирический герой и море;
б) море и небо;
в) земля и небо.
9. Аргументируйте предыдущий ответ при помощи цитаты:
а) “Иль тянет тебя из земныя неволи // Далёкое, светлое небо к себе?”;
б) “Ты, небом любуясь, дрожишь за него”;
в) “Открой мне глубокую тайну твою”.
10. В движении в стихотворения показан образ:
а) лирического героя;
б) неба;
в) моря.
Система оценки выполнения заданий должна быть предусмотрена разработчиком. Традиционно в заданиях с выбором ответа за правильный ответ дают 1 балл, за неправильный или отсутствующий — 0 баллов. Можно ввести оценку “–1” за неправильный ответ. Вычитая баллы за неверные ответы, мы, возможно, приучим учеников не давать ответы “на авось”. Оценку как педагогический инструмент никто пока не отменял.
В повседневной учительской практике чаще проводится так называемое промежуточное тестирование, с помощью которого на уроке литературы за 5–10 минут проверяется знакомство с текстом произведения, статьёй учебника и т.п. Если делать достаточное количество вариантов таких тестов и не позволять учащимся переговариваться и обмениваться знаками, есть шанс получить адекватный результат опроса. Часто это не удаётся, так как учитель берёт готовые тесты, как правило, существующие в одном варианте. Трудозатраты на самостоятельное конструирование тестов в этих случаях не оправдываются. Правда, сообразительные педагоги уже дают задание ученикам составить тесты по прочитанному. Это напоминает то, как несколько лет назад все составляли сначала викторины, а потом — кроссворды. Что ж, и то и другое — дело хорошее.
В отличие от итогового, контролирующего тестирования промежуточное может и должно выполнять обучающую функцию. При проведении внутреннего тестирования допустимо использование тестов, не прошедших стандартизацию.
Учителю необходимо быть требовательным к качеству тестов, с которыми он работает. К сожалению, объективно качественные тесты по литературе удаётся создавать только для проверки тех знаний, которые поддаются формализации: это в основном история литературы и теория литературы. Таким образом, тесты в формате ЕГЭ вряд ли удастся сделать безупречными, несмотря на то что для этой цели создана специальная структура Министерства образования — Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ). Надо отметить, что за последние годы тесты в ЕГЭ по литературе стали более приемлемыми, хотя к ним остаётся ряд вопросов.
Тест рассматривается нами не как основная, а как вспомогательная методика, способствующая развитию логического мышления, побуждающая к самостоятельной работе и, наконец, содержащая новый, неизвестный материал и помогающая осваивать его при помощи несложных аналитических действий, без которых выполнение такого рода заданий невозможно.
Если в выбранных учителем системных тестах есть внутренняя логика, можно использовать их материал по-разному. Например, если это анализ стихотворения, при помощи теста может быть выполнен его разбор, написан план сочинения и само сочинение. Любой пункт теста может быть развёрнут в отдельное высказывание. Некоторые комплексы можно разбить на более мелкие и использовать по мере изучения произведения и формирования у учащихся тех или иных умений.
Методика самого тестирования должна быть проста: задания выполняются обязательно в том порядке, в котором даны, так как они могут быть логически связаны между собой. Перед непосредственным выполнением следует прочитать все задания и выяснить, где такая связь существует. С организационной точки зрения, если мы хотим, чтобы учащиеся самостоятельно и вдумчиво выполняли задание, нельзя давать всем один и тот же тест. Вариантов должно быть несколько. Если такой возможности нет, лучше использовать имеющийся материал для индивидуальной работы или разбирать задания вслух, не преследуя тех целей, которые в первую очередь предполагает эта форма опроса.
Ответ на задание 1
В пункте 5 ответ в) сформулирован иначе, чем два других. Сравните с пунктом 4: там этой ошибки нет. В пункте 6 использована отрицательная формулировка. В пунктах 7, 8 в содержательной части использованы вопросительные предложения, а в пункте 8, кроме того, стоит вопросительный знак. Формулировки пунктов 7, 8 легко переделать по образцу, например, пункта 9. В задании 10 использованы пунктуационные знаки.
Ответ на задание 2
Таким пунктом следует считать 3. В № 5, 6 слова “самое существенное” и “наиболее важное” уже имеются.
