Архив
ПРАКТИКА
Евгения МИНГЕЛЕНЕ
Евгения Викторовна МИНГЕЛЕНЕ(1968) — учитель литературы. Живёт в селе Корткерос, Республика Коми.
Нужны ли в нашей жизни чудеса?
Уроки по повести «Алые паруса»
Алые паруса давно перешли из литературы в наш быт, вызывая всегда лирические, но при этом порой экстравагантные ассоциации (см. с. 16). А тот, кто зайдёт на сайт www.terradreams.narod.ru/pictures/index.html, откуда мы взяли эту картинку (см. вверху), убедится: паруса на ней — действительно алые!
Мне редко удаётся пройти с классом курс литературы от начала до конца: так сложилось, что я “подбираю” 10-е классы. Может, поэтому именно в программе младших классов есть несколько тем, которые, вроде не являясь обязательными, для меня особенно дороги.
На мой взгляд, не многие произведения курса 8–11-го классов, при всей их несомненной нравственной и эстетической ценности, могут подарить современному школьнику представление о романтике и возвышенной мечте. Можно спорить о том, нужно ли это ребёнку в современном прагматичном мире, но не стоит, наверно, забывать об особенностях раннего юношеского возраста: если лишить его понятия “мечта”, он постарается найти ему замену, скорее всего не самую возвышенную. Сегодняшний информационный поток вряд ли даст возможность возвышенно помечтать, а к классической книге без нашей помощи подросток не обратится. Кроме того, работая с курсом 7–8-го классов ещё в прежние годы, обратила внимание на одну не очень нравящуюся мне особенность: раздел литературы XX века представлен произведениями “тяжёлыми” в психологическом плане. Чего стоило, например, изучение почти подряд рассказов Л.Андреева «Кусака», Е.Носова «Кукла», А.Платонова «Юшка», Ф.Абрамова «О чём плачут лошади» в 7-м классе. Крайне тяжело добиться, чтобы эти тексты не рождали в ребятах только ощущение безнадёжности и подавленности, а если говорить о первом впечатлении (как известно, самом сильном и запоминающемся), то в случае домашнего прочтения учитель уже почти бессилен. Современные варианты программ мало изменились в этом плане, хотя и дают возможность варьирования, но и исключать эти рассказы тоже не хочется — они хороший повод для серьёзной беседы. Потому я пытаюсь сочетать их с теми текстами, что предназначены программой для самостоятельного чтения. Это «Маленький принц» Экзюпери, «Алые паруса» А.Грина, рассказы Д.Олдриджа и О.Генри, фантастика как начала века, так и современная. Эти произведения легче читаются и воспринимаются самостоятельно, дают повод для интересного разговора в классе и, по моим наблюдениям, запоминаются надолго. Плюс ко всему, имея значительный объём, некоторые из них дают больший простор для выбора форм и приёмов работы на уроке.
В качестве подтверждения своих мыслей предлагаю вашему вниманию своё прочтение повести Александра Грина «Алые паруса».
Урок может быть проведён в 7-м или 8-м классе — всё зависит от уровня подготовленности класса даже не к прочтению текста, а к подобным формам работы. Работа рассчитана на предварительное знакомство с повестью, поэтому обычно провожу урок в начале четверти, задавая чтение на каникулы. Основой становится работа по группам, в том числе и домашняя, потому класс должен иметь навык такой работы; кроме того, ребята должны к этому моменту уже встречаться с элементами дискуссий на уроке и необходимостью оформить своё мнение в виде рассуждения. Урок предполагает и продолжение работы по анализу эпизода, в частности, мы ещё раз поговорим о связи идей отдельных эпизодов с общим замыслом текста.
Если урок проводится в 7-м классе, его можно соотнести с рассказами Андрея Платонова, сопоставляя как биографии писателей, их страсть к новой жизни и веру в высокие идеалы, так и героев, отношение к ним окружающих. Или же, обдумывая общность идеи, тональность текстов, приурочить к знакомству с рассказом О.Генри «Дары волхвов».
В 8-м классе эти уроки проводились в ходе изучения темы-блока «Повесть как жанр». В разработке этот момент не отражён, но можно познакомить более сильный класс с понятием «феерия» — моим ребятам оно встретится при изучении комедии В.В. Маяковского «Клоп» в том же году при изучении блока «Драма». Всё изложенное выше и становится целью двух уроков по повести, проведённых как уроки внеклассного чтения.
Учебной целью работы на двух уроках становится:
1. Знакомство с повестью и особенностями творческого метода писателя в целом.
2. Обучение умению рассуждать и отстаивать свою точку зрения в устной дискуссии и в оформлении письменного мини-рассуждения.
3. Формирование навыка краткого пересказа и краткой формулировки мысли.
4. Продолжение работы по умению анализировать эпизод, демонстрация взаимосвязи места, функции и значения отдельных эпизодов с идеей произведения.
На первом уроке знакомимся с историей создания повести (можно сделать это после работы с рассказом «Зелёная лампа»). При этом подчеркнём условия, в которых создавалась повесть: послереволюционный голодный город, неистовая вера Грина в мечту о чудесном мире, его отношение к морю и выдуманным им городам. Хорошим подспорьем может стать очерк-эссе К.Г. Паустовского о Грине. Затем начинаем беседу о повести. Ключевыми вопросами этой части работы могут стать следующие.
— Чем необычна повесть в целом?
— Какие впечатления она оставляет?
— Какая история стала основой сюжета? (Учимся кратко излагать содержание — одной-двумя фразами.)
— Можно ли назвать эту повесть сказочной? Почему?
— Как представляет автор героев? Чем необычны имена и названия, использованные в повести?