Ответ на задание 4
По форме все задания одинаковые — с выбором одного правильного ответа, но по содержанию тест 5 — на установление соответствия и последовательности.
Ответ на задание 5
1–2, 3–4, 6–7, 8–9
Литература
- Аванесов В.С. Научные основы тестового контроля знаний. М.: Исследовательский центр, 1994.
- Ащепкова Л.Я. Конструирование тестовых заданий и обработка результатов тестирования // http://kpmit.wl.dvgu.ru/library/aschepkova/tests.php
- Единый государственный экзамен: литература: контрол.-измерит. материалы: 2005–2006 / Под общ. ред. С.А. Зинина. М.: Просвещение, 2006.
Примечание
1 Единый государственный экзамен: литература: контрол.-измерит. материалы: 2005–2006 / Под общ. ред. С.А. Зинина. М.: Просвещение, 2006.
Контрольная работа № 1
Состоит из двух частей: тестовой и практической. Ответы на вопросы первой части необходимо внести в прилагаемый бланк на с. 46, а задания второй части выполнить на отдельных листах (в напечатанном виде или разборчивым почерком).
Выполненную работу необходимо выслать в Педагогический университет вместе с бланком или его ксерокопией. Сохраняйте, пожалуйста, копию выполненных вами заданий до получения отзыва.
Все задания контрольной работы составлены на основе материалов первых трёх лекций.
В первой части (тестовой) из возможных ответов предлагается выбрать один правильный и отметить его в «Бланке для ответов». Оценка одного вопроса — 1 балл. Максимальное количество баллов за тестовую часть — 6. Для того чтобы задание считалось выполненным, необходимо правильно ответить не менее чем на три вопроса.
Во второй части слушателям на выбор предлагается два варианта заданий (А и Б), которые необходимо выполнить на отдельных листах.
Задание I (текст познавательной задачи или система развивающих тестов) оценивается от 0 до 10 баллов. Для того чтобы задание считалось выполненным, необходимо набрать не менее шести баллов.
Задание II (развёрнутый ответ к познавательной задаче или описание дидактической функции) оценивается от 0 до 5 баллов. Для того чтобы задание считалось выполненным, необходимо набрать не менее трёх баллов. Таким образом, вторая часть максимально оценивается в 15 баллов.
Для получения зачёта необходимо выполнить тестовые и практические задания. Общая оценка складывается из оценок за каждое задание и может составлять максимально 21 балл. Работа считается успешно выполненной, если слушатель набрал в общей сложности не менее 11 баллов (не меньше 3 за первую часть и 8 — за вторую).
Задания контрольной работы
Часть 1. Тестовые задания
Ответьте на вопросы теста. Зачеркните в бланке для ответов букву, соответствующую правильному ответу.
1. Систему заданий возрастающей трудности и специфической формы, позволяющей качественно оценить структуру и измерить уровень знаний учащихся, называют:
А) педагогическим тестом; Б) познавательной задачей; В) заданием открытой формы.
2. Познавательные задачи
А) содержат алгоритм решения; Б) ориентированы на проблемное обучение; В) конструируются по жёстким образцам.
3. Некорректно сформулированный вопрос — это:
А) Какой в этом рассказе главный герой? Б) Какой герой в этом рассказе главный? В) Каков главный герой этого рассказа?
4. Из перечня требований к познавательной задаче исключите лишнее.
А) Проблемность; Б) относительная самостоятельность; В) целесообразность; Г) доступность решения; Д) однозначность; Е) филологическая корректность; Ж) наличие текста развёрнутого ответа.
5. Из перечня требований к стандартизованным тестам исключите лишнее.
А) Валидность; Б) надёжность; В) однозначность; Г) проблемность; Д) дифференцирующая способность.
6. Дистрактор — это ответ
А) отвлекающий, похожий на правильный; Б) неправильно выбранный испытуемым; В) любой заведомо неправильный ответ.
Часть 2. (Вариант по выбору слушателя.)
Вариант А
I. Сконструируйте познавательную задачу. II. Дайте развёрнутый ответ к ней.
Вариант Б
I. Составьте систему развивающих тестов (из 5–10 вопросов). II. Кратко опишите её дидактическую функцию.