— Как вы думаете, зачем автору понадобился вымышленный мир? Какими описаниями пользуется Грин, представляя главных героев и мир Каперны? (Приводим в качестве примера два-три фрагмента, особо понравившихся ребятам.)
— Что характерного в этих описаниях? (С одной стороны, они очень красочные, яркие, с другой — позволяют определить авторское отношение.)
— В чём смысл заглавия? Что, по-вашему, символизирует алый парус? Почему?
— Что мы называем мечтой? Нужна ли она в жизни?
Этим вопросом и его первым обсуждением завершаем начальный этап работы и переходим к домашнему заданию. Оно распределяется по трём группам. Каждая получает свой эпизод и отдельные образы для проработки. Общая часть задания: осмыслить свой эпизод, определить его место в композиции, попытаться разъяснить его значение для понимания образов, подготовить свои размышления по вопросам. Задания раздаются на карточках.
1-я группа (Образ Ассоль)
Какого чуда ждёт девочка от алых парусов? (Разговор с Эглем.) Что особенно яркого, характеризующего в описаниях Ассоль? Что, по-вашему, для автора самое главное в её характере? Как вы думаете, если бы дети Каперны приняли Ассоль, смогла бы она дружить с ними? Почему?
2-я группа (Каперна)
В чём Меннерс и Каперна обвиняют Лонгрена и чего не могут ему простить? Что подчёркивает автор в жителях деревни? Найдите детали описания, выдающие их отношение друг к другу. Почему дети Каперны не приняли Ассоль? Перечитайте финал повести. Каким эпитетом Грин обозначил деревню? Почему?
3-й группа (Образ Грея)
Как относятся к нему в доме родителей? Почему ради него готовы нарушить вековые традиции дома? Что, по-вашему, главное в его характере? Каково его влияние на окружающих? Перечитайте разговор Грея с командой.
Готовясь дома, ребята отмечают нужные фрагменты повести, продумывают краткий пересказ отмеченного и свои ответы на поставленные вопросы.
Основой второго урока становится работа по домашним заготовкам и обсуждение вопросов дискуссионного характера. На доску выносится название урока и высказывания-эпиграфы.
Чего человек не понимает, тем он владеть не может (И.Гёте).
Верю в конечный светлый смысл нашего существования на Земле, в то, что жизнью своей мы удобрим какие-то великие цели (В.Распутин).
Урок начинаем с вопроса, завершившего предыдущую беседу.
— Мы говорим сегодня о мечте, о том, нужна ли она в нашей жизни. Как вы для себя решили: что имеет право называться мечтой? Вы согласны с высказыванием В.Г. Распутина?
— А с каким словом соотнёс это понятие Грин? (Мечта — сказка — чудо.)
— Нужны ли в реальной жизни чудеса? (Ответы могут быть разными, потому своих учеников я предупреждаю заранее, что на подобных занятиях приветствуется любая самостоятельно сформулированная мысль, — и оценивать в этой ситуации можно только правильность построения, доказанность рассуждения, но ни в коем случае не сам тезис.)
— А как вы поняли позицию писателя? Какими способами он пытается убедить нас в необходимости чуда?
Проверяем домашнее задание. Сначала оценим композиционную и функциональную роль эпизодов.
Встреча девочки со сказочником — это не только завязка сюжета, но и завязка всей жизни, судьбы Ассоль. Обратим внимание на следующие моменты: чем объяснить необычный подарок Эгля? Почему именно Ассоль он дарит свою сказку? (Необходимо остановиться на характеристике героини и отношении к ней автора.) В качестве вывода на этом этапе можно заметить, что благодаря этой сцене мы понимаем характер героини до конца, отношение к ней автора.
История Каперны. Отмечаем приём контраста, через который представлена деревня. Чем отличается она от семьи Лонгрена? При очевидной схожести образа жизни главное — отношения. Финальная сцена — развязка, в которой прозвучат ещё раз довольно резкие оценки автора. Зачем подчёркнуто “поражение” деревни? (Это ещё раз убеждает нас в необходимости веры в чудо.)
История Грея. Характеризуя героя, отмечаем совпадения с судьбой девушки: при всей разнице жизни они оба были любимы с детства, их учили любви ко всему живому. В чём сила Грея? (Он привык добиваться всего своими силами, оставаясь при этом добрым человеком.) Разговор с командой, с точки зрения идеи, — кульминационный эпизод. В повести нет сказочных элементов, а слова Грея убеждают в том, что сказку можно сделать для кого-то.
— Что же пытается доказать нам великий мечтатель? В чём идея повести? Вы с ней согласны?
Предлагаем группам обдумать заключение по своей работе, в помощь даём вопросы дискуссионного характера.
1-я группа. Права ли была Ассоль, всю жизнь проведя в ожидании сбывшейся сказки? (Сопоставьте позицию автора и собственную.)
2-я группа. Согласны ли вы с оценкой деревни в повести? Можно ли вопреки всем жить по-своему?
3-я группа. Нужно ли поддерживать в людях веру в чудеса? А дарить другим чудо?
Финальную часть урока можно провести в форме мини-диспутов или предложить группам выслушать все мнения внутри, оформить свою позицию (или основные мнения) в виде рассуждения и прочитать его в завершение урока. Остальных просим внимательно выслушать ответы и попытаться найти в них “слабые места” — бездоказательные тезисы, неточные аргументы и т.п.
Домашнее задание будет зависеть от окончания урока: если спор получится бурным, можно дать вопросы для мини-рассуждения. В случае если спорить не захотят и все придут к соглашению, для мини-рассуждения можно предложить вопрос, поставленный в названии урока. Дома все выскажут свою точку зрения письменно, в форме рассуждения.